Дело № 2-2117/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Лозгачевой С.В.
при секретаре Быкасовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ленинске-Кузнецком
08 августа 2011 года
гражданское дело по иску Зайцева А.К. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное Учреждение) в г. Полысаево о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Зайцев А.К. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное Учреждение) в г. Полысаево (далее по тексту - УПФ РФ (ГУ) в г. Полысаево) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя требования тем, что решением <данные изъяты> от <дата> на УПФ РФ (ГУ) в г. Полысаево возложена обязанность включить период его работы в должности подземного горнорабочего по ремонту горных выработок в АОЗТ «Шахта <данные изъяты>» с <дата> по <дата> в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.27 п.1 п.п.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», решение вступило в законную силу <дата>. <дата> он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, представив копию вышеуказанного решения суда, с момента возникновения права на пенсию, то есть с <дата>, поскольку на указанную дату - <дата> стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, составляет 25 лет. Вместе с тем, ответчик в назначении досрочной трудовой пенсии с <дата> ему отказал, выдав ему <дата> письменный отказ, в котором указал о назначении ему пенсии с <дата>, то есть с момента обращения, при этом отметил, что с учетом периода работы, включенного в льготный стаж, на <дата> его стаж составляет 25 лет 11 месяцев 18 дней. С указанным отказом он не согласен, поскольку за назначением пенсии впервые он обращался <дата>, в последствии в судебном порядке обжаловал отказ в назначении пенсии, после вынесения судом решения от <дата> ответчик в кассационном порядке обжаловал указанное решение, которое вступило в законную силу <дата>, после получения копий указанных судебных актов он сразу же обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, таким образом, считает, что по вине ответчика, незаконно отказавшего ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, он не имел возможности обратиться к нему с заявлением о назначении пенсии <дата>, в связи с чем, полагает, что отказ ответчика является незаконным, просит признать вышеуказанный отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от <дата> незаконным и обязать ответчика назначить ему пенсию с даты наступления права, то есть с <дата>.
В последующем истец уточнил свои исковые требования в части возложения на ответчика обязанности назначить ему пенсию с даты наступления его права, то есть с момента его обращения в суд за защитой своих прав – с <дата>.
В судебном заседании истец и его представитель Г., действующий от имени истца на основании доверенности, удостоверенной нотариусом, уточненные исковые требования поддержали и пояснили, что право у истца на назначению пенсии возникло <дата> гона, но поскольку истец за защитой своих прав обратился в суд <дата>, а назначение пенсии носит заявительный характер, следовательно, просят обязать ответчика назначить Зайцеву А.К. досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения в суд, то есть с <дата>.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в г. Полысаево - Х., действующая от имени ответчика на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что с учетом периода работы Зайцева А.К. в АОЗТ «шахта <данные изъяты>», включенного решением <данные изъяты> от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, датой возникновения у Зайцева А.К. права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 п.1 п.п.11 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2011 года № 173-ФЗ является <дата>, вместе с тем, поскольку в соответствии с п.1 ст.19 указанного Закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права, принимая во внимание, что днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, и, учитывая, что с указанным заявлением Зайцев А.К. обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Полысаево <дата>, соответственно пенсия ему была назначена со сроков, установленных действующим законодательством, то есть с <дата>. Просит истцу в удовлетворении предъявленных исковых требований отказать.
Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, считает требования Зайцева А.К. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.11 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного ст.7 указанного закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они проработали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Статья 2 указанного Федерального закона определяет, что страховой стаж- это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статья 10 указанного Федерального закона устанавливает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ застрахованными гражданами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, устанавливая основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (ст.7), предусматривает также периоды сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе право на досрочное назначение пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В соответствии с п.10 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до <дата>, определенная в п.1 ст.27 и ст.27.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.12 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <дата> производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее <дата>. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях- заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с 25-летним стажем подземных горных работ <дата> (л.д.7-оборот), решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ (ГУ) РФ в г. Полысаево <номер> от <дата> Зайцеву А.К. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку его льготный стаж составляет на момент обращения 23 года 1 месяц 9 дней работы в неведущих профессиях. Период работы в АОЗТ «Шахта <данные изъяты>» с <дата> по <дата> не включен в льготный стаж истца, поскольку с <дата> на шахте истек срок действия лицензии на все виды деятельности с повышенной опасностью производств, с <дата> запрещен спуск людей в шахту, решением Правительственной комиссии от <дата> добыча угля на шахте, проведение горных выработок прекращены, согласно архивной и исторических справок с <дата> все работы в шахте были запрещены (л.д.7-оборот).
Зайцев А.К. обжаловал указанное решение <номер> от <дата> в судебном порядке, обратившись в суд, как следует из обозренных судом материалов гражданского дела <номер> года (л.д.3), <дата> с исковым заявлением к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Полысаево Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. По указанному иску <данные изъяты> судом <адрес> от <дата> принято решение, которым на Управление Пенсионного фонда (Государственное Учреждение) РФ в г. Полысаево возложена обязанность включить период работы Зайцева А.К. в должности подземного горнорабочего по ремонту горных выработок в АОЗТ «Шахта <данные изъяты>» с <дата> по <дата> в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.27 п.1 п.п.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Зайцеву А.К. отказано в удовлетворении требований о включении в льготный стаж периодов нахождения его на курсах с отрывом от производства 5 месяцев 30 дней, а также отказано в удовлетворении требований: о признании несоответствующим требованиям закона отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда (Государственное Учреждение) РФ в г. Полысаево <номер> от <дата> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Зайцеву А.К.; о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Зайцеву А.К. в соответствии со ст.27 п.1 п.п.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения, то есть с <дата>, поскольку на момент обращения <дата> у истца имелся стаж работы с учетом спорного периода 24 года 09 месяцев 11 дней (л.д.6-9). Данное решение обжаловалось в кассационном порядке ответчиком, определением Судебной коллегии по гражданским делам <данные изъяты> областного суда от <дата> вышеуказанное решение от <дата> оставлено без изменения, кассационная жалоба ответчика – без удовлетворения (л.д.10-14).
Судом установлено, что <дата> Зайцев А.К. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии (л.д.33-38), пенсия Зайцеву А.К. назначена с <дата>, согласно дате обращения с заявлением, с чем Зайцев не согласился и обратился к ответчику с заявлением <дата> о назначении пенсии с момента возникновения права на пенсию, т.е. с <дата>, однако начальником УПФ (ГУ) РФ в г. Полысаево было отказано Зайцеву А.К. в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с момента возникновения у него данного права, что следует из ответа пенсионного фонда Зайцеву А.К. от <дата> за <номер> (л.д.15-16).
В связи с чем, Зайцев А.К. обратился в <данные изъяты> суд с заявлением о разъяснении решения <данные изъяты> суда <адрес> от <дата>, в удовлетворении которого определением <данные изъяты> суда <адрес> от <дата> отказано поскольку доводы, изложенные в заявлении Зайцева А.К., выходят за пределы ранее предъявленных им исковых требований, по которым судом вынесено решение <дата> и суд пришел к выводу, что в настоящее время у Зайцева А.К. возникли новые основания и предмет иска к УПФ РФ (ГУ) в гор.Полысаево. Указанное определение вступило в законную силу <дата> (л.д.39-40).
Принимая во внимание, что в соответствии с пп.11 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ право на досрочную трудовую пенсию по старости возникло у Зайцева А.К. с учетом включенного периода работы Зайцева А.К. в должности подземного горнорабочего по ремонту горных выработок в АОЗТ «Шахта <данные изъяты>» с <дата> по <дата> в льготный стаж - <дата>, указанный факт в судебном заседании не оспаривался представителем ответчика, Зайцев А.К. за защитой нарушенных пенсионных прав обратился в суд <дата>, суд считает обоснованными требования Зайцева о назначении ему трудовой пенсии с момента его обращения в суд, то есть <дата>.
А потому суд считает, что ответчик неправомерно отказал Зайцеву А.К. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент обращения за судебной защитой своих пенсионных прав, то есть на <дата>, у истца имелся стаж работы свыше 25 лет, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст.27 п.1 п.п.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Кроме того, в соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика следует взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Полысаево <номер> от <дата> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Зайцеву А.К. с момента возникновения права на пенсию, не соответствующим требованиям закона.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в г. Полысаево назначить Зайцеву А.К. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.11 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. с момента обращения в суд, т.е. с <дата>.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Полысаево в пользу Зайцева А.К. 200 рублей в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья: подпись
Верно.
Судья: С.В. Лозгачева