Решение по заявлению прокурора об оспаривании постановления о закреплении жилого помещения



Дело №2-2730/2011

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

                                       Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Калашниковой О.Н.

с участием пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Баженова А.А.,

при секретаре Мерзляковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком

                                                                                        23 сентября 2011 года

гражданское дело по заявлению прокурора г.Ленинска-Кузнецкого, предъявленного в интересах К.О., об оспаривании постановления о закреплении жилого помещения,

                                                     У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с заявлением в интересах К.О. об оспаривании постановления главы <данные изъяты> от <дата> <номер>, которым за К.О. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Закрепление указанного помещения и постановление, в части закрепления за К.О. жилого помещения по адресу: <адрес>, прокурор г.Ленинска-Кузнецкого считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям: К.О. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес> с <дата>. Данное жилое помещение было предоставлено ОАО «<данные изъяты>» матери К.О.- О.А., на основании ордера от <дата> <номер>. В соответствии с ордером, О.А. предоставлена жилая площадь в общежитии на период работы на условиях аренды. В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Распоряжением Администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> в <данные изъяты> собственность передано здание общежития по адресу: <адрес>. В связи с чем, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находящимися по адресу: <адрес> применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Вместе с тем, как в период закрепления жилого помещения, так и до настоящего времени О.А. (мать К.О.) договор социального найма жилого помещения не заключила.

В постановлении администрации <данные изъяты> от <дата> <номер>, за К.О. закреплено право на жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес>, вместе с тем, согласно п. 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 04.06.2011) жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилому фонду.     Согласно ч. 1 статья 155.3, ч. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ, дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

О.А. не имеет право собственности на жилое помещение, договор социального найма с ней не заключен, закрепленное жилое помещение фактически является комнатой в общежитии, закрепление же жилого помещения за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, в специализированном жилищном фонде не отвечает требованиям закона.

Кроме того, в настоящее время, согласно акту техника-смотрителя от <дата> квартира по адресу: <адрес> находится в антисанитарном состоянии, сломана входная дверь, в оконном блоке отсутствует вторая рама, в квартире проживает О.А.

Также, с момента лишения родительских прав О.А., К.О. не проживала в указанном жилом помещении, в настоящее время проживает в <адрес>, состоит на учете в администрации <данные изъяты> в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с <дата>.

Закрепление жилого помещения по адресу: <адрес> за К.О. ограничивает право К.О. на получение жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", противоречит жилищному законодательству.

Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого, действуя в интересах К.О., просит признать незаконным действия главы <данные изъяты> по закреплению за К.О. жилого помещения по адресу: <адрес>, обязать главу <данные изъяты> отменить постановление от <дата> <номер> в части закрепления за Акимовой    К.О.    жилого помещения по адресу: <адрес>

В ходе судебного разбирательства прокурор г.Ленинска-Кузнецкого предъявил уточненные требования, просит признать незаконными действия главы <данные изъяты> по закреплению за К.О. жилого помещения по адресу: <адрес>, отменить постановление главы <данные изъяты> от <дата> <номер> в части закрепления за К.О. жилого помещения по адресу:    <адрес>.

В судебном заседании <дата> пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Баженов А.А. уточнил требования, просил признать незаконными действия администрации <данные изъяты> по закреплению за К.О. жилого помещения по адресу: <адрес>, отменить постановление администрации <адрес> от <дата> <номер> в части закрепления за К.О. жилого помещения по адресу:    <адрес>.

В судебное заседание <дата> К.О. не явилась, о дне и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Администрации <данные изъяты> Петров Д.В. требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого не признал, считает их не обоснованными, поскольку здание общежития по адресу: <адрес> было принято в муниципальную собственность от ОАО «<данные изъяты>» на основании решения городского Собрания <данные изъяты> от <дата> <номер>, в настоящее время в соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находящимися в здании общежития по <адрес> применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, здание по адресу: <адрес> не относится к специализированному жилищному фонду, на жилое помещение по адресу: <адрес> должен быть заключен договор социального найма, однако по вопросу заключения договора социального найма ни О.А., ни К.О. не обращались. Считает действия по закреплению за К.О. жилого помещения по <адрес> законными. Просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что К.О. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители О.А. и О.Л. были лишены в отношении нее родительских прав, что подтверждается копией заочного решения <данные изъяты> суда от <дата> о лишении родительских права О.А., копией решения <данные изъяты> суда <адрес> от <дата> о лишении родительских прав О.Л.

Постановлением Администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> за К.О. закреплено право на жилое помещение в комнате общежития по адресу: <адрес>(л.д.9).

Судом установлено, что в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства К.О. и ее мать О.А. с <дата> по настоящее время (л.д.13,16).

Жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено О.А. на основании ордера от <дата> <номер>, выданного ОАО «<данные изъяты>», в соответствии с которым ей предоставлена жилая площадь в общежитии по адресу : <адрес> на период работы на предприятии на условиях аренды (л.д.8).

Из сообщения Комитета <данные изъяты> от <дата> <номер> следует, что общежитие по адресу: <адрес> является <данные изъяты> собственностью на основании протокола заседания <данные изъяты> от <дата>, акта приема –передачи основных средств от <дата> <номер> и решения <данные изъяты> от <дата> <номер>. В настоящее время общежитию не придан статус жилого дома, комната <номер> числится в перечне объектов муниципального жилищного фонда <адрес>.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно статьи 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно статьи 71 Семейного кодекса РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

В соответствии с ч.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Жилое помещение предоставляется вышеуказанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", в соответствии со ст.2 указанного Закона, принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления.

В силу ч.1 и ч.2 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения в муниципальном жилом фонде предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

В части 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ указаны категории граждан, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Исходя из анализа законодательства, регулирующего защиту жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, следует, что законодатель выделяет два способа обеспечения указанных лиц жилыми помещениями: закрепление имеющегося в собственности или пользовании жилого помещения на весь период отсутствия ребенка в указанном жилом помещении или, при отсутствии закрепленного жилого помещения, внеочередное предоставление жилого помещения органом местного самоуправления.

Различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия у них жилья.

Из системного толкования вышеприведенных норм, следует, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма, в случае если они являются нуждающимися в жилых помещениях, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не имеют закрепленного жилого помещения.

Поскольку законодателем обязанность в предоставлении жилого помещения указанной категории детей ставится в зависимость от наличия закрепленного жилого помещения, то следует, что при наличии у ребенка закрепленного жилого помещения, он не является нуждающимся в предоставлении жилья.

Закрепление жилого помещения за лицом, оставшимся без попечения родителей, то есть установление факта наличия у него жилья, необходимо рассматривать в системной связи с положениями ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Поэтому закреплению подлежит жилое помещение, проживая в котором ребенок не будет относиться к категории нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ за несовершеннолетним жилое помещение может быть закреплено только в случае, если в отношении этого жилого помещения он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

    В соответствии с ч. 1 ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 63 ЖК РФ).

    Судом установлено, что на момент закрепления    жилого помещения по адресу: <адрес> К.О. в указанном помещении не проживала, ее мать–О.А. не являлась нанимателем жилого помещения на условиях договора социального найма, общежитию не был придан статус жилого дома.

Ссылку на ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и доводы Администрации <данные изъяты> о том, что К.О. имеет право на заключение договора социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес> суд находит необоснованными.

Согласно ст. 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно ст. 94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд пришел к выводу, что здание по <адрес> является объектом специализированного жилого фонда (л.д.13,19,20), поскольку с момента ввода в эксплуатацию в <дата> и до настоящего времени здание, расположенное по адресу: <адрес> имеет статус общежития (л.д.23), статус общежития в установленном порядке изменен не был, так как органом исполнительной власти не принималось постановление об изменении статуса общежития - исключения из числа специализированных жилых помещений и придании ему статуса многоквартирного жилого дома.

Кроме того, помещение общежития площадью 16,8 кв. метров (л.д.13) не могло быть закреплено за несовершеннолетней К.О., поскольку, на момент приобретения статуса лица, оставшегося без попечения родителей, проживая в общежитии, предоставленном на период работы матери, К.О. являлся нуждающейся в жилом помещении, отвечающем требованиям ст.15 Жилищного кодекса РФ.

Суд принимает во внимание, что К.О., имея закрепленное жилое помещение в здании общежития, однако, фактически не имея возможности использовать жилое помещение для постоянного проживания в связи с проживанием в нем О.А., исходя из площади жилого помещения, а также с учетом его санитарно-технического состояния, лишена возможности быть обеспеченной иным жилым помещением, как лицо, оставшееся без попечения родителей.

По мнению суда, данное обстоятельство является дискриминацией, что запрещено ст.19 Конституции РФ, поскольку К.О., будучи нуждающейся в жилом помещении по основаниям ст.51 Жилищного кодекса РФ и имея закрепленное жилое помещение (фактически не имея жилого помещения), не может быть обеспечена жильем, то есть нарушено ее право на обеспечение жилым помещением. Между тем, установленные законом способы обеспечения жилым помещением детей, оставшихся без попечения родителей, являются гарантированными государством мерами по обеспечению жилищных прав указанных лиц, как нуждающихся в особой защите государства.

Исходя из изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации <данные изъяты> нарушает действующее законодательство, нарушает права К.О., а потому суд считает необходимым устранить допущенное нарушение прав и свобод, препятствующее к осуществлению К.О. ее права на получение жилого помещения по договору социального найма, путем признания незаконным и отмены постановления администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> в части закрепления за К.О. жилого помещения по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого, предъявленные в интересах К.О., удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации <данные изъяты> по закреплению за К.О. жилого помещения по адресу: <адрес>.

Признать незаконным и отменить постановление администрации <данные изъяты> от <дата> <номер> в части закрепления за К.О. жилого помещения по адресу:    <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Согласовано

Судья:                                                                     О.Н.Калашникова