решение по иску о возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей



Гражданское Дело № 2-2129/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Лавринюк Т.А.,

при секретаре Роот А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ленинске- Кузнецком

18 августа 2011г. (полный текст решения изготовлен 23.08.2011г.)

    гражданское дело по иску Тулькубаева Ш.С. к Главному управлению внутренних дел по Кемеровской области, третьи лица Минитсерство Финансов РФ, Межмуниципальный отдел внутренних дел «Ленинск-Кузнецкий» о возмещении вреда, причиненного здоровью,

У С Т А Н О В И Л:

               Тулькубаев Ш.С. обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском к Главному управлению внутренних дел по Кемеровской области, третьи лица Министерство Финансов РФ, Межмуниципальный отдел внутренних дел «Ленинск-Кузнецкий» о возмещении вреда здоровью, мотивируя свои требования тем, что он <дата> был уволен из ОВД по болезни. Центральной военно-врачебной комиссией МВД России заключением <номер> от <дата> признан негодным к военной службе - заболевание получено при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. С <дата> ему установлена 3 группа инвалидности с утратой трудоспособности 40 %. С <дата> установлена 2 группа инвалидности с утратой трудоспособности 80 % на 5 лет. С <дата> установлена 2 группа инвалидности - бессрочно с утратой трудоспособности 80 % на 2 года. С <дата> при очередном освидетельствовании установлена утрата трудоспособности 100 % на 2 года. С <дата> установлена утрата трудоспособности 60 % - бессрочно. С <дата> он получал 40 % утраты трудоспособности исходя из среднемесячного денежного довольствия в бухгалтерии Ленинск-Кузнецкого РОВД. При каждом повышении или уменьшении % утраты трудоспособности издавались приказы ГУВД КО ( <номер> л/с от <дата>; <номер> л/с от <дата>; <номер> л/с от <дата>). С <дата> по <дата> индексацию сумм возмещения вреда здоровью производили в добровольном порядке в бухгалтерии Ленинск-Кузнецкого РОВД на основании Федеральных Законов РФ и пунктов 21,22,23 приказа МВД РФ <номер> от <дата>, а в <дата> индексацию сумм возмещения вреда здоровью производили в бухгалтерии МОВД «Ленинск-Кузнецкий» на основании Постановления Правительства РФ. С <дата> он получал сумму возмещения вреда здоровью 26749 руб. 97 коп., а в мае 2011 года получил 8896 руб. 29 коп. Ему объяснили, что не должны были индексировать сумму возмещения вреда здоровью на коэффициенты: минимального размера оплаты труда, на величину прожиточного минимума, на уровень инфляции начиная с <дата>. по <дата> включительно - это вывод ревизора контрольно-ревизионного отдела ГУВД КО, основанного на неправильном применении материального права, а так же он получал возмещение вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей на Чернобыльской АЭС до вступления Федерального Закона РФ от 12.02.2001 года № 5-ФЗ. Решение ревизора контрольно-ревизионного отдела ГУВД КО противоречит Законам: в соответствии с частью 3 статьи 5 базового Закона РФ (в редакции Федерального Закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ) статьей 1 Закона РСФСР от 24.11.1991 года «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288), ст.318 ГК РФ (в редакции действовавшей до 29.11.2002 года) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда здоровью в полном размере, в том числе на основании Федерального Закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ; Конститутационного суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П - пропорционально роста величины прожиточного минимума в субъектах РФ. Согласно ФЗ от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ предусмотрена ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью в порядке исходя из уровня инфляции, определяемом Правительством РФ. Просит восстановить его право на получение сумм возмещения вреда здоровью полученное при исполнении служебных обязанностей на Чернобыльской АЭС в сумме 26749 руб. 97 коп., а также выплатить задолженность за период с <дата> по настоящее время. Обязать ГУВД КО в дальнейшем производить индексацию суммы возмещения вреда здоровью в соответствии с действующим законодательством      РФ,      регламентирующим      порядок     применения индексации сумм возмещения вреда здоровью гражданам, пострадавшим в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС. Отменить и признать акт проверки ревизора контрольно-ревизионного отдела ГУВД КО незаконным в отношении него в связи с уменьшением выплат возмещения вреда здоровью, связанное с исполнением служебных обязанностей на Чернобыльской АЭС. Взыскать с ГУВД КО моральный вред в сумме 20000 рублей, в связи с незаконными действиями ревизора контрольно-ревизионного отдела ГУВД КО вызвавшее моральные и физические страдания повлекшие ухудшения здоровья и материального положения. Так же просит произвести индексацию сумм возмещения вреда здоровью образовавшейся задолженности в результате выплат в меньшем размере с <дата> по настоящее время с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанных государственными органами статистики в субъектах РФ (основании пункт 27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.03.2011 года № 2).

В судебном заседание истец отказался от поддержания исковых требований в части отмены и признания акта проверки ревизора контрольно-ревизионного отдела ГУВД КО незаконным в отношении него в связи с уменьшением выплат возмещения вреда здоровью, связанное с исполнением служебных обязанностей на Чернобыльской АЭС, а также от    взыскания с ГУВД КО морального вред в сумме 20000 рублей, индексирования сумм возмещения вреда здоровью образовавшейся задолженности в результате выплат в меньшем размере с мая 2011 года по настоящее время с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанных государственными органами статистики в субъектах РФ (основании пункт 27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.03.2011 года № 2), просит взыскать недоплату за период с <дата> по <дата> в сумме 56 561 руб. 04 коп.

В остальной части требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области Будникова Ю.А., действующая на основании доверенности <номер> от <дата>, исковые требования не признала в полном объеме, пояснив, что, так как истцу назначена была ежемесячная выплата в счет возмещения вреда здоровью на основании приказа МВД от <дата> <номер> «Об утверждении инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких», истцу произведен перерасчет на основании п. 24 инструкции, утвержденной приказом МВД от <дата> <номер> о порядке возмещения ущерба, который предусматривает индексацию возмещения вреда здоровью, только в случаях изменения размера месячного     денежного содержания сотрудников, состоящих на службе.

Представитель третьего лица- Межмунициального отдел внутренних дел «Ленинск- Кузнецкий», Будникова Ю. А., действующая на основании доверенности <номер> от <дата>, считает, что в удовлетворении исковых требования должно быть оказано.

Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ, Галкина Е. В., действующая на основании доверенности от <дата>, оставила вопрос о возможности удовлетворения иска на усмотрения суда.

             Суд, исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

    Судом установлено, что Тулькубаев Ш. С. приказом МВД СССР Ростовской специальной средней школы подготовки начсостава от <дата> был направлен к месту несения службы в зоне аварии Чернобыльской АЭС на территории <адрес> для обеспечения охраны общественного порядка и охраны материальных ценностей в работе ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и в период с <дата> по <дата> выполнял служебные обязанности по работе ликвидации последствий аварий в 30 км. зоне Чернобыльской АЭС (л. д. 41, 42).

В соответствии со справкой МСЭ <номер> (л.д. 35) впервые <дата> истцу была установлена 3 группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС, установлено 40 % утраты трудоспособности согласно выписки из акта освидетельствования во ВТЭК (л.д. 30),    а с октября 2001г. истцу установлена вторая группа инвалидности согласно справке МСЭ <номер>в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС, установлено 80 % утраты профессиональной трудоспособности согласно выписки и акта освидетельствования <номер> (л.д. 34). С <дата> истцу установлена 2 группа инвалидности бессрочно согласно справке МСЭ <номер> от <дата> (л.д. 37). С <дата> согласно справке МСЭ <номер> Тулькубаеву Ш. С. установлено 100 % утраты профессиональной трудоспособности в связи с заболеванием полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС                (л.д. 39). С <дата> Тулькубаеву Ш. С. согласно справке МСЭ <номер> установлено 60 % утраты профессиональной трудоспособности в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС до бессрочно (л. д. 40).

Право истца на получение ежемесячной выплаты, как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС ответчиком не оспаривается.

Судом установлено, что <дата> приказом Главного управления внутренних дел Кемеровской области <номер> истцу назначены ежемесячные выплаты в размере 1802 руб. 91 коп., исходя из 40 % утраты трудоспособности и исходя из среднего заработка 4 507, 27 руб., размер среднего заработка сторонами не оспаривается.

В последующем ответчиком производились истцу ежемесячные выплаты как ликвидатору аварии на ЧАЭС в следующих размерах: <данные изъяты>    С применением индексации на 1,515 х 1,5х 1,5(коэффициенты МРОТ)х 1,1 (Постановление Правительства РФ от 06.02.2004г. № 53)х 1,38(Постановление Правительства РФ от 27.12.2004г. № 847) х 1,11 (Постановление Правительства РФ от 07.05.2005г. № 292) х 1,1 (Постановление Правительства РФ от 24.03.2006г. № 163) х 1,08 (Постановление Правительства РФ от 21.03.2007г. № 171) х1,105 (Постановление Правительства РФ от 21.03.2007г. № 171, коэффициент) х1,13 (Постановление Правительства РФ от 07.07.2009г. № 545) х Постановление Правительства РФ т 16.12.2009г. № 1024).

Таким образом, судом установлено, что в период с <дата> по <дата> истцу производилась ежемесячная выплата возмещения вреда здоровью как ликвидатору аварии на <данные изъяты>.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что ежемесячные выплаты ответчиком ежегодно индексировались за указанный выше период в порядке, установленном Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АСЭ» и постановлениями Правительства РФ. Как следует из пояснений представителя ответчика ежегодная индексация производилась истцу ответчиком самостоятельно, на основании нормативно- правовых актом, регулирующих индексацию выплат лицам, имеющим право на их получение в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергнувшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» приказы об изменении размера ежемесячной выплаты истца в связи с ее индексацией не издавались.

Судом установлено, что ответчиком в одностороннем порядке произведен перерасчет ежемесячной выплаты истца с <дата>, при этом размер ежемесячной выплаты составил 8 896, 29 руб. Перерасчет произведен ответчиком во исполнение акта ревизии финансово- хозяйственной деятельности МОВД «Ленинск- Кузнецкий» от <дата> ( л.д. 45-50). Согласно акта в нарушение пункта 24 инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от <дата> <номер>, перерасчет размера возмещения вреда здоровью Ш. К. Тулькубаеву должен был производиться в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе.

Не согласившись с перерасчетом ежемесячной выплаты истец обратился с настоящим иском в суд.

Денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, согласно Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких (утвержденной приказом МВД РФ от 15.10.1999 г. № 805), выплачивается потерпевшему сотруднику органов внутренних дел ежемесячно при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья; выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который установлена инвалидность (пункты 21 и 23).

       Согласно пункту 22 вышеуказанной инструкции размер вреда, подлежащого возмещению, определяется в соответствии со статьей 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации: размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии – степени утраты общей трудоспособности.

Согласно пункта 24 вышеуказанной Инструкции в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, размер возмещения вреда его здоровью подлежит соответствующему перерасчету.

       Как следует из материалов дела Тулькубаев Ш. С. был уволен из органов внутренних дел по болезни согласно приказа начальника Главного управления внутренних дел Кемеровской области от <дата> <номер> от <дата> (л.д. 8).

       Тулькубаеву на основании приказа МВД РФ <номер> от <дата> в возмещение вреда здоровья была назначена ежемесячная выплата в размере, исходя из 40 % утраты трудоспособности, как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

    Таким образом, судом установлено, что истец согласно п. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации и ставшим инвалидом вследствие Чернобыльской катастрофы. Следовательно, в соответствии со ст. 14 названного закона истцу гарантируются возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, а потому ему обоснованно назначены ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью, как участнику ЧАЭС с последующей индексацией указанных выплат в порядке установленным РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и постановлениями Правительства РФ, а ни в порядке вышеуказанной инструкцией. При этом суд учитывает, что на момент назначения Тулькубаеву ежемесячных выплат в счет возмещения вреда здоровью, причиненного здоровью, он имел право на назначение выплат как по правилам ст. 1086 (п.22 Инструкции), так и в порядке, установленном Законом РФ    «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской» АЭС. На момент назначения выплат порядок назначения сумм в счет возмещения вреда как по Инструкции, так и по закону и Чернобыльцах предусматривал исчисление из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

          Таким образом, на момент назначения выплат размер указанных выплат совпадал. В последующем в связи с изменением порядка исчисления выплат по закону «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской» АЭС» истцу в силу закона было предоставлено право выбора сохранения прежнего способа определения размера ежемесячных денежных выплат, установленных исходя из утраты трудоспособности либо право на получение их в твердой денежной сумме. Судом установлено, что порядок исчисление выплат изменен не был.

           Таким образом, суд пришел к выводу, что ответчиком допущено нарушение прав истца на получение возмещения вреда в полном объеме и истец вправе требовать восстановления своего нарушенного права, в потому размер ежемесячной выплаты истца должен составлять 26 749, 97 руб., при этом суд учитывает, что спора о размере первоначальной назначенной выплаты 1802, 91 руб.      и размере коэффициентов индексации, применяемых ранее ответчиком в добровольном порядке для исчисления возмещения вреда до <дата> у сторон не имеется (л.д. 53-59).    А потому его право на получение ранее назначенной выплаты размер которой на <дата> составлял 26 749, 97 руб. подлежит восстановлению.

Суд приходит к выводу о необходимости восстановления нарушенного права истца путем возложения обязанностей на Главное управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области в дальнейшем производить индексацию суммы возмещения вреда здоровью в соответствии с действующим законодательством РФ,      регламентирующим      порядок     применения индексации сумм возмещения вреда здоровью гражданам, пострадавшим в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС.

          Суд считает, обоснованным требования истца о взыскании недоплаты, возникшей по вине ответчика за период с <дата> по <дата>    поскольку неправомерный перерасчет размера ежемесячной страховой выплаты,     привел к образованию у Тулькубаева Ш. С. убытков, которые в соответствии со ст. 15, 1083 ГК РФ подлежат полному возмещению. Размер недоплаты составит: 26 749, 97 руб. - 8896, 29 руб.    = 17 853, 68 руб. х 3 месяца (<дата>.) = 53 561 руб. 04 коп.

         Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                                 РЕШИЛ:

          Удовлетворить исковые требования Тулькубаева Ш.С..

          Восстановить право Тулькубаева Ш.С. на получение возмещения вреда, причиненного здоровью с <дата> в сумме 26 749 руб. 97 коп.

          Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области в пользу Тулькубаева Ш. С. недоплату по ежемесячным выплатам в счет возмещения вреда, причиненного здоровью за период с <дата> по <дата> в размере 53 561 руб. 04 коп.

          Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области в дальнейшем производить индексацию суммы возмещения вреда, причиненного здоровью Тулькубаеву Ш. С. в соответствии с действующим законодательством РФ,      регламентирующим      порядок     применения индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью гражданам, пострадавшим в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: (подпись)

Согласовано

Судья:                                                                                           Т. А. Лавринюк