решение о признании права на предоставление социальной выплаты, включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ



Дело№2-84/2011г.

                                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                                       именем    Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Калашниковой О.Н.,

    при секретаре     Мерзляковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ленинске-Кузнецком

                                                                                                              12 января 2011 года

гражданское дело по иску Булгакова Е.Ю., Булгаковой А.П., Паниной Т.М., Панина П.Ю. к А, третьим лицам - М, Ф о признании права на предоставление социальной выплаты, включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ.

УСТАНОВИЛ:

Булгаков Е.Ю., Булгакова А.П., Панина Т.М., Панин П.Ю. обратились в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском к А, третьим лицам - М, Ф, включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ, мотивируя требования тем, что в соответствии с договором купли-продажи от <дата>, зарегистрированным в У <дата>, Булгакову Е.Ю. и Булгаковой А.П. на праве общей совместной собственности принадлежит квартира, состоящая из 2-х комнат, общей площадью <номер> кв. метров, расположенная по адресу: <адрес>. <дата> Булгаков Е.Ю. и Булгакова А.П. были зарегистрированы в квартире по <адрес>, <дата> с их согласия в указанной квартире были зарегистрированы Панина Т.М. и Панин П.Ю. Согласно Заключению Сибирского Филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Г» Межотраслевого научного центра ВНИМИ дом, расположенный по <адрес> подработан, так как расположен на горном отводе ликвидируемой шахты «К» 2-ой район. Согласно списка, прилагаемого к Заключению Сибирского филиала ВНИМИ <номер> от <дата>, дом по <адрес> отнесен к ветхим домам по причине подработки, рекомендованных к носу. В связи с этим, они обратились в А с заявлением о включении их в Список граждан, подлежащих переселению в связи со сносом жилья, но получили отказ по тем основаниям, что квартира по <адрес> в момент приобретения в собственность находилась на подработанной территории ликвидированного К, и они были зарегистрированы в квартире только в <дата>, в связи с этим, А считает, что они искусственно ухудшили жилищные условия, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Считают отказ А необоснованными по следующим основаниям: в <дата> Булгаковы вступили в фактические брачные отношения, с этого времени стали проживать с родителями Паниной Т.М. и Паниным П.Ю. одной семьей в доме по <адрес>, который принадлежит на праве личной собственности по договору дарения Паниной Т.М. <дата> Булгаковы вступили в зарегистрированный брак, продолжали проживать с родителями. На подаренные на свадьбе деньги Булгаковы решили приобрести в собственность квартиру, в <дата> года они отдали задаток за квартиру и приступили к её ремонту. О том, что дом по <адрес> подлежит сносу им известно не было. После заключения сделки купли-продажи квартиры и окончания ремонта, они всей семьей переселились из дома по <адрес> в квартиру по <адрес>, где и проживают по настоящее время все вместе одной семьей, имеют общий бюджет, ведут совместное хозяйство. <данные изъяты> С целью погашения долгов, они решили продать дом и всей семьей проживать в квартире, кроме того, после утраты младшей дочери, они не могут проживать порознь. Считают, что А должна оказать им содействие в приобретении жилья взамен сносимого в соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков    на семью из 4-х человек по 18 кв. метров на каждого, то есть 72 кв.м. Просят обязать А включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, и произвести расчет размера предоставляемых субсидий для приобретения жилья в соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428, признать за ними право на получение за счет средств федерального бюджета    социальной выплаты для приобретения жилого помещения в г.Ленинске-Кузнецком    из расчета 18 кв. метров на каждого.

В ходе судебного разбирательства истцы уточнили заявленные исковые требования, просят обязать Администрацию А включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте и произвести расчет размера предоставляемых субсидий для приобретения жилья в соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428, признать за ними право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в г.Ленинске-Кузнецком    из расчета 18 кв. метров на каждого.

В судебном заседании 12.01.2011 года истцы Панина Т.М. и Булгаков Е.Ю. поддержали исковые требования в полном объеме.

Булгакова А.П., Панин П.Ю. в судебное заседание 12.01.2011 года не явились, о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, что подтверждено заявлениями.

Представитель ответчика – А Петров Д.В., действующий на основании доверенности <номер> от <дата>, исковые требования не признал, просил в иске отказать, мотивируя тем, что в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства от 13.07.2005 г. № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятия по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (п. 5 Правил). Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (п. 8 Правил). Таким образом, считает, что требования истцов не обоснованны в связи с тем, что на момент ликвидации организации угольной промышленности в указанном жилом помещении истцы не проживали, не являлись его собственниками, приобретя указанное жилое помещение, они совершили умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, а в данном случае возникает обязанность органов местного самоуправления по включении в Список и органов государственной власти в предоставлении социальной выплаты из средств федерального бюджета главным распорядителем, которых является Министерство энергетики РФ. Таким образом, считает, что в соответствии со статьей 5.4 Жилищного кодекса РФ в случае намеренного ухудшения жилищных условий граждане принимаются на учет, а в данном случае включаются в Список не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, считает, что требования, предъявленные истцами, не основаны на нормах действующего законодательства. Также считает, что истцы не утратили право на проживание в жилом доме по <адрес>, собственником которого является Панина Т.М., так как до момента приобретения квартиры по <адрес> истцы проживали одной семьей по <адрес>, вели общее хозяйство.

Представители третьих лиц – М и Ф в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Федеральное государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов просило рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения, предоставив письменные возражения на требования истцов, из которых следует, что требования истцов о включении их в список на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности неправомерны и подлежат отклонению, так как приобретая ветхое жилое помещение истцы заведомо знали о неблагоприятных последствиях проживания в таком помещении, в соответствии    со ст.ст. 210,211 ГК РФ истцы несут бремя содержания, риск случайной гибели или случайного повреждения принадлежащего им имущества.

     Заслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав письменные материалы дела и изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению частично.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Судом установлено, что в соответствии с договором купли-продажи квартиры от <дата> (л.д.22-23) истцам – Булгакову Е.Ю., Булгаковой А.П., состоящим в браке с <дата> (л.д.35), на праве общей совместной собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (л.д.24).

В указанной квартире истцы зарегистрированы по месту жительства с <дата>, с <дата> в указанной квартире по месту жительства зарегистрированы родители Булгаковой А.П. - Панина Т.М. и Панин П.Ю..

Из заключения СФ ВНИМИ <номер> от <дата> об оценке степени подработанности жилых домой, расположенных на горном отводе ликвидируемого К рекомендованных к сносу следует, что жилой дом по <адрес> был признан ветхим с высоким уровнем деформаций «П», рекомендуемых к сносу по причине подработки.

Из заключения СФ ОАО ВНИМИ <номер> от <дата> о влиянии горных работ ликвидированных шахт Я и К на техническое состояние жилых домов и рекомендаций по их сохранению или сносу и приложения к нему следует, что жилой дом по <адрес>    находится    на горном отводе ликвидированной шахты К, подлежит сносу по причине непригодности для проживания, непригодность для проживания данного дома обусловлена причиной ведения горных работ ликвидируемой К процент износа дома – 65%.

Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года (в редакции от 14.11.2007 года № 428) «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» предусмотрено, что средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются на счета органа местного самоуправления в виде субвенций.

В частности, согласно п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Пунктом 8 Постановления № 428 от 13.07.2005 года предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Таким образом, списки не носят постоянный характер, а подлежат уточнению путем внесения в них изменений до момента фактического сноса ветхого жилья.

       Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления им социальной выплаты в дальнейшем.

В соответствии с ч. 2 п. 11 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 г. № 428, гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему субсидии.

Таким образом, субсидия должна быть предоставлена собственнику и членам его семьи, проживающим в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с ч.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Таким образом, став собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> истцы приобрели право на проживание в указанном жилом помещении, но так как    данный жилой дом не пригоден для проживания и подлежит сносу, суд считает, что истцы, как собственники жилого дома, приобрели право на предоставление им социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Постановлением Правительства № 428.

Поскольку судом установлено, что истцы имеют право на предоставление им социальной выплаты, и предоставление данной социальной выплаты осуществляется согласно порядку, предусмотренному Постановлением Правительства № 428,на основании составленных списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления, истцы подлежат включению в данный список ответчиком.

Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв.метра - для одиноких граждан; 42 кв.метра - на семью из двух человек; 18 кв.м. - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более. Таким образом, норма площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, напрямую зависит от количества членов одной семьи.

Допрошенные в судебном заседании свидетели М.М., Д.В., В.В., Е.В., В.С. подтвердили, что истцы проживают совместно по адресу: <адрес> постоянно с <дата>, иного жилья не имеют, сделали капительный ремонт    в указанной квартире, так как не знали о том, что дом попадет под снос, намеревались проживать в указанной квартире.

Судом установлено, в соответствии с договором дарения от <дата> Паниной Т.М. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.7).

Суд учитывает, что социальные выплаты направлены на оказание материальной помощи гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающим в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения.

Суд считает, что требования Паниных не подлежат удовлетворению, так как жилое помещение по адресу: <адрес> не является для семьи Паниных их постоянным единственным местом жительства, собственниками квартиры по <адрес> они не являются.

Показания свидетелей о том, что Панины проживали одной семьей с Булгаковыми в квартире по <адрес> не могут повлиять на выводы суда о необоснованности    требований Паниных.

Учитывая изложенное, суд считает, что Булгаковы имеют право на предоставление социальной выплаты из расчета 42 кв. метров на семью из двух человек.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                          Р Е Ш И Л :

Исковые требования Булгакова Е.Ю., Булгаковой А.П. удовлетворить.

Обязать А включить Булгакова Е.Ю., Булгакову А.П. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте и произвести расчет размера предоставляемой субсидии для приобретения жилья в соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428.

Признать за Булгаковым Е.Ю., Булгаковой А.П. право на получение социальной выплаты из расчета 42 кв. метра на семью из двух человек для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ жилого помещения по адресу: <адрес> за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

В удовлетворении исковых требований Паниной Т.М., Панину П.Ю. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

.

Согласовано

Судья:                                                                                                                 О.Н.Калашникова