Дело№2-3030/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего Калашниковой О.Н.,
с участием пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Баженова А.А.,
при секретаре Мерзляковой М.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком
28 октября 2011 года
гражданское дело по иску прокурора города Ленинска-Кузнецкого в интересах Р. к муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого, действуя в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ в интересах Р., обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском о предоставлении жилого помещения по договору социального найма к муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, с привлечением третьих лиц на стороне ответчика: Главного финансового управления Кемеровской области, Управления образования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, мотивируя требования тем, что прокуратурой города рассмотрено и разрешено обращение Р. о защите его жилищных прав, в ходе проверки установлено, что Р. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей с <дата>, что подтверждается распоряжением Администрации г.Ленинска-Кузнецкого <номер>. Какое-либо жилое помещение по сведениям Управления образования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа за Р. не закреплялось. В связи с отсутствием закрепленного за Р. жилого помещения он был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени Р. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено. Согласно сведениям, представленным Полысаевским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Филиалом №10 ГП КО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области», жилых помещений, принадлежащих Р., не имеется. Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого просит обязать муниципальное образование г.Ленинск-Кузнецкий в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить Р. вне очереди жилое помещение по договору социального найма пригодное для проживания, отвечающее установленным стандартам и техническим нормам общей площадью не менее 33 кв. метров в черте г.Ленинска-Кузнецкого за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа из бюджета Кемеровской области.
В судебном заседании пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Баженов А.А. и Р. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика - Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Гурьбина А.В., действующая на основании доверенности <номер> от <дата>, исковые требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого в интересах Р. не признала, просила в иске отказать, мотивируя тем, что Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа не является надлежащим ответчиком, так как предоставление жилых помещений детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Возложенные на муниципальное образование Ленинск-Кузнецкий городской округ полномочия в части обеспечения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах поступающих из областного бюджета средств, исполняются в полном объеме, а направлять средства местного бюджета, предусмотренные на иные цели, на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считает недопустимым, так как это противоречит действующему бюджетному законодательству.
Представитель Управления образования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Завьялова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель Главного финансового управления Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения, из которых следует, что Главное финансовое управление Кемеровской области требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого, предъявленные к муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа находит обоснованными, поскольку органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом представитель Главного финансового управления Кемеровской области полагает, что требования в части предоставления жилого помещения на условиях социального найма за счет средств субвенции из областного бюджета удовлетворению не подлежат, так как денежные средства на приобретение жилья предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений. Бюджетные правоотношения, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, не влияют на реализацию права гражданина по предоставлению жилого помещения. С момента зачисления денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа от своего имени и на средства, выделяемые из местного бюджета (с его единого счета) приобретает в муниципальную собственность жилые помещения, а затем заключает договоры социального найма с детьми-сиротами, нуждающимися в предоставлении жилых помещений. Таким образом, Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета, поскольку выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета. Отношения, которые возникают между бюджетом муниципального образования и бюджетом субъекта РФ являются вторичными и не имеют какого-либо отношения к существу рассматриваемого спора. Главное финансовое управление Кемеровской области считает Администрацию муниципального образования надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Заслушав пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Баженова А.А., Р., представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого, предъявленные в интересах Р. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Р., <дата> года рождения, уроженец <адрес> относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается распоряжением Администрации г.Ленинска-Кузнецкого от <дата> <номер> «О направлении несовершеннолетних в детское государственное учреждение», в соответствии с которым, Р. был направлен в детское государственное учреждение в связи с отказом <дата> матери Р.Т. от ребенка(л.д.14,18).
Материалами дела подтверждено, что мать Р. – Р.Т. умерла <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.15), сведения об отце в свидетельстве о рождении внесены на основании заявления матери (л.д.17).
Судом установлено, что за Р. не было закреплено жилое помещение.
Согласно сообщению БТИ г.Ленинска-Кузнецкого, сведения о недвижимом имуществе, зарегистрированном на праве собственности за Р.Т. и Р. отсутствуют (л.д.30,31), в ЕГРП право на объекты недвижимого имущества за Р.Т. и Р. не зарегистрированы (л.д.33,35).
В соответствии с распоряжением Администрации г.Ленинска-Кузнецкого от <дата> <номер> Р. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.21).
На <дата> в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей номер Р. числится под №132 (л.д.10).
На момент рассмотрения дела Р. не имеет собственного жилья (л.д.30).
Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа во внеочередном порядке на момент рассмотрения дела Р. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно ч.3 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Статья 1 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Частями 3,4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными Государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
Жилое помещение предоставляется вышеуказанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", в соответствии со ст.2 указанного Закона, принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления.
В соответствии с п.3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.8 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), жилые помещения лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статья 52 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, судом установлено, что Р. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, родился в <адрес>, состоит на учете в Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, как нуждающийся в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, впервые выявлен как ребенок, оставшийся без попечения родителей в г.Ленинске-Кузнецком, в настоящее время Р. жилое помещение, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлено.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что жилое помещение Р. должно быть предоставлено по договору социального найма по месту постановки на учет органом местного самоуправления – Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа, поскольку непосредственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ именно на органы исполнительной власти по месту жительства этих детей.
Доводы представителя Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о том, что органы местного самоуправления не могут являться надлежащим ответчиком, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат вышеназванным нормам действующего законодательства.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
Согласно ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, часть квартиры или жилого дома).
Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд учитывает, что на основании Постановления Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2005 года №18 норма предоставления площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина – 33 квадратных метра.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Р. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв. метров в черте г.Ленинска-Кузнецкого.
В соответствии с п.5 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (ред. от 03.05.2011г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 30.06.2007 г.) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма Р., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, лежит непосредственно на органе местного самоуправления - Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, при этом жилое помещение должно быть приобретено за счет средств субвенций, поступающих из областного бюджета на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого.
Обязать муниципальное образование Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить Р., <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее установленным стандартам и техническим нормам общей площадью не менее 33 кв. метров в черте г.Ленинска-Кузнецкого за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа из бюджета Кемеровской области.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья: подпись.
Копия верна:
Судья: О.Н.Калашникова