Дело №2-2636/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего Калашниковой О.Н.,
при секретаре Мерзляковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком
28 октября 2011 года
гражданское дело по иску Таловского В. В.ча, действующего за себя и несовершеннолетнего ФИО к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ, о признании права на получен е социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ
У С Т А Н О В И Л:
Таловский В. В.ч, действующий за себя и несовершеннолетнего ФИО обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ, мотивируя требования тем, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который расположен на подработанной горным работами территории, однако, Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа отказывает включить его и его несовершеннолетнего сына в список граждан, подлежащих переселении из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ. Просит обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа включить его и его несовершеннолетнего сына в список граждан, подлежащих переселении из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания в результате ведения горных работ жилья по <адрес> в соответствии с постановлением Правительства РФ №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» от 13.07.2005г.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя ответчика к участию в деле были привлечены в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство энергетики РФ и Федеральное государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просит обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа включить его и его малолетнего сына ФИО в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте и произвести расчет размера предоставляемой социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков а также признать за ним и его малолетним сыном ФИО право на получение выплаты из расчета 33 кв. метра на каждого для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ жилого помещения по адресу: <адрес> за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа произвести выплату за счет средств, выделяемых Министерством энергетики РФ для реализации постановления Правительства №428 на приобретение жилья по установленной цене за 1 кв. метр жилья исходя из нормы 33 кв. метра на каждого.
В судебное заседание истец не явился, о дне и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца – Логутенко В.Г., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности (л.д.15-16), уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика –Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Гурьбина А.В., действующая на основании доверенности <номер> от 22.12.2010 года (л.д.22), исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что Таловский В.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который в соответствии с заключением ВНИМИ от 12.11.2010 года <номер> не признан ветхим, непригодным для проживания в результате ведения горных работ, а рекомендован к сносу, как относящийся к категории одиночно стоящих жилых домов. Просит учесть, что износ жилого дома по <адрес> на момент рассмотрения дела составляет 63%. В связи с этим считает, что не имеется оснований для включения истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ. Также считает необоснованными требования истца о признании за ним и его сыном права на получение социальной выплаты из расчета 33 кв. метра на каждого, так как норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет 33 кв. метра для одиноких граждан, а на семью из 2-х человек норма общей площади жилого помещения составляет 42 кв. метра. Также просит учесть, что Таловскому В.В. на основании постановления Правительства РФ №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» от 13.07.2005г. уже было оказано содействие в переселении из дома <номер> по <адрес> в 2006 году, однако после этого истец вновь приобрел жилой дом на подработанной горными работами территории. Считает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ 13.07.2005 г. № 428, социальная выплата предоставляется только один раз, поэтому отсутствуют основания для повторного оказания содействия в переселении на основании постановления Правительства РФ №428, просит в иске отказать в полном объеме. При этом не оспаривает факт проживания истца и его малолетнего ребенка в жилом доме по <адрес> и отсутствие у них иного жилого помещения на праве собственности.
Представители третьих лиц - Министерства энергетики РФ и Федерального государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Министерство энергетики РФ на момент рассмотрения дела не представило отзыв на исковое заявление.
Федеральное государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов представило в суд письменный отзыв на исковые требования Таловского В.В., в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Из отзыва Федерального государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов следует, что формирование, уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат являются исключительным правом органа местного самоуправления – получателя средств федерального бюджета, т.е. Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа. Кроме того, просят учесть, что Таловский В.В. приобрел ветхий жилой дом, заведомо зная о неблагоприятных последствиях проживания в таком помещении, в связи с чем, считают необоснованными и подлежащими отклонению требования истца о включении в список на переселение из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте непригодным для проживания по критериям безопасности.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы, суд считает, что исковые требования Таловского В.В. подлежат удовлетворению частично.
Судом установлено, что Таловский В. В.ч является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 22.06.2007 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на жилой дом от 16.07.2007 года (л.д.6- копия свидетельства).
Согласно техническому паспорту на жилой дом по <адрес>, составленному по состоянию на 26.05.2006 года (л.д.11-14), дом построен в 1956 году, процент износа дома составляет 53%.
В соответствии с данными домовой книги на жилой дом по <адрес> (копия домовой книги – л.д.8-10), на момент рассмотрения дела судом в доме зарегистрированы по месту жительства истец Таловский В. В.ч с <дата> и с <дата> его малолетний сын ФИО, <дата> года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.7).
Свидетели ФИО1 и ФИО2 в суде подтвердили, что Таловский В.В. проживает в доме по <адрес> в течение последних 5 лет, на момент приобретения им жилого дома не велись разговоры о том, что дом планируется к сносу. Таловский В.В. планировал жить в указанном доме постоянно, сделал ремонт, поддерживает дом в хорошем состоянии.
В соответствии с заключением СФ ОАО ВНИМИ №267 от 12.11.2010 года установлено, что жилой дом по <адрес> расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Кольчугинская» 2-й район, дом подвергался многократной подработке в результате ведения горных работ в 1941, 1974 и в 1984 гг., на момент составления заключения имел недостаточный износ (процент износа дома - 49%), однако, в результате сноса окружающего жилья данный жилой дом оказался одиночно стоящим, в связи с чем, рекомендован к сносу, так как после сноса домов будет нарушено водоснабжение и электроснабжение, подъездные пути, проживание в доме станет невозможным.
Суд полагает, что данное заключение является относимым и допустимым доказательством по делу, данный факт не оспаривают стороны.
На момент рассмотрения дела судом, износ дома по <адрес> составил 63%, что подтверждается актом обследования жилого дома от 27.10.2011 года, составленным руководителем филиала №10 БТИ г.Ленинска-Кузнецкого» ГП КО «ЦТИ Кемеровской области» ФИО3, которая в суде пояснила, что указанный жилой дом находится в зоне подработки шахты «Кольчугинская», в доме проживает Таловский В.В. и малолетний ребенок, при визуальном обследовании жилого дома установлено, что задняя сторона жилого дома неравномерно оседает, левая стена дома не смотрится в вертикальной плоскости – выпучивает, фундамент весь в трещинах, при этом, отметила, что визуально жилой дом и территория дома ухоженные, что свидетельствует о бережном отношении собственника дома, который своевременно производит ремонт, устраняет последствия подработки, что значительно уменьшает процент износа жилого дома. Также пояснила, что действия истца по поддержанию жилого дома в состоянии, пригодном для проживания, не влияют на состояние несущих конструкций жилого дома (фундамент, стены) и процент их износа, так как изменений в несущих конструкциях дома не было. Максимальная степень износа среди несущих конструкций составляет 65% (фундамент, стены).
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения, регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого.Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 г. № 840, утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.
Постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, пунктом 3 которых предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
В соответствии с п. 5 «а» Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Пунктом 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В силу пункта 9 Правил, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья), но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья.
В соответствии с п.10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая
при расчете размера социальной выплаты, составляет:
33 кв. метра - для одиноких граждан;
42 кв. метра - на семью из 2 человек;
18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В соответствии с п.12 Правил, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ, социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи.
Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что право на социальную выплату, предусмотренную Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеют лица, постоянно проживающие в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтами, в результате чего возникла реальная необходимость в переселении граждан из указанного жилого помещения.
Судом бесспорно установлено, что жилой дом по <адрес> для истца и его малолетнего сына является единственным жилым помещением, где они постоянно проживают, они не имеют другого жилого помещения в собственности либо в пользовании, материалами дела подтверждено, что имеет место причинно-следственная связь между состоянием дома и ведением горных работ ранее ликвидированной шахты «Кольчугинская», что ответчиком не оспаривалось, поскольку бесспорно установлено, что дом подвергался многократной подработке, а также установлена необходимость реального переселения семьи Таловского В.В. из жилого дома, необходимость переселения граждан из жилого дома по <адрес> состоит в прямой причинно – следственной связи с подработкой территории в результате ведения горных работ. Учитывая, что после сноса близлежащих домов будет нарушено водоснабжение и электроснабжение жилого дома по <адрес>, подъездные пути, проживание в доме станет невозможным, что ответчиком не оспаривается, что свидетельствует о непригодности жилого дома по <адрес> для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Таким образом, судом установлено, что в случае сноса близлежащих домов истец утратит возможность осуществления права на жилище, что является недопустимым. Нарушенное право истца подлежит судебной защите.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что предоставление Таловскому В.В. социальной выплаты невозможно по причине того, что дом не признан ветхим. Судом достоверно установлено, что поддержание жилого дома в пригодном для проживания состоянии является исключительно заслугой собственника жилого помещения – Таловского В.В., который осуществляет надлежащий уход и заботу за жилым домом. При этом суд считает, что отсутствие такого фактора, как ветхость жилого дома, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку имеют место иные факторы, свидетельствующие о непригодности одиноко стоящего жилого дома для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтой.
С учетом изложенного, в силу пп. 5, 9-10 Постановления № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» истец и его малолетний сын имеют право на получение социальной выплаты, предоставляемой на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтой «Кольчугинская»., из расчета 42 кв. метров как на семью из двух человек.
Требования истца о признании за ним и его малолетним сыном ФИО права на получение выплаты из расчета 33 кв. метра на каждого для приобретения жилья взамен ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ жилого помещения по адресу: <адрес>, не основаны на нормах действующего законодательства.
Поскольку, в силу п. 8 Правил, списки граждан, подлежащих переселению утверждаются органами местного самоуправления и должны ежегодно уточняться, суд находит обоснованными требования истца о возложении на Администрацию Леннинск-Кузнецкого городского округа обязанности по включению его и члена его семьи – малолетнего сына ФИО в указанный список, так как внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении на Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа обязанности произвести выплату Таловскому В. В.чу за счет средств, выделяемых Министерством энергетики РФ для реализации постановления Правительства №428 на приобретение жилья, поскольку в соответствии с п.12 Правил основанием для предоставления гражданину социальной выплаты является договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, заключенный между органом местного самоуправления шахтерского города и гражданином. Удовлетворение требований истца о включении в список и признании за ним права на получение социальной выплаты является основанием для с заключения с ним договора о предоставлении социальной выплаты. На момент рассмотрения дела права истца на заключение с ним договора не нарушены, т.е. не нарушено право на получение социальной выплаты за счет средств, выделяемых Министерством энергетики РФ, а потому нет оснований для защиты указанного права истца в судебном порядке.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Таловского В.В. частично.
Обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа включить Таловского В. В.ча и его малолетнего сына ФИО в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте и произвести расчет размера предоставляемой социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Признать за Таловским В. В.чем и его малолетним сыном ФИО право на получение социальной выплаты из расчета 42 кв. метра для приобретения жилья взамен ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ жилого дома по адресу: <адрес> за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья: подпись.
Копия верна:
Судья: О.Н.Калашникова