решение по иску о признании незаконным бездействия



    Дело № 2-2311

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Ленинск - Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Зебровой Л.А.,

при секретаре Косяченко К.О.,

с участием помощника прокурора Ленинск – Кузнецкого района Бочаровой Е.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Ленинске – Кузнецком Кемеровской области

                                                                                        «08» августа 2011 года

гражданское дело по иску прокурора Ленинск-Кузнецкого района в интересах П. к Государственному учреждению Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Филиал №6 о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

       Истец - прокурор Ленинск-Кузнецкого района в интересах в интересах П., <дата> года рождения, обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Филиал №6 (далее по тексту ГУ КРОФСС РФ Филиалу №6) и просит суд признать незаконным бездействие ответчика – ГУ КРОФСС РФ Филиалу №6, выразившееся в необеспечении за счет средств федерального бюджета бесплатными креслом - коляской, корсетом фиксирующим, подгузниками ребенка-инвалида П., обязать ответчика совершить определенные действия – обеспечить бесплатными креслом - коляской, корсетом фиксирующим, подгузниками, проживающую по адресу: <адрес>, установив ответчику срок для выполнения указанных действий в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, взыскать с ответчика государственную пошлину, максимально снизив ее размер на основании п.2 ст.333.20, ст.333.41 НК РФ, учитывая его имущественное положение (дефицит бюджета Фонда социального страхования РФ).

        Свои требования мотивирует тем, что при проведении прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района проверки исполнения законодательства в части обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, выявлен факт незаконного бездействия Филиала №6 ГУ-КРОФСС РФ, а именно: филиал №6 ГУ-КРОФСС РФ не обеспечивает техническими средствами реабилитации обратившихся за ними инвалидов своевременно и в полном объеме. П., <дата> года рождения, на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от <дата> <номер>, признана ребенком-инвалидом на срок до <дата>. Законный представитель ребенка-инвалида С. 01.12.2010 года обратилась в филиал №6 ГУ-КРОФСС с заявлениями о получении кресла-коляски, корсета фиксирующего, подгузников. Однако до настоящего времени технические средства реабилитации не предоставлены, инвалид не получил рекомендованных технических средств реабилитации, что препятствует его медицинской реабилитации, нарушает его права и законные интересы. В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по возрасту и состоянию здоровья не может сам обратиться в суд. П. является ребенком-инвалидом, то есть несовершеннолетним лицом, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, а потому по состоянию здоровья, а также в силу своего несовершеннолетнего возраста, она не может сама обратиться в суд и защищать свои права и интересы при рассмотрении дела в суде. А потому прокурор просит признать незаконным бездействие ответчика – ГУ КРОФСС РФ Филиалу №6, обязать ответчика совершить определенные действия – обеспечить бесплатными креслом - коляской, корсетом фиксирующим, подгузниками ребенка-инвалида П., установив ответчику срок для выполнения указанных действий в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, и взыскать с ответчика государственную пошлину, максимально снизив ее размер на основании п.2 ст.333.20, ст.333.41 НК РФ, учитывая его имущественное положение (дефицит бюджета Фонда социального страхования РФ).

       В судебном заседании помощник прокурора Ленинск – Кузнецкого района Бочарова Е.Е. заявленные исковые требования поддержала, но с учетом того, что в настоящее время ответчиком выдано П. в добровольном порядке кресло-коляска, а также подгузники, то в настоящее время просит суд признать незаконным бездействие ответчика – филиала №6 ГУ – КРОФСС РФ, обязать ответчика совершить определенные действия – обеспечить бесплатным корсетом фиксирующим ребенка-инвалида П., <дата> года рождения, проживающую по адресу: <адрес>, установив ответчику срок для выполнения указанных действий в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также взыскать с ответчика государственную пошлину, максимально снизив ее размер на основании п.2 ст.333.20, ст.333.41 НК РФ, учитывая его имущественное положение (дефицит бюджета Фонда социального страхования РФ). При этом также пояснила, что не возражают против предоставления ответчику срока до 01.11.2011 года для обеспечения ребенка-инвалида П. бесплатным корсетом фиксирующим.

         Представитель Государственного Учреждения Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации К., выступающая на основании доверенности <номер> от <дата> со сроком действия по <дата>, в судебном заседании уточненные требования прокурора не признала и пояснила, что

согласно ст. 5 Федерального закона от 08.12.2010 года № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» Фонд осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации (TCP) и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Таким образом, затраты, связанные с обеспечением TCP инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, являются расходными обязательствами РФ, и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета. Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы ограничены в деятельности по обеспечению инвалидов TCP выделенными из федерального бюджета суммами ассигнований на очередной финансовый год.

           С 01.10.2008 года порядок обеспечения инвалидов TCP определяют «Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года № 240 в редакции от 08.04.2011 года (далее - Правила). Обеспечение граждан льготной категории осуществляется в соответствии с заключенными государственными контрактами на обеспечение различными TCP и протезно-ортопедическими изделиями.

            В случае, если предусмотренное программой TCP не может быть предоставлено инвалиду, он может самостоятельно приобрести указанное техническое средство (изделие) за счет собственных средств. В соответствии с п. 15.1 Правил инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства, но не более стоимости соответствующего технического средства, предоставляемого уполномоченным органом.

             Государственные контракты на обеспечение инвалидов TCP и протезно-ортопедическими изделиями заключаются Государственным учреждением -Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах выделенных ассигнований.

             В настоящее время ГУ КРОФСС РФ проводится работа по размещению заказов на поставку TCP для детей-инвалидов во втором полугодии 2011 года. По мере заключения государственных контрактов оставшимся необеспеченным детям - инвалидам будут выданы направления на получение заявленных изделий. Поскольку территориальный орган Фонда социального страхования РФ осуществляет выдачу TCP исходя из объемов выделенных межбюджетных трансфертов, то в виду недостаточности средств не представилось возможным обеспечить TCP П. в полном объеме в связи с чем просят суд предоставить срок до 01.11.2011 года для обеспечения бесплатным корсетом фиксирующим ребенка-инвалида П.

       Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования прокурора Ленинск - Кузнецкого района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

       В соответствии с положениями ст.ст.6, 8 Декларации о правах инвалидов, принятой 09.12.1975г. Резолюцией 3447(ХХХ) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая ортопедические и протезные аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на восстановление трудоспособности, на помощь, консультации и услуги, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или интеграции, а также право на то, чтобы их особые нужды принимались на всех стадиях экономического и социального планирования.

        Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

        В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.

Ст. 7 Конституции РФ провозглашает, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Ст. 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение, в том числе, в случае инвалидности.

         Реализуя конституционные гарантии, ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь инвалидам, установил правовые гарантии по социальной защите, в том числе, путем предоставлении определенных льгот.

          В соответствии со ст.ст. 2, 9 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.95 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами.

           Согласно ст.10 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утверждаемым Правительством РФ.

            Распоряжением Правительства РФ №2347-р от 30.12.2005 года утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, который включает такое техническое средство реабилитации, как подгузники и опоры.

             Согласно ст.11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", индивидуальная программа реабилитации инвалида разрабатывается на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, предусматривает для инвалида перечень технических средств реабилитации, также включающий в себя протезно-ортопедические изделия, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности, и является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

          В соответствии со ст.6.1, подп.1 п.1 ст.6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 года №178-ФЗ в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний технических средств реабилитации.

           Согласно п.11 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ №864 от 29.12.2004 года, выдача гражданам технических средств реабилитации осуществляется Фондом социального страхования РФ при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения.

           На основании п.2.20.2 Положения о филиале №6 ГУ– КРОФСС РФ, утвержденного приказом управляющего ГУ-КРОФСС РФ от 31.01.2011 года №34, филиал №6 обеспечивает инвалидов за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации.

           В соответствии с положениями ФЗ от 24.11.05 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалиды имеют стойкое нарушения здоровья, в силу указанного обстоятельства не могут полноценно отстаивать свои права в суде, тем самым нуждаются в социальной защите и находятся под особой социальной защитой государства, а значит и органов прокуратуры, поскольку в силу статьи 1 ФЗ "О прокуратуре РФ", прокуратура является системой органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

        В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ за прокурором закреплено право по обращению в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

         В силу ч.2. ст.333.20 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от <дата> N 117-ФЗ (ред. от <дата>) суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями.

        Судом установлено, что ребенок – инвалид П., <дата> года рождения, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от <дата> <номер> (лд.8-9) нуждается в кресле -коляски, корсете фиксирующем, подгузниках. 01.12.2010 года П. в лице законного представителя С. обратились с письменным заявлением в Филиал № 6 ГУ КРОФСС РФ о предоставлении кресла – коляски прогулочное, корсет фиксирующий - изготовление (копия заявления – лд.7,14), однако до настоящего времени техническими средствами реабилитации она не обеспечена, что подтверждается объяснениями от <дата> (лд.10-13). Как видно из представленного реестра выдачи товаров <номер> от <дата> (лд.17) П. выданы технические средства реабилитации – подгузники. Согласно реестру выполненных работ № Н000000061 за период с <дата> по <дата> (лд.16) П. 01.07.2010 года выдан корсет текстильный.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

          По смыслу требований ст. 206 ГПК РФ суд считает обоснованными требования истца – прокурора Ленинск-Кузнецкого района в интересах в интересах П., <дата> года рождения, по не предоставлению ребенку-инвалиду П. технических средств реабилитации, предусмотренных ее индивидуальной программой реабилитации от <дата> <номер>, поскольку ответчиком не исполнена возложенная законом обязанность по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, что является нарушением социальных прав инвалидов, гарантированных государством, а потому на ответчика надлежит возложить обязанность в срок до 01.11.2011 года обеспечить ребенка – инвалида П., <дата> года рождения, бесплатным корсетом фиксирующим.

    С учетом анализа приведенного законодательства, суд считает требования истца полностью обоснованными и подлежащими удовлетворению с установлением срока исполнения решения до 01.11.2011 года.

          В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

          Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал №6, выразившееся в необеспечении за счет средств федерального бюджета бесплатным корсетом фиксирующим ребенка-инвалида П., <дата> года рождения.

           Обязать Государственное учреждение Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал №6 обеспечить бесплатным корсетом фиксирующим ребенка-инвалида П., <дата> года рождения, проживающую по адресу: <адрес>, в срок до 01 ноября 2011 года.

             Взыскать с Государственного учреждения Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал №6 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 (двести) рублей.

             Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Судья: подпись

Верно.

Судья:                                                                                               Л.А. Зеброва