Дело № 2-3381/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий 07 ноября 2011 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Ромасюка А.В.,
при секретаре Бабак С.Ю.,
с участием прокурора Креймер Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полякова И. П. о признании незаконными действий территориальной избирательной комиссии Ленинск-Кузнецкого городского округа,
У С Т А Н О В И Л:
<дата> состоятся выборы депутатов Совета народных депутатов Ленинска-Кузнецкого городского округа. В порядке самовыдвижения он представил необходимые документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты. В числе других необходимых документов им были представлены подписные листы с подписями избирателей, поддержавших его выдвижение в количестве 76 подписей на 11 листах.
<дата> территориальная избирательная комиссия Ленинск-Кузнецкого городского округа провела заседание рабочей группы по проверке представленных подписных листов. Протоколом <номер> от <дата> комиссия установила, что все 76 подписей являются недействительными, так как форма представленных подписных листов не соответствует форме подписного листа, установленного Приложением № 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002.
Считает, что действия рабочей группы территориальной избирательной комиссии Ленинск-Кузнецкого городского округа являются незаконными так, поскольку противоречат пункту 8 ст.37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которым в том числе предусмотрено, что форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Указанная норма, по мнению заявителя предусматривает, что подписные листы для выборов в Государственную Думу РФ, президента России и депутатов представительных органов власти субъекта РФ и референдумов изготавливаются и оформляются по форме согласно Приложений 4,5, 9 к Федеральному закону. В тоже время подписные листы кандидатов в органы местного самоуправления (глав муниципальных образований и депутатов местных представительных органов власти) - согласно Приложений 7,8. Законодатель умышленно упустил слово «по форме», так как в последнем абзаце этого пункта он указал, что «...Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.»
Форма подписного листа для кандидатов в депутаты местных органов власти, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными установлен Законом Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» от 30.05.2011 № 54-03. (Приложение № 3). Форма, установленная областным законом, хоть и согласна с формой, установленной в приложении к Федеральному закону, но имеет ряд несущественных отличий.
При изготовлении и оформлении подписных листов Поляков И.П. руководствовался пунктом 8 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 1 ст.27 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ и представленные, соответственно представленные подписи в подписных листах являются действительными.
На основании изложенного просит признать действия территориальной избирательной комиссии Ленинск-Кузнецкого городского округа по признанию недействительными представленных 76 подписей в подписных листах незаконными.
В судебном заседании Поляков И.П. свои требования поддержал, а также дополнил их производными требованиями, указав, что <дата> территориальная избирательная комиссия Ленинск-Кузнецкого городского округа (далее ТИК) своим решением <номер> отказала ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа, в связи с отсутствием подписей в поддержку выдвижения кандидата. В связи с чем, дополнительно просит признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Ленинск-Кузнецкого городского округа <номер> от <дата>, и обязать ТИК зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа.
В судебном заседании Поляков И.П. все свои требования поддержал в полном объеме.
Представители территориальной избирательной комиссии Ленинск-Кузнецкого городского округа Ибрагимова Р.Р. и Кантеров Д.В. требования Полякова И.П. не признали, пояснив, не оспаривая фактических обстоятельств, что заявитель неправильно толкует положения пункта 8 ст.37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». А кроме того, отказ в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа не может быть обусловлен существенными или несущественными нарушениями формы подписных листов, так как законодатель императивно предписывает, что несоблюдение формы влечет признание недействительными подписи.
Заслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего, что жалоба не подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Полякова И.П. как основные, так и дополнительные не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд исходит из того, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, сторонами не оспариваются и представители территориальной избирательной комиссии подтвердили обстоятельства, указанные заявителем.
Статьями 37, 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен порядок сбора и предоставления в соответствующую избирательную комиссию подписных листов, а также порядок регистрации кандидатов.
А именно, п. 15 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ предусматривает, что после окончания сбора подписей кандидат подсчитывает общее число собранных подписей избирателей и составляет в двух экземплярах протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы. Каждый экземпляр протокола подписывается соответственно кандидатом.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 38 67-ФЗ, п. 3 ст. 29 Закона Кемеровской области от <дата> <номер> «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» (далее 54-03) для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах решением ТИК была создана рабочая группа.
В соответствии с п. 6.1. ст. 38 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол (п.7 ст. 38 67-ФЗ), в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. Копия итогового протокола была вручена Полякову И.П. в установленный законом срок.
Суд приходит к выводу, что заявителем неверно истолкованы положения п.8 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ в части установления формы подписного листа сбора подписей в поддержку кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования законом субъекта Российской Федерации. Заявитель подменяет понятие кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования и понятие члена выборного органа местного самоуправления. Статьей 2 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что член выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).
При этом п.8 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону».
Иными словами, вопрос толкования названного положения Закона сводится к решению вопроса о возможности применения к спорным правоотношения последнего предложения п.8 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о том, что «Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.».
Именно решение данного вопроса является определяющим для правильного разрешения спора, с чем стороны в судебном заседании согласились.
Путем систематического толкования действующего законодательства, суд приходит к выводу, о том, что данная норма не относится к спорным правоотношениям, поскольку выборы в Совет народных депутатов – как орган местного самоуправления, в качестве депутата является исключением. То есть, местным законодательством могут предусматриваться и другие выборные должности органов местного самоуправления, на которые будут распространяться правила последнего предложения п.8 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ о том, что форма подписного листа с подписями избирателей устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Действительно, Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит понятие члена выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).
Член же представительного выборного органа местного самоуправления в данном случае именуется депутат, на которого распространяются правила, установленные федеральным законодательством.
Форма же подписных листов, представленных в территориальную избирательную комиссию Поляковым И.П. не соответствовала форме подписного листа, установленного Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ, что не оспаривалось и самим заявителем.
В результате чего, на основании п.п. «и» п. 6.4. ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ избирательной комиссией обоснованно были признаны все подписи избирателей недействительными, и соответственно обоснованно было отказано Полякову И.П. в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Отказать в полном объеме в удовлетворении требований Полякову И.П. о признании незаконными действия территориальной избирательной комиссии Ленинск-Кузнецкого городского округа и признании незаконным решения <номер> от <дата> об отказе в регистрации Полякова И.П. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение пяти дней со дня принятия его в окончательной форме.
Судья подпись А.В. Ромасюк
Копия верна:
Судья Ромасюк А.В.