Решение о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма



Дело № 2-2179/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Калашниковой О.Н.,

с участием пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Андрияненковой М.А.,

при секретаре Мерзляковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинск-Кузнецком

                                                                                  06 сентября 2011 года

гражданское дело по иску прокурора г.Ленинска-Кузнецкого в интересах А.Н. к Администрации <данные изъяты> о признании незаконным постановления администрации <данные изъяты>, о признании нуждающейся    в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

                                               У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском в интересах А.Н. к Администрации <данные изъяты> о признании незаконным постановления администрации <данные изъяты>, о признании нуждающейся    в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, требования мотивированы тем, что по письменному обращению вдовы ветерана Великой Отечественной Войны А.Н. на неправомерный отказ должностных лиц администрации <данные изъяты> в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, прокуратурой г.Леннска-Кузнецкого проведена проверка. Прокурорской проверкой установлено, что <дата> вдова ветерана Великой Отечественной войны А.Н. (удостоверение: <номер>, от <дата>) обратилась к председателю <данные изъяты> Р.Р. с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении благоустроенной квартиры. Постановлением администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> А.Н. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Вместе с тем, в ходе проведения проверки по обращению гр. А.Н. установлено, что с <дата> по <дата> вдова ветерана ВОВ гр. А.Н. проживала по адресу: <адрес>. Согласно акту обследования жилого дома по <адрес> филиалом <номер> БТИ <адрес> от <дата>, общий износ дома составляет 65 %. Из обращения гр. А.Н. в прокуратуру города следует, что жилой дом по <адрес>, <дата> года постройки, требовал капитального ремонта (крыша протекала, полы местами прогнили), сан. узел находился на улице, в доме было только печное отопление, не было горячей воды. В силу возраста (<дата> болезненного состояния и низкого материального положения гр. А.Н. было сложно проживать в неблагоустроенном доме, ухаживать за собой и домом, производить ремонт. Через работника социальной службы, закрепленной за гр. А.Н., она неоднократно обращалась по вопросу капитального ремонта дома, однако ремонтные работы не проводились. Весной <дата> гр. А.Н. была вынуждена продать жилой дом по <адрес>, и переехать в квартиру зятя А.П., расположенную по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит А.П. на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес> от <дата>). Общее хозяйство с гр. А.П. гр. А.Н. не ведет, членом его семьи не является. В соответствии с условиями договора от <дата>, заключенного между гр. А.П. и гр. А.Н., гр. А.П. передает, а гр. А.Н. принимает в безвозмездное пользование благоустроенную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <номер> кв.м., состоящую из двух комнат, на срок с <дата> по <дата> для проживания гр. А.Н. В настоящее время отношения между гр. А.П. и гр. А.Н. испортились, в связи с тем, что гр. А.Н. не имеет другого места жительства, она вынуждена была обратиться с заявлением в администрацию <данные изъяты> о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении благоустроенной квартиры. Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого считает отказ администрации <данные изъяты> в принятии вдовы ветерана ВОВ А.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным, поскольку установлены грубые нарушения действующего жилищного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, ФЗ «О ветеранах» в действиях должностных лиц Администрации <данные изъяты>, данный отказ привел к грубому нарушению жилищных прав вдовы ветерана ВОВ А.Н. Истец просит признать незаконным постановление администрации <данные изъяты> от <дата> <номер>, в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, А.Н., <дата> года рождения, по ч. 1 п. 2 ст. 54 ЖК РФ, а также признать А.Н.    нуждающейся    в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обязать администрацию <данные изъяты> принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, А.Н..

    В судебном заседании пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Андрияненкова М.А. поддержала исковые требования    в полном объеме.

    А.Н. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

    Представитель Администрации <данные изъяты> Гурьбина А.В. исковые требования не признала в полном объеме, считает, что А.Н. в соответствии с постановлением администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> «Об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» обоснованно отказано в постановке на учет, так как А.Н. проживает и зарегистрирована одна в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <номер> кв.м., т.е. обеспечена жилой площадью. На основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> собственником данного жилого помещения является её зять - А.П. В указанное жилое помещение А.Н. была вселена в качестве члена семьи. Также просит учесть, что в <дата> А.Н. продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по <адрес>, что подтверждает договор купли-продажи жилого дома от <дата>. Указанный жилой дом не был признан непригодным для проживания в установленном порядке, его реализация по договору купли-продажи свидетельствует о том, что жилой дом пригоден для проживания граждан. Считает, что А.Н., продав жилой дом, намеренно ухудшила свои жилищные условия, а потому, в силу требований ст. 53 ЖК РФ, может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее, чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

    Заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого, предъявленные в интересах А.Н., обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Данное исковое заявление предъявлено прокурором в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной Войны А.Н., которая по состоянию здоровья, возрасту не может сама обратиться в суд для защиты права на жилище.

В соответствии с ч. 1 п. 6 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение нуждающихся граждан в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

    В силу части 3 стать 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О ветеранах» в качестве мер социальной поддержки ветеранов ВОВ предусмотрено получение жилых помещений.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников ВОВ (включающие, в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности, супруге погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившей в повторный брак.

    Согласно п. 3.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» ( в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ) по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ( к которым относятся и члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны) обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010г.) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

    Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

    Таким образом, за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечиваются лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

    Судом установлено, что А.Н. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны (удостоверение: серия В <номер>, от <дата>).

С <дата> по <дата>. А.Н. была зарегистрирована по месту жительства и проживала по адресу: <адрес>. Согласно акту обследования жилого дома по <адрес> филиалом <номер> БТИ <адрес> от <дата>, общий износ дома составляет 65 %.

<дата> А.Н. продает жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от <дата>.

<дата> А.Н. была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> и зарегистрирована <дата> по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит А.П. на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес> от <дата>).

Судом установлено, что А.Н. проживает в квартире по адресу: <адрес> на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от <дата>, по условиям которого, А.Н. предоставлена в безвозмездное пользование благоустроенная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью <номер> кв.м., состоящая из двух комнат, на срок с <дата> по <дата> для проживания.

Из показаний свидетелей А.П., А.П. следует, что А.Н. проживает одна в квартире по адресу: <адрес>. Общее хозяйство с гр. А.П. гр. А.Н. не ведет, членом его семьи не является, иного жилого помещения А.Н. не имеет.

Постановлением администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> гр. А.Н. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

    Таким образом, из материалов дела и показаний свидетелей усматривается, что на момент обращения А.Н. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, она проживала и проживает по адресу: <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности А.П., имеет регистрацию по указанному адресу, меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплаты на его приобретение не получала, А.П. совместно с ней не проживает, членом ее семьи в силу закона и фактических обстоятельств не является, при этом, по условиям заключенного между ним и А.Н. договора безвозмездного пользования жилым помещением, права постоянного пользования жилым помещением по адресу: <адрес> А.Н. не приобрела, иного жилого помещения для своего проживания А.Н. не имеет.

    Положениями ст.53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть А.Н. нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

     Суд находит несостоятельными доводы ответчика о намеренном ухудшении А.Н. своих жилищных условий.

          Исходя из правовых позиций, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.Н. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ», по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускаются в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

    При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

    Таким образом, в ст.53 ЖК РФ закон устанавливает определенную санкцию за неправомерные действия граждан с целью предоставления им жилой площади, а именно в том случае, если гражданин намеренно, то есть осознанно, ухудшил свои жилищные условия с целью предоставления ему другого жилого помещения.

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что А.Н. намеренно совершила умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем.

          Факт отчуждение жилого дома, по мнению суда, не лишает А.Н. законного права на улучшение жилищных условий в виде получения жилого помещения как вдовы участника ВОВ, данное основание не может быть положено в основу отказа вдове участника ВОВ в постановке ее на учет, в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.

    В действиях А.Н. по отчуждению жилого дома не усматривается намеренного ухудшения своих жилищных условий, с целью получения права встать на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, поскольку, являясь собственником дома, она также имела бы такое право, так как имелись бы основания для её постановки на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку согласно акту обследования жилого дома по <адрес> филиалом <номер> БТИ <адрес> от <дата>, общий износ дома на момент обследования составляет 65 %, в нем отсутствовали надлежащие условия для проживания А.Н., дом требовал ремонта, по состоянию здоровья А.Н. не имела возможности следить за его состоянием.

В соответствии с критериями и техническими условиями отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, к ветхим жилым домам относятся в том числе деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов ( разд.11 п. 2.5)

Отсутствие акта межведомственной комиссии о признании указанного жилого дома непригодным для проживания не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований истца.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком был сделан необоснованный вывод об отсутствии у А.Н. права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Отказ ответчика в признании А.Н. нуждающейся в получении жилого помещения, нарушает права истца на получение жилья, установленного ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

При указанных обстоятельствах, А.Н., как вдову участника ВОВ, необходимо признать нуждающейся в получении жилого помещения и обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа поставить ее на учет для получения жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным постановление администрации <данные изъяты> от <дата> <номер>, в части отказа А.Н. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по ч. 1 п. 2 ст. 54 ЖК РФ.

Признать А.Н.    нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Обязать администрацию <данные изъяты> принять А.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

    Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Согласовано

Судья:                                                                              О.Н.Калашникова