Решение по делу о предоставлении жилого помещения по договору социальногг найма



Дело№2-859/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Калашниковой О.Н.,

с участием пом. прокурора <данные изъяты> Баженова А.А.,

при секретаре Мерзляковой М.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком

                                                                                                                 29 марта 2011 года

гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в интересах В.В. к муниципальному образованию <данные изъяты>, третьим лицам: Управлению образования <данные изъяты>, Главному финансовому управлению <данные изъяты>, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

                                                 У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <данные изъяты>, действуя в интересах В.В. в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ, обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском    к муниципальному образованию <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя требования тем, что прокуратурой города рассмотрено и разрешено обращение В.В. о защите её жилищных прав, в ходе проверки установлено, что В.В. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей с <дата>, что подтверждается распоряжением Администрации <данные изъяты> от <дата> <номер>, родители В.В.- мать Т.В. и отец В.М. лишены родительских прав. Согласно сведениям, предоставленным <данные изъяты> отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, филиалом <номер> ГП КО «Центр технической инвентаризации <адрес> помещений, принадлежащих В.В. и её родителям, не имеется. В связи с отсутствием закрепленного за В.В. жилого помещения Постановлением Администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> В.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, номер очереди среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 334. До настоящего времени В.В. жилое помещение по договору социального найма Администрацией г<данные изъяты> не предоставлено.

Прокурор <данные изъяты> просит обязать муниципальное образование <данные изъяты> предоставить В.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее установленным стандартам и техническим нормам общей площадью не менее 33 кв. метра в черте <адрес>.

В судебном заседании пом. прокурора <данные изъяты> Баженов А.А. и В.В. поддержали исковые требования.

Представитель ответчика - <данные изъяты> Петров Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора <данные изъяты> в интересах В.В. не признал, просил в иске отказать, мотивируя тем, что Администрация <данные изъяты> не является надлежащим ответчиком, так как предоставление жилых помещений детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Возложенные на муниципальное образование <данные изъяты> полномочия в части обеспечения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах поступающих из областного бюджета средств, исполняются в полном объеме, а направлять средства местного бюджета, предусмотренные на иные цели, на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считает недопустимым. Также считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований прокурора, так как В.В. проходит очное обучение в профессиональном училище <номер>, находится на полном государственном обеспечении, срок обучения заканчивается лишь <дата>, в связи с чем, считает, что право на внеочередное предоставление жилья у В.В. возникнет лишь по окончании обучения в училище.

Представители третьих лиц - Главного финансового управления <данные изъяты> и Управления    образования <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Главным финансовым управлением <данные изъяты> представлены письменные возражения относительно исковых требований, в которых Главное финансовое управление просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления, при этом Главное финансовое управление <данные изъяты> требования прокурора <данные изъяты> находит обоснованными, поскольку органы местного самоуправления наделены     полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежные средства на приобретение жилья предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений. С момента зачисления денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Отношения, которые возникают между    бюджетом муниципального образования и бюджетом субъекта РФ являются    вторичными и не имеют какого-либо отношения к существу рассматриваемого спора. Главное финансовое управление <данные изъяты> считает Администрацию муниципального образования надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

          Заслушав пом. прокурора <данные изъяты> Баженова А.А., В.В., представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г<данные изъяты>, предъявленные в интересах В.В., обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

           Статья 1 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, что В.В., <дата> года рождения, уроженка <адрес>, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как согласно решению Ленинск-Кузнецкого городского суда от <дата>, вступившего в законную силу <дата>, родители В.В. - Т.В. и В.М. были лишены родительских прав в отношении дочери В.В. (л.д.15-16).

            На основании распоряжения Администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> «О направлении несовершеннолетних в детские государственные учреждения» несовершеннолетняя В.В., <дата> года рождения, была направлена в детское учреждение (л.д. 17).

В соответствии с постановлением Администрации г<данные изъяты> от <дата> <номер> (л.д.22-24), В.В. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Судом установлено, что за В.В. в установленном порядке не было закреплено жилое помещение.

По достижении совершеннолетия В.В. Администрацией <данные изъяты> во внеочередном порядке не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма. В списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, номер очереди В.В. среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -334 (л.д.32).

На момент рассмотрения дела В.В. не имеет собственного жилья (л.д.25,31,34).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно ч.3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного, предоставление жилых помещений детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст.132 Конституции РФ    органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Судом установлено, что    в соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Жилое помещение предоставляется вышеуказанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", в соответствии со ст.2 указанного Закона, принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления.

В соответствии с п.3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с п.8 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), жилые помещения лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что жилые помещения предоставляются по месту постановки на учет органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ и на основании Постановления Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2005 года №18 норма предоставления площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина – 33 квадратных метра.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по предоставлению В.В. жилого помещения по договору социального найма на администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа, поскольку судом установлено нарушение права В.В. на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Доводы ответчика о недостаточности денежных средств, поступающих из областного бюджета в виде субвенций на осуществление    отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлиять на выводы суда    об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.

Учитывая, что попечительство над В.В. закончено, <дата> она окончила <данные изъяты> (л.д.13), доводы представителя ответчика о том, что требования прокурора преждевременны, так как В.В. продолжает обучение, суд находит несостоятельными.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            Удовлетворить    исковые требования прокурора <данные изъяты>.

             Обязать муниципальное образование <данные изъяты> предоставить В.В., <дата> года рождения, уроженке <адрес> вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее установленным стандартам и техническим нормам общей площадью не менее 33 кв. метров в черте <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Согласовано

Судья:                                                                                                         О.Н.Калашникова