Решение по делу о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело №2-901/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Калашниковой О.Н.,

при секретаре Мерзляковой М.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком

                                                                                                                 06 апреля 2011 года

гражданское дело по иску Шакуриной Н.П. к Администрации <данные изъяты>, третьему лицу Главному финансовому управлению <данные изъяты>, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

                                                                 У С Т А Н О В И Л :

Шакурина Н.П. обратилась в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском    к Администрации <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя требования тем, что в соответствии с распоряжением Администрации <данные изъяты> <номер> от <дата> она имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, так как ее родители: мать - М.В. и отец - П.М. лишены родительских прав по решению <данные изъяты> суда от <дата>, в связи с чем, она была направлена в детское государственное учреждение - <данные изъяты> где находилась с <дата> по <дата>. В <дата> она была принята на учет в Администрации <данные изъяты> в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, номер очереди среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <номер>. <дата> она стала студенткой <данные изъяты>, срок окончания обучения - <дата>. В настоящее время она проживает в общежитии, однако, по окончании обучения, она потеряет право проживания в указанном общежитии, другого жилья у неё нет, жилое помещение за ней не закреплено. Просит обязать Администрацию <данные изъяты> предоставить ей жилое помещение по социальным нормам в <адрес> к <дата>, т.е. после окончания <данные изъяты>.

В судебном заседании Шакурина Н.П. поддержала заявленные исковые требования, просила обязать Администрацию <данные изъяты> предоставить ей вне очереди к <дата> жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, в черте <адрес>.

Представитель ответчика - Администрации <данные изъяты> Гурьбина А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Шакуриной Н.П. не признала, просила в иске отказать, мотивируя тем, что Администрация <данные изъяты> не является надлежащим ответчиком, так как предоставление жилых помещений детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Возложенные на муниципальное образование <данные изъяты> полномочия в части обеспечения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах поступающих из областного бюджета средств, исполняются в полном объеме, а направлять средства местного бюджета, предусмотренные на иные цели, на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считает недопустимым. Также считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований Шакуриной Н.П., так как Шакурина Н.П. проходит очное обучение в <данные изъяты>, срок обучения заканчивается лишь <дата>, в связи с чем, считает, что право на внеочередное предоставление жилья у Шакуриной Н.П. возникнет лишь после окончания обучения в институте.

Представитель третьего лица - Главного финансового управления <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела был извещены надлежащим образом.

Главным финансовым управлением <данные изъяты> представлены письменные возражения относительно исковых требований, в которых Главное финансовое управление просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления, при этом Главное финансовое управление <данные изъяты> требования Шакуриной Н.П. находит обоснованными, поскольку органы местного самоуправления наделены     полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежные средства на приобретение жилья предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений. С момента зачисления денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Отношения, которые возникают между бюджетом муниципального образования и бюджетом субъекта РФ являются вторичными и не имеют какого-либо отношения к существу рассматриваемого спора. Главное финансовое управление <данные изъяты> считает Администрацию муниципального образования надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

          Заслушав истицу Шакурину Н.П., представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Шакуриной Н.П. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

           Статья 1 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, что Шакурина Н.П., <дата> года рождения, уроженка <адрес>, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как заочным решением <данные изъяты> суда от <дата> родители Шакуриной Н.П. - М.В. и П.М. были лишены родительских прав в отношении дочери Шакуриной Н.П. (л.д.5-7).

            На основании выписки из распоряжения Администрации <адрес> от <дата> <номер> «О направлении несовершеннолетних в детские государственные учреждения» несовершеннолетняя Шакурина Н.П., <дата> года рождения, была направлена в детское учреждение (л.д. 8).

    С <дата> Шакурина Н.С. находилась на полном государственном обеспечении в <данные изъяты>, в период <дата> она обучалась в <данные изъяты>, что подтверждается копией диплома, где также находилась на полном государственном обеспечении, а с <дата> по настоящее время обучается в <данные изъяты>, срок окончания обучения в котором заканчивается <дата>, что подтверждается справкой с места учебы (л.д.10).

    Судом установлено, что в соответствии с распоряжением Администрации <данные изъяты> от <дата> <номер>    за Шакуриной Н.П.было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что в связи со сносом жилого дома по <адрес>, проживающей в указанной квартире М.В. было предоставлено иное жилое помещение по договору социального найма без учета права Шакуриной Н.П. на данное жилое помещение, что подтверждается договором социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес> из которого следует, что. совместно с нанимателем Шакуриной Н.П. в указанное жилое помещение    вселен <данные изъяты>., при этом жилое помещение по адресу: <адрес> состоит из 1 комнаты в коммунальной квартире, жилой площадью 17,4 кв.метра.

    Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии закрепленного жилого помещения за Шакуриной Н.П., что также не оспаривалось представителем ответчика.

    Судом установлено, что постановлением Администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> (л.д.28-29), Шакурина Н.П. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на момент рассмотрения дела с учета не снята.

В списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, номер очереди Шакуриной Н.П. среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - <номер> (л.д.27).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно ч.3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного, предоставление жилых помещений детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст.132 Конституции РФ    органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Судом установлено, что    в соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Жилое помещение предоставляется вышеуказанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", в соответствии со ст.2 указанного Закона, принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления.

В соответствии с п.3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с п.8 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), жилые помещения лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что жилые помещения предоставляются по месту постановки на учет органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ и на основании Постановления Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2005 года №18 норма предоставления площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина – 33 квадратных метра.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по предоставлению Шакуриной Н.П. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. метров в черте <адрес> по договору социального найма на администрацию <данные изъяты>, поскольку судом установлено нарушение ответчиком права Шакуриной Н.П. на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Доводы ответчика о недостаточности денежных средств, поступающих из областного бюджета в виде субвенций на осуществление    отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлиять на выводы суда    об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Учитывая, что попечительство над Шакуриной Н.П. закончено, <дата> она окончила <данные изъяты>, доводы представителя ответчика о том, что требования Шакуриной Н.П. преждевременны, так как Шакурина Н.П. продолжает обучение, суд находит несостоятельными, поскольку право на получение жилого помещения вне очереди у Шакуриной Н.П. возникло    еще в <дата>, в связи с чем, суд не находит оснований для установления срока исполнения решения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            Удовлетворить    исковые требования Шакуриной Н.П..

            Обязать Администрацию <данные изъяты> предоставить    Шакуриной Н.П., <дата> года рождения, уроженке <адрес> вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 33 кв. метров в черте <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Согласовано

Судья:                                                                                                         О.Н.Калашникова