Дело№2-2600/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего Калашниковой О.Н.,
с участием пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Креймер Л.Н.,
при секретаре Мерзляковой М.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком
26 августа 2011 года
гражданское дело по иску прокурора города Ленинска-Кузнецкого в интересах С. к муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, третьим лицам: Управлению образования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа района, Главному финансовому управлению Кемеровской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого, действуя в интересах С. в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ, обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском к муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, третьим лицам: Управлению образования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа района, Главному финансовому управлению Кемеровской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя требования тем, что прокуратурой города рассмотрено и разрешено обращение С. о защите его жилищных прав, в ходе проверки установлено, что С. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей с <дата>, что подтверждается распоряжением Администрации г.Ленинска-Кузнецкого <номер>. Жилое помещение за С. не закреплялось, он не имеет жилья. В связи с отсутствием закрепленного за С. жилого помещения распоряжением Администрации г.Ленинска-Кузнецкого от <дата> года <номер> он был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени С. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого просит обязать муниципальное образование г.Ленинск-Кузнецкий в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма пригодное для проживания, отвечающее установленным стандартам и техническим нормам общей площадью не менее 33 кв. метра в черте г.Ленинска-Кузнецкого за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа из бюджета Кемеровской области.
В судебном заседании пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Креймер Л.Н. и С. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика - Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Гурьбина А.В., действующая на основании доверенности <номер> от <дата>, исковые требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого в интересах С. не признала, просила в иске отказать, мотивируя тем, что Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа не является надлежащим ответчиком, так как предоставление жилых помещений детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Возложенные на муниципальное образование Ленинск-Кузнецкий городской округ полномочия в части обеспечения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах поступающих из областного бюджета средств, исполняются в полном объеме, а направлять средства местного бюджета, предусмотренные на иные цели, на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считает недопустимым, так как это противоречит действующему бюджетному законодательству.
Представители третьих лиц - Главного финансового управления Кемеровской области и Управления образования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Из представленных в суд письменных возражений Главного финансового управления Кемеровской области следует, что Главное финансовое управление Кемеровской области требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого находит обоснованными, поскольку органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежные средства на приобретение жилья предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений. С момента зачисления денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Отношения, которые возникают между бюджетом муниципального образования и бюджетом субъекта РФ являются вторичными и не имеют какого-либо отношения к существу рассматриваемого спора. Главное финансовое управление Кемеровской области считает Администрацию муниципального образования надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Заслушав пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Креймер Л.Н., С., представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого, предъявленные в интересах С., обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что С., <дата> года рождения, уроженец <адрес> относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как его мать – С.Л. была лишена родительских прав решением Ленинск-Кузнецкого городского суда от <дата>, согласно справки о рождении С. сведения об отце внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери (л.д.22).
На основании распоряжения Администрации г.Ленинска-Кузнецкого от <дата> <номер> «О направлении несовершеннолетних в детское государственное учреждение» С. был направлен в детское государственное учреждение (л.д.10).
Судом установлено, что на момент направления С. в детское государственное учреждение он проживал совместно с матерью по адресу: <адрес>, С.Л. была зарегистрирована по данному адресу с <дата> (л.д.15), однако, указанный дом ей не принадлежал (л.д.23,32), иного жилья она не имела (л.д.31), в связи с чем, за несовершеннолетним С. не было закреплено жилье в установленном порядке (л.д.24).
В соответствии с распоряжением Администрации г.Ленинска-Кузнецкого от <дата> <номер> С. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.11-13).
Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа во внеочередном порядке до настоящего времени С. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма. В списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, номер очереди С. среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -59 (л.д.26).
На момент рассмотрения дела С. не имеет собственного жилья (л.д.30).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 1 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регулирует полномочия государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществление гарантий прав ребенка. В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными Государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 и п.9 ст. 2 Закона Кемеровской области № 124-ОЗ от 14.11.2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без родителей» от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ (в ред. Закона от 30.06.2007 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в предусмотренном Жилищным кодексом РФ, настоящим Законом. Жилое помещение указанным лицам предоставляется в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В соответствии с п.8 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), жилые помещения лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.3,4 ст.49 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.
Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая, что С. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, родился в г.Ленинске-Кузнецком Кемеровской области, состоит на учете в Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа как нуждающийся в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, впервые выявлен как ребенок, оставшийся без попечения родителей в г.Ленинске-Кузнецком, в настоящее время С. жилое помещение, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлено, суд полагает, что именно Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа обязана предоставить С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, поскольку непосредственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ именно на органы исполнительной власти по месту жительства этих детей.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по предоставлению С. жилого помещения по договору социального найма на администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Доводы представителя Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о том, что органы местного самоуправления не могут являться ненадлежащим ответчиком, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат вышеназванным нормам действующего законодательства.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ,дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
Согласно ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, часть квартиры или жилого дома).
Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд учитывает, что в соответствии с Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 г. «Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания гражданин малоимущими» которым рекомендованы нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 13 кв.м. общей жилой площади на одного человека на семью из двух и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 кв.м. общей жилой площади.
На основании Постановления Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2005 года №18 норма предоставления площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина – 33 квадратных метра.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 30.06.2007 г.) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Пунктом 5 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (ред. от 03.05.2011г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа обязана предоставить С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33кв. метров в черте г.Ленинска-Кузнецкого как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, за счет субвенций, поступающих из областного бюджета на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы ответчика о недостаточности денежных средств, поступающих из областного бюджета в виде субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлиять на выводы суда об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений, а потому обеспечение вне очереди жилым помещением С. не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого.
Обязать муниципальное образование Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить С., <дата> года рождения, уроженцу <адрес> вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее установленным стандартам и техническим нормам общей площадью не менее 33 кв. метров в черте г.Ленинска-Кузнецкого за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа из бюджета Кемеровской области.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья: подпись. Копия верна:
Судья: О.Н.Калашникова