Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело №2-2439/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Калашниковой О.Н.,

при секретаре Мерзляковой М.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком

                                                                                      19 сентября 2011 года

гражданское дело по иску Ходаковой Д.М. к Администрации <данные изъяты>, Администрации <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

                                                                 У С Т А Н О В И Л :

Ходакова Д.М. обратилась в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском к Администрации <данные изъяты>, Администрации <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя требования тем, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как заочным решением <данные изъяты> суда от <дата> ее родители Г.Н. и М.С. были лишены родительских прав в отношении нее. Распоряжением Администрации <данные изъяты> от <дата> ее дядя В.Н. был назначен опекуном над ней, с момента издания распоряжения она стала проживать в квартире опекуна по адресу: <адрес> принадлежащей опекуну на праве собственности. До лишения родителей родительских прав, она проживала и была зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес> принадлежащем на праве личной собственности в соответствии с договором дарения Г.Н.. <дата> постановлением Администрации <данные изъяты> она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в списке детей сирот и оставшихся без попечения родителей она числится под №<номер> В связи с поступлением на очное отделение в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «<данные изъяты>», она была снята с регистрационного учета по <адрес> и <дата> была зарегистрирована по адресу: <адрес>. По окончании университета, <дата> она была снята с регистрационного учета в общежитии. Администрацией <данные изъяты> в предоставлении ей квартиры вне очереди отказано, при этом гарантируется предоставление жилого помещения в порядке очереди. Просит обязать муниципальное образование <данные изъяты> в лице Администрации <данные изъяты> предоставить ей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. метров, отвечающее установленным требованиям в черте <адрес>.

В ходе судебного разбирательства Ходакова Д.М. уточнила исковые требования, просит обязать муниципальное образование <адрес> в лице Администрации <данные изъяты> предоставить ей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. метров, отвечающее установленным требованиям, в черте <адрес> за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации <данные изъяты> из бюджета <адрес>.

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика было привлечено Управлкение

Представитель ответчика - Администрации <данные изъяты> Петров Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования О.М. не признал, просил в иске отказать, мотивируя тем, что Администрация <данные изъяты> не является надлежащим ответчиком, так как предоставление жилых помещений детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Возложенные на муниципальное образование <данные изъяты> полномочия в части обеспечения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах поступающих из областного бюджета средств, исполняются в полном объеме, а направлять средства местного бюджета, предусмотренные на иные цели, на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считает недопустимым.

Представитель ответчика - Администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Администрацией <данные изъяты> представлены письменные возражения относительно исковых требований, в которых Администрация <данные изъяты> просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации, при этом Администрация <данные изъяты> исковые требования Ходаковой Д.М. находит обоснованными, поскольку органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежные средства на приобретение жилья предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений. С момента зачисления денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Отношения, которые возникают между бюджетом муниципального образования и бюджетом субъекта РФ являются вторичными и не имеют какого-либо отношения к существу рассматриваемого спора. Администрация <данные изъяты> считает Администрацию <данные изъяты> надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Считает, что на Администрацию <данные изъяты> неправомерно возлагать расходы на приобретение жилых помещений истцу. Просит отказать в удовлетворении требований к Администрации <данные изъяты>.

Представитель третьего лица - Управления в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Заслушав истицу Ходакову Д.М., представителя Администрации <данные изъяты> Петрова Д.В., исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Ходаковой Д.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

             Статья 1 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, что Ходакова Д.М., <дата> года рождения, уроженка <адрес>, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как заочным решением <данные изъяты> суда от <дата> родители Ходаковой Д.М. - Г.Н. и М.С. были лишены родительских прав в отношении Ходаковой Д.М. (л.д.9-10).

          На основании распоряжения Администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> В.Н. был назначен опекуном над Ходаковой Д.М. (л.д.11,12).

Судом установлено, что с момента принятия вышеназванного распоряжения Ходакова Д.М. стала проживать в квартире опекуна В.Н. по адресу: <адрес>, принадлежащей ему на праве собственности (л.д.13),при этом сохраняла регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>

Согласно постановлению Администрации <данные изъяты> <дата> Ходакова Д.М. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Судом установлено, что согласно акту филиала <номер> БТИ <данные изъяты> от <дата>, дом по <адрес> зарегистрирован за Г.Н., общий процент износа дома составляет 85% (л.д.15).

Согласно сообщению филиала <номер> БТИ <данные изъяты>», сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированном на праве собственности за Ходаковой Д.М., не имеется (л.д.28).

Судом установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Ходаковой Д.М. на объекты недвижимого имущества (л.д.29).

Согласно справки Управления <данные изъяты> от <дата> <номер>, Ходакова Д.М. является лицом из числа детей-сирот, оставшимся без попечения родителей, воспитывалась опекуном - дядей В.Н., закрепленного жилья за собой не имеет.

    Отсутствие закрепленного жилого помещения за Ходаковой Д.М. не оспаривалось представителем ответчика.

       В соответствии с дипломом <номер> от <дата> Ходакова Д.М. закончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «<данные изъяты>» (л.д.16).

Судом установлено, что на <дата> в списке детей сирот и оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, Ходакова Д.М. числится под №<номер> (л.д.14).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно ч.3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст.132 Конституции РФ    органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Частями 3,4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных)     и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными Государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Судом установлено, что    в соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Жилое помещение предоставляется вышеуказанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", в соответствии со ст.2 указанного Закона, принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления.

В соответствии с п.3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с п.8 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), жилые помещения лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, судом установлено, что Ходакова Д.М. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, впервые выявлена как ребенок, оставшийся без попечения родителей в <адрес>, состоит на учете в Администрации <данные изъяты> как нуждающаяся в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, по окончании обучения в образовательном учреждении ей жилое помещение вне очереди не предоставлено.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что жилое помещение Ходаковой Д.М. должно быть предоставлено по договору социального найма по месту постановки на учет органом местного самоуправления – Администрацией <данные изъяты>, поскольку непосредственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ именно на органы исполнительной власти по месту жительства этих детей.

Доводы представителя Администрации <данные изъяты> о том, что органы местного самоуправления не могут являться надлежащим ответчиком, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат вышеназванным нормам действующего законодательства.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.

Согласно ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, часть квартиры или жилого дома).

Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд учитывает, что на основании Постановления Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2005 года №18 норма предоставления площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина – 33 квадратных метра.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Ходаковой Д.М. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв. метров в черте <адрес>.

В соответствии с п.5 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (ред. от 03.05.2011г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 30.06.2007 г.) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений; предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма Ходаковой Д.М., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, лежит непосредственно на органе местного самоуправления - Администрации <данные изъяты>, при этом жилое помещение должно быть приобретено за счет средств субвенций, поступающих из областного бюджета на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При таких обстоятельствах, предъявление требований к Администрации <данные изъяты> является необоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         Обязать муниципальное образование <данные изъяты> в лице Администрации <данные изъяты> предоставить    Ходаковой Д.М., <дата> года рождения, уроженке <адрес> вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 33 кв. метров в черте <адрес> за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации <данные изъяты> из бюджета <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Согласовано

Судья:                                                                       О.Н.Калашникова