о признании нуждающейся в жилом помещении



Дело№2-2553

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Турлюк А.Б.

при секретаре Пузиковой О.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ленинске-Кузнецком

                                                                                                14 сентября 2011 года

гражданское дело по иску Богомоловой В.Н. к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о признании нуждающейся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Богомолова В.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о признании ее нуждающейся в жилом помещении, мотивируя свои требования тем, что она <данные изъяты>. Ее супруг А, <данные изъяты>. Они с супругом до <данные изъяты> проживали по адресу: <адрес>. Год постройки данного <адрес>. После <данные изъяты> она проживала в <данные изъяты> до <данные изъяты>. <дата> согласно договора купли-продажи данное жилое помещение она продала. Основанием для отчуждения <данные изъяты> послужило то, что в <данные изъяты> она более проживать не могла. На <данные изъяты> данное жилое помещение имело <данные изъяты> износа, что подтверждается справкой БТИ г. Ленинска-Кузнецкого <номер> от <дата>. Данное жилое помещение являлось не благоустроенным <данные изъяты>. <данные изъяты> имел печное отопление, коммуникаций, сан. узла <данные изъяты> не было. Туалет был расположен на улице, баня - на территории двора <данные изъяты>. Кроме того, <данные изъяты> был очень холодный, в зимнее время года протопить его вообще было не возможно, а потому в <данные изъяты> было постоянно холодно, фундамент, крыша, стены требовали капитального ремонта и утепления. Однако позволить себе произвести в <данные изъяты> ремонт она не могла, в связи с отсутствием материальных средств. Помочь ей в этом также было не кому. В <данные изъяты> она проживала одна, и в связи с болезнью ухаживать и поддерживать нормальное жилое состояние <данные изъяты> не имела возможности. В связи с чем, для нее<данные изъяты>, эти жилищные условия являлись не приемлемыми и послужили основанием для продажи <данные изъяты>.

После отчуждения <данные изъяты> она стала проживать в <данные изъяты> своей дочери Родионовой по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение на праве собственности принадлежит ее дочери Родионовой Е.П. и внучке Б <данные изъяты>. С <дата> по настоящее время она зарегистрирована в данной <данные изъяты> вместе с ее дочерью, внучкой, что подтверждается справкой РЭУ от <дата>. Право на указанное жилое помещение у нее отсутствует. Никакого другого жилья на праве собственности она также не имеет, что следует из справки БТИ г. Ленинска-Кузнецкого <номер> от <дата>. Проживать с дочерью и ее семьей оказалось для нее очень сложным, состояние здоровья ее ухудшилось и ей в настоящее время необходим человек с медицинским образованием для осуществления медицинского обслуживания. Ей необходимо постоянно, массаж, и другие медицинские процедуры. Кроме того, ей требуется постоянный уход, так как она практически сама передвигаться <данные изъяты> не может. Осуществлять уход за ней не кому. Члены ее семьи работают полный рабочий день, а потому в течение дня она находится одна. Она не может готовить себе еду, и обслужить себя самостоятельно. Члены ее семьи отрицательно относятся к тому, чтобы в квартире находился посторонний человек, который бы мог осуществлять за ней уход. В связи с чем, Богомоловой необходимо отдельное благоустроенное жилое помещение, где бы она могла проживать вместе с таким человеком. В связи с чем она обратилась в Администрацию Ленинск-Кузнецкого округа для решения вопроса о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа <дата> ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Отказ является не обоснованным, поскольку состояние ее здоровья, отсутствие принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, нуждаемость в постоянном медицинском и бытовом уходе указывают на то, что она нуждается в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 15 ФЗ РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 года участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами общего заболевания, предоставляются меры социальной поддержки инвалидов в соответствии с установленной группой без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Кроме того, меры социальной поддержки для лиц вытекают и из Указа Президента от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Считает решение Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от <дата> об отказе ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма незаконным, просит признать незаконным решение Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от <дата> об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признать ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязать Администрацию Ленинска-Кузнецкого городского округа поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории ветераны-участники Великой Отечественной войны.

В судебном заседании 07.09.2011г. истица поддержала заявленные исковые требования в полном объеме. В судебное заседание 14.09.2011г. истица не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, от нее имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители истицы Родионова Е.П. и Панфилова В.П., допущенные по ходатайству истицы, в судебном заседании 07.09.2011г. поддержали исковые требования Богомоловой В.Н. в полном объеме и пояснили все так, как указано в исковом заявлении. Просили требования истицы удовлетворить. Родионова Е.П. пояснила, что они проживают с бабушкой совместно, одной семьей, ведут общее хозяйство, но ухаживать за ней некому, ее дочь против того, чтобы в доме присутствовал посторонний человек из социальной службы, в связи с чем бабушка испытывает неудобства, поскольку сама она за собой по состоянию здоровья ухаживать не может.

Представитель Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Гурьбина А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться с заявлением, в том числе об оспаривании решения органа местной самоуправления, в течение 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Отказ заявителю администрацией был направлен в <дата>. (исх. от <дата> <номер>), таким образом, срок обжалования истек в <дата>., при этом заявление об оспаривании решения было подано <дата> по истечении более месяца с момента, когда заявителю стало известно с предполагаемом нарушении его прав. Согласно Закона Кемеровской области от 17.11.2006г. №129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", одной из категорий таких граждан являются члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, при этом согласно статье 2 указанного закона принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в общем порядке, установленном законом. В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган, месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлен законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении эти документов с указанием их перечня и даты их получения органом осуществляющим принятие на учет. При этом согласно Закону Кемеровской области от 10.06.2005г. №68-03 (порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качеств нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальное найма" одним из документов, предоставляемых с заявлением о принятии на учет является выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах гражданина либо переходе этих прав на объекты недвижимого имущества. Заявителем был представлен <данные изъяты> от <дата> по адресу <адрес>, свидетельствующий об отчуждении жилого помещения, в котором проживал заявитель. Таким образом, представленные заявителем документы не подтвердили право последнего состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Отчужденное жилое помещение не было признано непригодным либо для проживания аварийным, доводы о невозможности проживания в нем считает несостоятельными. Просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с ч.1 п.6 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение нуждающихся граждан в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения,

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст.13 ФЗ «О ветеранах» в качестве мер социальной поддержки ветеранов ВОВ предусмотрено получение жилых помещений.

В соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п.2 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников ВОВ (включающие, в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности, супруге погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившей в повторный брак.

Согласно п.3.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 21.12.2009г. №327-ФЗ) по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (к которым относятся и члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны) обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции от 09.01.2010г.) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Таким образом, за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечиваются ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Положениями ст.53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что Богомолова В.Н., <данные изъяты> (л.д.6,32), состояла в зарегистрированном браке с А. (л.д.10), <данные изъяты> <дата> (л.д.11). Истица имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, а также удостоверение жены, погибшего военнослужащего (л.д.12). А имел удостоверение участника Великой Отечественной войны (л.д.13-15).

Судом также установлено, что Богомоловой В.Н. на праве собственности принадлежал <данные изъяты> по <адрес>, который она <дата> продала, о чем имеется договор купли-продажи (л.д.16-17). Дом на момент продажи имел <данные изъяты> износа, что подтверждается справкой БТИ (л.д.18).

В настоящее время какого-либо жилого помещения за Богомоловой В.Н. не числится (л.д.19- справка БТИ, л.д.33- сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КО). Проживает и зарегистрирована Богомолова В.Н. в <данные изъяты> по <адрес> вместе со своей дочерью Родионовой Е.П., внучкой В. и правнучкой Б (л.д.23,28), <данные изъяты> Родионовой Е.П. и Б (л.д.30,21-22). <данные изъяты>.

Судом также установлено, что Богомолова В.Н. обратилась в Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако Постановлением Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа <номер> от <дата> (л.д.24-26) Богомоловой В.Н. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о чем истица была уведомлена (л.д.27). Согласно выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии <номер> от <дата>, заявление Богомоловой В.Н., вдовы участника ВОВ о признании ее нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения рассмотрено, и постановлено- отказать Богомоловой В.Н. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии со ст.ст.53,54 ЖК РФ. Богомолова В.Н. согласно <данные изъяты> от <дата> продала жилое помещение по адресу <адрес>. В соответствии со ст.54 ЖК РФ Богомоловой В.Н. представлены документы, которые не подтверждают ее право состоять на учете.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что на момент обращения истицы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, она проживала и проживает по адресу: <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Родионовой Е.П. (дочери истицы) и Б. (внучки истицы), имеет регистрацию по указанному адресу, меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплаты на его приобретение не получала, проживает истица совместно с дочерью, внучкой и правнучкой одной семьей, что не оспаривается ответчиком, иного жилого помещения для своего проживания не имеет, <данные изъяты>., что является ниже учетной нормы жилой площади на одного человека, которая составляет 12,5 кв.м. согласно Постановления Ленинск-Кузнецкого городского совета народных депутатов от 30.06.2005г. №19 «Об учетной норме площади жилого помещения».

Таким образом, истица относится к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в силу требований п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ.

Кроме того, суд находит несостоятельными доводы ответчика о намеренном ухудшении Богомоловой В.Н. своих жилищных условий.

Исходя из правовых позиций, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ», по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускаются в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которого в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, в ст.53 ЖК РФ закон устанавливает определенную санкцию за неправомерные действия граждан с целью предоставления им жилой площади, а именно в том случае, если гражданин намеренно, то есть осознанно, ухудшил свои жилищные условия с целью предоставления ему другого жилого помещения.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Богомолова В.Н. намеренно совершила умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем.

Факт отчуждение <данные изъяты>, по мнению суда, не лишает Богомолову В.Н. законного права на улучшение жилищных условий в виде получения жилого помещения как вдовы участника ВОВ, данное основание не может быть положено в основу отказа вдове участника ВОВ в постановке ее на учет, в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.

В действиях Богомоловой В.Н. по отчуждению <данные изъяты> не усматривается намеренного ухудшения своих жилищных условий с целью получения права встать на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, поскольку до принятия Федерального закона от 21.12.2009г. №327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставлялась только лицам, вставшим на учет до 1 марта 2005г. Поэтому какие-либо действия совершенные гражданами до того, как Закон предоставил им право на получение указанной меры социальной поддержки, не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении ими жилищных условий.

Истица не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., <данные изъяты> <дата>, то есть до принятия закона №327-ФЗ от 21.12.2009г., и о том, что в связи с принятием ФЗ от 21.12.2009г. №327-ФЗ у нее возникнет право на улучшение жилищных условий истица на момент совершения сделки купли-продажи дома предполагать не могла.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком был сделан необоснованный вывод об отсутствии у Богомоловой В.Н. права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Отказ ответчика в признании истицы нуждающейся в получении жилого помещения, нарушает права истицы на получение жилья, установленного ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

При указанных обстоятельствах, Богомоловой В.Н., как вдову участника ВОВ, необходимо признать нуждающейся в получении жилого помещения и обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа поставить ее на учет, для получения жилого помещения.

При этом довод представителя ответчика о том, что истицей пропущен трехмесячный срок для обращения в суд согласно ст.256 ГПК РФ, суд считает необоснованным, поскольку способ защиты права избирается истцом, и в данном случае имеет место спор о праве истицы на постановку ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а потому имеет место спор о праве истицы на получение жилого помещения, в связи с чем срок обращения истицы в суд за защитой своего нарушенного права не пропущен.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования истицы подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                          Р Е Ш И Л:

Исковые требования Богомоловой В.Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от <дата> <номер> об отказе в постановке на учет Богомоловой В.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Признать Богомолову В.Н. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязать Администрацию Ленинска-Кузнецкого городского округа поставить Богомолову В.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории ветераны-участники Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья                                                                                А.Б. Турлюк

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2011 года.

Судья                                                     А.Б. Турлюк