Решение о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения



Дело№2-2849/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Калашниковой О.Н.,

с участием пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Андрияненковой М.А.,

при секретаре Мерзляковой М.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком

                                                                                      17 октября 2011 года

гражданское дело по иску прокурора города Ленинска-Кузнецкого в интересах М.И. к Администрации <данные изъяты> о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, о принятии на учет    нуждающихся в жилых помещениях,

                                                            У С Т А Н О В И Л :

    Прокурор города Ленинска-Кузнецкого обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском в интересах М.И. к Администрации <данные изъяты> о признании незаконным постановления об отказе в принятии С.И. на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, о принятии на учет    нуждающихся в жилых помещениях, мотивируя требования тем, что в связи с поступившей из прокуратуры <адрес> публикацией «Ветеран без квартиры», опубликованной на сайте Издательского дома «<данные изъяты>» <дата>, прокуратурой города проведена проверка о соблюдении администрацией <данные изъяты> жилищных прав ветерана Великой Отечественной войны М.И. при вынесении решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Прокурорской проверкой установлено, что М.И. является участником Великой Отечественной войны (удостоверение серии <номер> от <дата>). <дата> гр. М.И. обратился с заявлением на имя главы города В.Н. о предоставлении ему, как участнику Великой Отечественной войны, благоустроенной квартиры. Согласно выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от <дата> <номер>, М.И. отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст.53, 54 ЖК РФ. Постановлением администрации <данные изъяты> от <дата> <номер>, М.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании ч. 1 п. 3 ст. 54 ЖК РФ (не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок). Прокурорской проверкой установлено, что с <дата> М.И. зарегистрирован по адресу: <адрес>,общая площадь квартиры составляет 53,4 кв.м. Согласно справке с места жительства на данной площади зарегистрировано 4 человека (М.И. его сын С.М., сноха В.С., их дочь А.С.). Собственниками жилого помещения по <адрес> являлись М.И., С.М., В.С., К.С. на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан в порядке приватизации жилого фонда, зарегистрированного в администрации <данные изъяты> протокол <номер> от <дата>, зарегистрированного в БТИ <данные изъяты> <дата>.

    <дата> в соответствии с соглашением об определении долей в имуществе, находящимся в общей совместной собственности, между М.И. С.М., В.С., К.С. были определены доли в жилом помещении по <адрес>, в размере <номер>.

    <дата> М.И. на основании нотариально удостоверенного договора дарения доли, подарил сыну - С.М. <номер> доли квартиры по <адрес> (свидетельство о регистрации права собственности С.М. <адрес> от <дата>).

    Прокурор считает, что дарение М.И. своему сыну С.М. <номер> доли квартиры по <адрес> не свидетельствует о том, что гр. М.И. совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем, в связи с тем, что гр. М.И. длительное время до заключения договора дарения проживал в доме по <адрес>, общей площадью 24 кв.м., принадлежащем ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от <дата>, а также после заключения договора дарения продолжил проживать в указанном доме, с вопросом о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма    обратился в Администрацию <данные изъяты> лишь в <дата>.

    Прокурорской проверкой установлено, что на момент обращения <дата> в администрацию <данные изъяты>, гр. М.И. не являлся членом семьи собственника жилого помещения по <адрес>, так как в данном жилом помещении совместно с собственниками он не проживал, а фактически постоянно проживал в доме по адресу: <адрес>. Дом по указанному адресу не является жилым домом, используется под дачу. В администрации <данные изъяты> данное строение по хозяйственным книгам не числится. В настоящее время М.И. проживает со своей дочерью Л.М., которая имеет в собственности <номер> долю квартиры по <адрес>,обеспечен жилой площадью менее учетной нормы, установленной в <данные изъяты> округе.

    Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого считает, что участник Великой Отечественной войны М.И. в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

    В ходе проведения проверки по обращению в действиях должностных лиц Администрации <данные изъяты> прокурором были установлены грубые нарушения действующего жилищного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, ФЗ «О ветеранах», что привело к нарушению жилищных прав ветерана Великой Отечественной войны М.И. Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого в интересах М.И. просит признать незаконным постановление администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> в части отказа в принятии М.И., <дата> года рождения, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по ч. 1 п. 3 ст. 54 ЖК РФ, а также просит признать М.И. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обязать администрацию <данные изъяты> принять М.И. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

    В судебном заседании пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Андрияненкова М.А. поддержала исковые требования в полном объеме, полагает, что М.И. не совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем, считает, что имеются основания для признания М.И. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, так как М.И. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилых помещений, а как член семьи собственника жилого помещения по <адрес> обеспечен жилым помещением ниже установленной учетной нормы.

    М.И. в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что подтверждено заявлением.

           Представитель ответчика–Администрации <данные изъяты> Петров Д.В., исковые требования не признал, считает, что М.И. в соответствии с постановлением администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> «Об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» обоснованно отказано в постановке на учет, так как М.И., подарив сыну <номер> доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, намеренно ухудшил свои жилищные условия, а потому, в силу требований ст. 53 ЖК РФ, может быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не ранее, чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. На момент рассмотрения вопроса о постановке на учет указанный срок не истек. Просит в иске отказать.

    Заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора <адрес>, предъявленные в интересах М.И., обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Данное исковое заявление предъявлено прокурором в интересах ветерана Великой Отечественной войны М.И., который по состоянию здоровья, возрасту не может сам обратиться в суд для обеспечения права на жилище.

    В силу части 3 стать 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

    Согласно части 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

    Частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок проведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    На территории <данные изъяты> вышеназванные правоотношения регулируются законом <данные изъяты> №68-ОЗ от 10.06.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма».

    В соответствии со статьей 2 Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями.

Таким образом, постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий относится к компетенции органа местного самоуправления - <данные изъяты>.

    Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» жилыми помещениями обеспечиваются ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1955 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, то есть состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1955 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны предоставляются такие меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

    Статья 23.2 Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает выделение средств на обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров на одного человека.

    Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

    Таким образом, за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечиваются лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

    В соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

    Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

    В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

    В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

    Судом установлено, что М.И. является участником Великой Отечественной войны (удостоверение серии <номер> от <дата>).

    <дата> гр. М.И. обратился с заявлением на имя главы <данные изъяты> о предоставлении ему, как участнику ВОВ, благоустроенной квартиры.

    Согласно выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от <дата> <номер>, М.И. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

    Постановлением Администрации <данные изъяты> от <дата> <номер>, М.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании ч. 1 п. 3 ст. 54 ЖК РФ (не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок).

    Материалами дела подтверждено, что с <дата> М.И. зарегистрирован по адресу: <адрес>общая площадь квартиры составляет 53,4 кв.м. Помимо него в квартире зарегистрированы по месту жительства сын- С.М., сноха- В.С., внучка - А.С.

    Указанная квартира на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан в порядке приватизации жилого фонда, зарегистрированного в администрации <данные изъяты> протокол <номер> от <дата>, зарегистрированного в БТИ г<данные изъяты> <дата>, была передана в собственность М.И., С.М., В.С., К.С..

    В соответствии с соглашением от <дата> об определении долей в имуществе, находящимся в общей совместной собственности, М.И., С.М., В.С., К.С. были определены доли каждого в жилом помещении по <адрес> в размере <номер>

    Судом установлено, что <дата> М.И. на основании договора дарения доли подарил сыну- С.М. <номер> доли квартиры по <адрес> (свидетельство о регистрации права собственности С.М. <адрес> от <дата>).

    На момент оформления договора дарения М.И. фактически не проживал в жилом помещении по <адрес>, а лишь сохранял регистрацию по указанному адресу, фактически проживая постоянно в доме по адресу: <адрес>, общей площадью 24 кв.м., принадлежащем ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от <дата>

    В соответствии с заключением межведомственной комиссии <данные изъяты> от <дата>, жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания.

    Указанное заключение принято на основании акта обследования помещения <номер> от <дата>, согласно которому, дом куплен для выращивания сельскохозяйственной продукции, для постоянного проживания не пригоден, так как из-за отсутствия фундамента дома, наружные и внутренние стены повреждены гнилью, имеется деформация сруба, чердачное деревянное перекрытие повреждено гнилью и имеет прогиб, глубокие трещины в местах сопряжения, кровля имеет гниль в обрешетке, расстройство крепления, происходит проседание полового покрытия, расшатывание, гниение досок с образованием трещин, щелей.

    Из показаний свидетелей С.М., Л.М. следует, что М.И. постоянно проживал в доме по адресу: <адрес> с <дата> М.И. временно проживает в квартире своей дочери – Л.М. по адресу: <адрес>, так как сломал ногу, в силу возраста и состояния здоровья нуждается в постороннем уходе, с февраля 2011 года проживает в квартире дочери как член ее семьи.

    Факт обращения за медицинской помощью <дата> подтвержден выпиской из медицинской карты на имя М.И., согласно которой М.И. обращался за медицинской помощью по поводу перелома шейки бедра.

    Свидетели В.Д., Л.П. в суде подтвердили, что с <дата> М.И. постоянно проживает с дочерью Л.М., так как сломал ногу и нуждается в посторонней помощи и уходе.

    Таким образом, из материалов дела и показаний свидетелей усматривается, что на момент обращения М.И. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, он проживал в квартире своей дочери по адресу: <адрес>, при этом имел регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, однако ни собственником, ни членом семьи собственников указанной квартиры не являлся, так как совместно с собственниками квартиры по <адрес> не проживал, меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплаты на его приобретение не получал, иного жилого помещения, пригодного для проживания, на праве собственности не имеет.

         Суд находит несостоятельными доводы ответчика о намеренном ухудшении М.И. своих жилищных условий.

          Исходя из правовых позиций, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ», по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускаются в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

    При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

    Таким образом, в ст.53 ЖК РФ закон устанавливает определенную санкцию за неправомерные действия граждан с целью предоставления им жилой площади, а именно в том случае, если гражданин намеренно, то есть осознанно, ухудшил свои жилищные условия с целью предоставления ему другого жилого помещения.

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что М.И. намеренно совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем, поскольку судом достоверно установлено, что к моменту отчуждения доли в праве собственности на квартиру М.И. длительное время в квартире по <адрес> не проживал, жил в <адрес> в доме по <адрес>, после заключения договора дарения продолжил проживать постоянно по указанному адресу.

Таким образом, действия М.И. по отчуждению доли в праве собственности на квартиру до обращения в орган местного самоуправления суд признает совершенными в рамках свободы договора. Следовательно, ст. 53 ЖК РФ не подлежит применению.

       Факт отчуждение доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, по мнению суда, не лишает М.И. законного права на улучшение жилищных условий в виде получения жилого помещения как участника Великой Отечественной войны, данное основание не может быть положено в основу отказа участнику ВОВ в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.

    Таким образом, судом установлено, что ответчиком был сделан необоснованный вывод об отсутствии у М.И. права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст. 53 Жилищного кодекса РФ он относится к числу лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, так как судом достоверно установлено, что М.И. в силу закона является членом семьи своей дочери Л.М., которой на праве собственности принадлежит <номер> доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 60,7 кв. метров.

    Из акта проверки жилищных условий М.И. от <дата> по адресу: <адрес> следует, что сособственниками указанной квартиры являются Л.М., П.В., Е.В. в равных долях каждый, т.е. по <номер> доли. На указанной жилой площади зарегистрированы по месту жительства Л.М., П.В., А.К., Р.Я.

    В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

    Постановлением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2005 N 19 «Об учетной норме площади жилого помещения», в городе <данные изъяты> установлена учетная норма в размере 12,5 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

    Учитывая, что в квартире по <адрес> фактически право на проживание имеют 6 человек (Л.М., П.В., Е.В., А.К., Р.Я., а также М.И.), суд приходит к выводу, что обеспеченность М.И. жильем составляет менее учетной нормы (60,7:6=10,12 кв.м.).

Отказ ответчика в признании М.И. нуждающимся в предоставлении жилого помещения нарушает права истца на получение жилья, установленного ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

При указанных обстоятельствах, постановление администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> в части отказа в принятии М.И., <дата> года рождения, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям п.3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ является незаконным, М.И., как участника Великой Отечественной войны, необходимо признать нуждающимся в получении жилого помещения по основаниям п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ и обязать Администрацию <данные изъяты> поставить его на учет для получения жилого помещения.

           Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                                       Р Е ШИ Л :

    Признать незаконным постановление администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> в части отказа в принятии М.И., <дата> года рождения, по основаниям ч. 1 п. 3 ст. 54 ЖК РФ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

    Признать участника Великой Отечественной войны М.И., <дата> года рождения, уроженца <адрес> нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

    Обязать администрацию <данные изъяты> принять М.И., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

    Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Согласновано

Копия верна:

Судья:                                                                                             О.Н.Калашникова