Решение по иску о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди



Дело №2-2947/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Калашниковой О.Н.

при секретаре Мерзляковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком

27 сентября 2011 года

гражданское дело по иску Дорофеевой Н. Е., Дорофеевой О. С. к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

У С Т А Н О В И Л :

Дорофеева Н. Е. обратилась в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя требования тем, что в 1992 года она встала на очередь на улучшение жилищных условий в Управление образования Администрации г.Ленинска- Кузнецкого, в 1996 году ей и ее несовершеннолетней дочери была предоставлена комната в муниципальном общежитии по <адрес>По договору об оперативном управлении от 08.06.2000 года <номер> и в соответствии с Актом приемки-передачи муниципального имущества, Администрация г.Ленинска-Кузнецкого передала в оперативное управление М. общежитие по адресу: <адрес> Директор М. поручил обеспечить выселение ее и ее дочери из комнаты общежития. Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда от 27.04. 2004 года было отказано в удовлетворении исковых требований о выселении ее и ее дочери из комнаты по адресу: <адрес> Ее исковые требования о предоставлении ей свободной комнаты<номер> и приватизации всей секции, о понуждении к заключению договора социального найма, были оставлены судом без удовлетворения. М. предложил заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения, но поскольку это противоречит ст.102 ЖК РФ, она отказалась. Так как общежитие из муниципального жилого фонда было передано в специализированный жилой фонд временного проживания, считает, что ее семью лишили права пользования жильем, у нее отсутствует документ на право проживания. Просит обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа на основании ч.1ст.49 ЖК РФ предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ОАО «Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг г.Ленинска-Кузнецкого», а также в качестве третьего лица на стороне истца привлечена Дорофеева О. С., которая в последующем предъявила совместно с Дорофеевой Н. Е. требования о постановке их на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании Дорофеева Н. Е. и Дорофеева О. Евгеньевна уточнили заявленные исковые требования, просили обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа поставить их на очередь нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма и на основании ст. 49, ст.102 ЖК РФ предоставить им жилое помещение по договору социального найма вне очереди площадью в соответствии с законом, с учетом права Дорофеевой О. С. на дополнительную жилую площадь по заключению ВК от 01.06.2011 года.

В судебное заседание 27.09.2011 года Дорофеева О.С. не явилась, о дне и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В ходе судебного разбирательства она поддержала заявленные требования, считает, что должна быть принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма независимо от установления группы инвалидности, так как страдает хроническим заболеванием, дающим право на дополнительную жилую площадь.

В ходе судебного разбирательства Дорофеева Н.Е. пояснила суду, что она не была признана малоимущей в установленном порядке, так как не предоставила весь пакет необходимых документов. Считает, что постановка на учет не может зависеть от признания либо непризнания ее и ее дочери малоимущими. Поскольку ранее она и ее дочь занимали комнату в общежитии, которое находилось в муниципальной собственности, а в настоящее время здание общежития передано в оперативное управление М., ей предлагают заключить договор найма специализированного жилого помещения, т.е. на временное пользование, в результате действий Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа по передаче здания общежития в оперативное управление М. она лишена возможности заключить на комнату в общежитии договор социального найма с Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа, а потому считает, что независимо от того, являются ли они малоимущими, Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа обязана предоставить их семье иное жилое помещение по договору социального найма вне очереди площадью не менее 33 кв. метров, так как их дальнейшее проживание в общежитии является незаконным несмотря на то, что решением суда было отказано в удовлетворении исковых требований М. о выселении ее и ее дочери из комнаты общежития. Дорофеева Н.Е. в суде не оспаривала, что впервые необходимый пакет документов для решения вопроса о принятии ее на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма она сдала в администрацию города 13.09.2011 года, на момент рассмотрения дела в суде вопрос о принятии Дорофеевой Н.Е., Дорофеевой О.С. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не рассмотрен жилищно-бытовой комиссией. Пояснила, что до 13.09.2011 года ей было отказано в приеме заявления о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и прилагаемых к нему документов по мотиву отсутствия полного пакета необходимых документов, а именно по причине отсутствия справки о доходах. Считает, что имеет право на предоставление иного жилого помещения вне очереди в связи с заболеванием дочери.

Представитель ответчика – Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Петров Д.В. исковые требования Дорофеевой Н.Е., Дорофеевой О.С. не признал в полном объеме, просил в иске отказать, поскольку жилые помещения из муниципального жилищного фонда на основании договора социального найма предоставляются строго в порядке очередности. Истцы не были признаны в установленном порядке признаны малоимущими, на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят. Также не находит оснований для удовлетворения требований Дорофеевой О.С. о постановке ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку для постановки на учет Дорофеевой О.С. не имеется законных оснований. Пояснил, что решением жилищно-бытовой комиссии от 08.07.2011 года Дорофеевой О.С. было отказано в постановке на учет в связи с тем, что она не признана в установленном порядке инвалидом. Также пояснил, что поскольку заявление Дорофеевей Н.Е. о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на момент рассмотрения дела в суде еще не было предметом обсуждения жилищно-бытовой комиссии, ей не было отказано в постановке на учет, считает, что ее права не нарушены, а следовательно не подлежат судебной защите.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования Дорофеевой Н.Е., Дорофеевой О.С. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что здание по <адрес> было построено и сдано в эксплуатацию в качестве общежития и передано на баланс Отдела народного образования, что подтверждается решением исполнительного комитета Ленинск - Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 30. 12. 1981г., приказом по отделу народного образования №23 от 20.04.1982 года.

Дорофеевой Н.Е. 16 марта 1996г. Отделом народного образования выдан ордер на право занятия комнаты <номер> площадью 17,4 кв. м в общежитии по <адрес>.

На основании договора об оперативном управлении №186 от 08. 06. 2000г. общежитие по <адрес> органом местного самоуправления передано в оперативное управление М.

Таким образом, судом установлено, что здание по <адрес> в соответствии со ст. 92 и ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесено к специализированному жилищному фонду, имеет статус общежития с момента сдачи в эксплуатацию, является муниципальной собственностью, находится в оперативном управлении М.

На момент рассмотрения дела, Дорофеева Н.Е. и ее дочь Дорофеева О.С. зарегистрированы по месту жительства и проживают по адресу: <адрес> на основании ордера, иной договор с ними не заключен.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.     

В соответствии с Постановлением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 25.08.2005 года №22 «Об установлении порога совокупного дохода семьи и порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» установлен порог стоимости имущества в размере 30% рыночной стоимости жилья, предоставляемого по договору социального найма, а также установлен порог совокупного дохода -1,5 прожиточного минимума семьи.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.

Таким образом, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Доказательств, что истцы являются малоимущим, в суд не представлено. Дорофеева Н.Е. не оспаривала, что не обращалась с заявлением о признании ее малоимущей.

Судом установлено, что Дорофеева О.С. обратилась в Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа с заявлением о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма семьи в составе двух человек 13.09.2011 года, что подтверждается распиской в получении заявления и приобщенных к нему документов.

Из пояснений Дорофеевой Н.Е. и письменных материалов следует, что Дорофеева Н.С. обращалась в Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа по вопросу постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако при этом необходимый пакет документов не представляла, что истицей не оспаривалось, подтверждается заявлением Дорофеевой Н.Е. от 09.06.2011 года, ответом на обращение Дорофеевой Н.Е. <номер> от 05.07.2011 года.

В соответствии с ч.4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ с заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждане состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Законом Кемеровской области от 10.06.2005 года №68-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления и пакета документов, необходимых для принятия на учет, перечисленных в ч.2 ст. 2 указанного Закона.

На момент рассмотрения дела в суде заявление Дорофеевой Н.Е. о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не рассмотрено, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет не принято.

Суд не может подменять органы местного самоуправления, в чью компетенцию входит решение вопроса о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а потому, суд не находит оснований для удовлетворения требований Дорофеевой Н.Е. о возложении обязанности на Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа принять Дорофееву Н.Е. и члена ее семьи - Дорофееву О.С. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории "общие основания".

Законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) для отдельных категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Так, к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту.

Из Постановления Правительства РФ N 817 от 21 декабря 2004 г. "Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, на дополнительную жилую площадь" следует, что право на дополнительную жилую площадь имеют инвалиды, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, что согласуется со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой, инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с заключением ВК <номер> от 01.06.2011 года Дорофеева О. С. имеет диагноз : NNN

Согласно справкам <номер> от 28.11.2005 года, <номер> от 02.06.2011 года, выданным начальником управления здравоохранения Администрации г.Ленинска-Кузнецкого, Дорофеева О. С. страдает заболеванием, которое входит в перечень, дающий право инвалидам, страдающим им, на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года №817.

Наличие указанного заболевания у Дорофеевой О.С. ответчиком не оспаривалось.

Судом установлено, что Дорофеева О.С. 07.07.2011 года обратилась в Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа с заявлением о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, предоставив пакет документов, в том числе справку Управления здравоохранения, что подтверждается распиской в получении заявления и приобщенных к нему документов.

Решением жилищно-бытовой комиссии от 08.07.2011 года (протокол №9) Дорофеевой О. С. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в виду отсутствия свидетельства об инвалидности.

Судом установлено, что Дорофеева О.С. имеет право на дополнительную жилую площадь согласно Постановлению Правительства РФ № 817 от 21.12.2004 года, однако, наличие у истицы права на дополнительную жилую площадь по состоянию здоровья не является основанием для признания её нуждающейся в предоставлении жилых помещениях по договорам социального найма.

Между тем, Перечень заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, на дополнительную жилую площадь, применяется в части, не противоречащей Жилищному кодексу РФ, для граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма.

Для постановки Дорофеевой О.С. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, в соответствии с жилищным законодательством необходимо признание ее малоимущей, поскольку для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда необходимо подтверждение статуса малоимущего, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, Дорофеева О.С. не имеет права на постановку на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в порядке ч.2 ст. 49 ЖК РФ, поскольку она не представила документы, необходимые для признания ее малоимущей, в связи с чем, не может быть признана нуждающейся в получении жилья на основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Также не имеется оснований для постановки Дорофеевой О.С. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в порядке ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договору социального найма предоставляются иными федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 ч.1 ст.1 Закона Кемеровской области «О категории граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области и порядке предоставления им таких помещений», право на получение жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом имеют инвалиды.

Таким образом, Дорофеева О.С. без признания ее в установленном порядке малоимущей не могла быть принята Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ни в порядке ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, ни в порядке ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ.

Кроме того, для принятия Дорофеевой О.С., как инвалида на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в порядке ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, имеющего право на дополнительную жилую площадь, необходимым условием является установление ей группы инвалидности.

Учитывая, что Дорофеева О.С. не признана в установленном порядке инвалидом, не имеется оснований для принятия Дорофеевой О.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как относящейся к льготной категории граждан (инвалиды), а потому, отказ в постановке Дорофеевой О.С. на учет является обоснованным.

Поскольку Дорофеева Н.Е. и Дорофеева О.С. малоимущими не признаны, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа на момент рассмотрения дела не состоят, оснований для удовлетворения требований о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Дорофеевой Н.Е., Дорофеевой О.С. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья: подпись.

Верно.

Судья: О.Н.Калашникова