Дело № 2- 556 (2011 г)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего Якушиной И.Н.
при секретаре Финк М.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ленинске-Кузнецком
24 февраля 2011 года
гражданское дело по иску прокурора г. Ленинска-Кузнецкого в интересах лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей – Прошина В.С. к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор, действующий в интересах лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей – Прошина В.С. обратился в суд с иском к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа с требованием о предоставлении вне очереди Прошину В.С. жилого помещения по договору социального найма. Требования мотивирует тем, что родители несовершеннолетнего умерли – мать ПЕ. <дата>, отец – ПС. <дата>. Согласно Распоряжения Администрации города Полысаево от <дата> <номер> Прошин В.С. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, находился под опекой Д., в 2009 году закончил обучение в ГОУ НПО ПЛ <номер> по профессии <данные изъяты> В связи с отсутствием закрепленного за Прошиным В.С. жилого помещения Постановлением Администрации г. Ленинска-Кузнецкого от <дата> <номер> Прошин В.С. был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В предоставлении жилого помещения ответчиком Прошину В.С. отказано, мотивировано тем, что свободных жилых помещений, которое могло бы быть ему предоставлено, в наличии нет. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если основанием для такого обращения является обращение гражданина о защите и обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Считает данный отказ в предоставлении жилого помещения Прошину В.С. муниципального образования - Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа незаконным, просит обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить Прошину В.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области, размером не менее 33 квадратных метров общей площади.
В судебном заседании помощник прокурора Баженов А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Прошин В.С. в судебном заседании также полностью поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа Гурьбина А.В., выступающая по доверенности от <дата>, исковые требования не признала в полном объеме, мотивируя тем, что в соответствии с п.2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Законом Кемеровской области от 14.11.2005 № 124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов были наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). Пунктом 2 статьи 5 Закона Кемеровской области № 124-03 на органы государственной власти Кемеровской области возложены обязанности по обеспечению передачи органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. В развитие указанных предписаний статья 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Как указано в определении Конституционного суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П, такой порядок является обязательным во всех случаях.
Представитель третьего лица Управление образования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Б. по доверенности от <дата> в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора, указав, что за сиротой Прошиным В.С. никакого жилья не было закреплено, в настоящее время он проживает у своих знакомых, ранее Прошин В.С. находился в учебном учреждении на полном государственном обеспечении.
Представитель третьего лица Главного финансового управления Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В порядке ст. 35 ГПК РФ предоставлен отзыв на исковые требования, в котором указывает на то, что жилое помещение Прошину В.С. должно быть предоставлено органом местного самоуправления - Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа (л.д. 54-56).
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора, действующего в интересах лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей – Прошина В.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Частью 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Согласно ч.4 ст.57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
ч.5 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как следует из ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ч.1 ст.56 ЖК РФ.
Согласно ч.2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Частями 3,4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95г. N 154-ФЗ в ведении муниципальных образований могут находиться отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона Кемеровской области № 124-03 от 14.11.2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 13.10.2009 г.), органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из абз. 2, 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996года (ред. от 17.12.2009 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по местужительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечение родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие семья опекуна (попечителя), приемная семья. Снятие детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Статьей 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. 30.06.2007 г.) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.
Для обеспечения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:
местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область;
местом регистрации рождения лица является Кемеровская область;
последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 вышеприведенного закона принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) осуществляется соответствующим органом местного самоуправления.
В статье 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67- ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из данной статьи следует, что гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Жилые помещения лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно Постановлению Ленинск-Кузнецкого городского Совета Народных Депутатов от 30 июня 2005 г. № 18 «О норме предоставления площади жилого помещения» установлена норма предоставления жилого помещения в городе Ленинске-Кузнецком по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра.
Судом установлено, что родители Прошина В.С. умерли – мать ПЕ. <дата> ( свидетельство о смерти л.д. 46), отец – ПС. <дата>( свидетельство о смерти л.д. 52). Согласно Распоряжения Администрации города Полысаево от <дата> <номер> Прошин В.С. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, с октября 2004 года находился под опекой Д., ( л.д. 43), с 2007 года по 2009 год обучался в ГОУ НПО ПЛ <номер>, закончил обучение по профессии «<данные изъяты> в 2009 году. В связи с отсутствием закрепленного за Прошиным В.С. жилого помещения Постановлением Администрации г. Ленинска-Кузнецкого от 11.04.2006 года <номер> Прошин В.С. был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, очередь 227 ( л.д. 26-28, 44).
Судом установлено, что сиротой Прошиным В.С. Управлением образования Администрации города Ленинска-Кузнецкого жилье не закреплялось, Прошин В.С. не имеет в городе Ленинске-Кузнецком какого либо иного жилого помещения, находящегося в его собственности либо по договору социального найма, что подтверждается справкой БТИ гор. Ленинска-Кузнецкого и ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, справкой из Управления образования Администрации города Ленинск-Кузнецкого ( л.д. 12,13,14,34).
В связи с тем, что Прошин В.С. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, по прекращению опеки, и по окончании общеобразовательного учреждения – профессионального лицея <номер>, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ он имеет право на внеочередное получения жилого помещения по договору социального найма. В настоящее время Прошину В.С. жилое помещение как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлено ( л.д.44-45).
Учитывая вышеизложенные доказательства, а также то, что Прошин В.С. родился в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области, состоит на учете в администрации г. Ленинска-Кузнецкого как нуждающийся в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, жилое помещение ему должно быть предоставлено на основании решения органа местного самоуправления по договору социального найма – а именно Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Таким образом, суд считает, что Прошин В.С. на основании ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательном учреждении должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по норме общей площади - 33 кв.м., расположенное в черте г. Ленинска-Кузнецкого. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления, в связи с чем, суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению жилого помещения Прошину В.С. на Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Согласно положениям ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ (в редакции Закона от 27.12.2009г.) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, указаны в числе отдельных категорий организаций, подлежащих освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области предоставить вне очереди Прошину В.С., <дата> года рождения, по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области, размером не менее 33 квадратных метров общей площади.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2011 года.
Судья: подпись
Копия верна
Судья: Якушина И.Н.