решение об обжаловании действий должностного лица



Дело №2-1107/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ленинск-Кузнецкий                                                      13 апреля 2011 года

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Ромасюка А.В.,

при секретаре Киклевич С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Демидова А.О. об обжаловании действий должностных лиц отдела военного комиссариата Кемеровской области по городам Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Ленинск-Кузнецкому и Крапивинскому районам,

УСТАНОВИЛ:

Демидов А.О. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий должностных лиц отдела военного комиссариата Кемеровской области по городам Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Ленинск-Кузнецкому и Крапивинскому районам.

Требования мотивированы тем, что <дата> он обратился в отдел военного комиссариата Кемеровской области по городам Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Ленинск-Кузнецкому и Крапивинскому районам за получением военного билета взамен приписного свидетельства по достижению 27 лет.

При прохождении военно-врачебной комиссии Демидов А.О., как он считает, незаконно был направлен на дополнительные обследования, при этом, ему не выдавались направления, а также не выдавалась повестка на прохождение ВВК, которую он мог бы предъявить работодателю.

Просит признать незаконными указанные действия (бездействия) начальника отдела военного комиссариата Кемеровской области по городам Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Ленинск-Кузнецкому и Крапивинскому районам и председателя ВВК.

В судебном заседании Демидов А.О. и его представитель Демидов О.П. требования поддержали в полном объеме.

Представитель отдела военного комиссариата Кемеровской области по городам Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Ленинск-Кузнецкому и Крапивинскому районам Савосина М.В. требования не признала, представив письменные возражения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Демидова А.О. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе, не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет.

Пункт 4 названной статьи Закона предусматривает, что гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Согласно п.37 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военными комиссариатами. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Министерством обороны Российской Федерации. Гражданин, пребывающий в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, для уточнения диагноза заболевания может быть направлен на амбулаторное или стационарное медицинское обследование.

Пунктами 205, 206 Приказа Министра обороны РФ от <дата> <номер> «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации», освидетельствование граждан, пребывающих в запасе, проводится ВВК военного комиссариата по направлению военного комиссара.

До начала освидетельствования гражданину проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки; общий анализ крови; общий анализ мочи. По медицинским показаниям могут проводиться другие исследования.

В соответствии с п.212 Приказа, в случае, когда гражданину, пребывающему в запасе, ВВК не может вынести заключение о категории годности к военной службе, для уточнения диагноза заболевания по заключению ВВК гражданин может быть направлен на амбулаторное или стационарное обследование в учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения с последующим освидетельствованием ВВК.

Направление на обследование выдается на руки освидетельствуемому. В направлении указываются диагноз заболевания, цель обследования. Направление оформляется на бланке с угловым штампом военного комиссариата, подписывается военным комиссаром или его заместителем и заверяется оттиском печати военного комиссариата. Направлению присваивается номер, соответствующий порядковому номеру записи в книге протоколов заседаний военно-врачебной комиссии (приложение N 1 к настоящей Инструкции), в которой делается отметка о вручении гражданину направления.

К направлению прилагаются два экземпляра бланка акта исследования состояния здоровья (приложение N 5 к настоящей Инструкции), медицинская карта амбулаторного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья освидетельствуемого.

При разрешении спора судом было установлено, что Демидов А.О. <дата> обратился в отдел военного комиссариата Кемеровской области по городам Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Ленинск-Кузнецкому и Крапивинскому районам за получением военного билета взамен приписного свидетельства по достижению 27 лет.

При прохождении военно-врачебной комиссии Демидов А.О. был направлен на дополнительные обследования, при этом, ему не выдавались направления, а также не выдавалась повестка на прохождение ВВК, которую он мог бы предъявить работодателю.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались в судебном заседании. При каждая сторона полагала, что указанные действия противоречат закону – по мнению Демидова А.О., указанные действия полностью соответствуют требованиям закона – по мнению представителя военкомата.

Оценивая указанные действия на предмет их соответствия закону, исходя из приведенных выше норм материального права, суд считает, что направление на дополнительное обследование, относится к исключительной компетенции ВВК, и обоснованность такого направления не может являться предметом рассмотрения в суде, что следует из положений п.п. 205, 206 Приказа Министра обороны РФ от <дата> <номер> «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Также суд приходит к выводу о законности бездействий должностных лиц военного комиссариата в отношении выдачи Демидову А.О. повестки.

Названными выше нормативно-правовыми актами не предусмотрен вызов повестками граждан, пребывающих в запасе, которые обязаны пройти медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от <дата> №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан.

Согласно ч. 1 ст. 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Во исполнение п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от <дата> N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья проходят обязательное медицинское освидетельствование.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

Таким образом, обязанность работодателя обеспечить работнику прохождение ВВК не обусловлена наличием у последнего повестки. В силу того, что военкомат не выдает повестку, подтверждением прохождения ВВК для работодателя является карта медицинского освидетельствования. В силу чего, заявление Демидова А.О. в части отказа в выдаче повестки (либо невыдачи повестки) не подлежит удовлетворению, поскольку требования в данной части не основаны на Законе, а указанные действия (бездействие) не нарушают прав заявителя.

Между тем, суд не может согласиться с доводами представителя военкомата о том, что Демидову А.О. не должно выдаваться направление на обследование, поскольку обязанность выдачи направления и порядок его выдачи прямо предусмотрены п.212 Приказа Министра обороны РФ от <дата> <номер> «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации».

В связи с чем действия председателя военно-врачебной комиссии отдела военного комиссариата Кемеровской области по городам Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Ленинск-Кузнецкому и Крапивинскому районам Дворниковой С.В. по невыдачи направлений на обследование Демидову А.О. подлежат признанию незаконными, а заявление удовлетворению в указанной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия председателя военно-врачебной комиссии отдела военного комиссариата Кемеровской области по городам Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Ленинск-Кузнецкому и Крапивинскому районам Дворниковой С.В. по невыдачи направлений на обследование Демидову А.О.

В остальной части Демидову А.О. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья                подпись                                       А.В. Ромасюк

Копия верна

Судья А.В. Ромасюк