об оспаривании решения



Дело№2-2549

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Турлюк А.Б.

при секретаре Пузиковой О.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ленинске-Кузнецком

     16 сентября 2011 года

гражданское дело по иску Хлудовой И. Н. к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о признании нуждающейся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Хлудова И.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о признании ее нуждающейся в жилом помещении, мотивируя свои требования тем, что она является вдовой ветерана войны. Ее супруг А, <данные изъяты>. Они с супругом до дня его смерти проживали по адресу: <адрес>. После смерти супруга она проживала в <данные изъяты> до <дата>. В <дата> она продала <данные изъяты> и ушла проживать к <данные изъяты> Б В ее <данные изъяты> по <адрес> она была зарегистрирована до <дата> Основанием <данные изъяты> послужило то, что в <данные изъяты> она более проживать не могла. Данное жилое помещение являлось не благоустроенным <данные изъяты>. <данные изъяты> имел печное отопление, коммуникаций, сан. узла <данные изъяты> не было. Туалет был расположен на улице, баня - на территории двора <данные изъяты>. Кроме того, <данные изъяты> был очень холодный, в зимнее время года протопить его вообще было не возможно, а потому <данные изъяты> было постоянно холодно, фундамент, крыша, стены требовали капитального ремонта и утепления. Однако позволить себе произвести в <данные изъяты> ремонт она не могла, в связи с отсутствием материальных средств. Помочь ей в этом также было не кому. В <данные изъяты> она проживала одна, и в связи с болезнью ухаживать и поддерживать нормальное жилое состояние <данные изъяты> не имела возможности. В связи с чем, для нее- <данные изъяты>, эти жилищные условия являлись не приемлемыми и послужили основанием для продажи <данные изъяты>.

После <данные изъяты> она стала проживать в <данные изъяты> по указанному адресу. <данные изъяты>. В <дата>. ее <данные изъяты> Б. <данные изъяты>, в <данные изъяты> осталась проживать она одна. В <дата> в <данные изъяты> с ее согласия была зарегистрирована ее <данные изъяты> В., <данные изъяты>, которая приняла решение <данные изъяты>. <данные изъяты>. <данные изъяты>, то есть право собственности <данные изъяты> у нее отсутствует. Никакого другого жилья на праве собственности она также не имеет, что следует из справки БТИ г. Ленинска-Кузнецкого №<номер> от <дата>. С <дата> она проживает у своей <данные изъяты> Д по <адрес> и зарегистрирована на данной жилой площади. Семья <данные изъяты> состоит из <данные изъяты>. Общая площадь <данные изъяты>. В <данные изъяты> нет горячей воды, сан. узла, имеется только центральное отопление и холодная вода. Ей невозможно помыться, в туалет ходить на улицу она не может в силу своего возраста, ухаживать за ней некому, поскольку семья <данные изъяты> работает. Общее хозяйство с <данные изъяты> она не ведет, членом ее семьи не является. В связи с чем <дата> она обратилась в Администрацию Ленинск-Кузнецкого круга для решения вопроса о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа <дата> ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Отказ является не обоснованным, поскольку состояние ее здоровья, отсутствие принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, нуждаемость в постоянном медицинском и бытовом уходе указывают на то, что она нуждается в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Кроме того, согласно ст.13 ФЗ РФ «О ветеранах» в качестве мер социальной поддержки ветеранов ВОВ предусмотрено получение жилых помещений. Кроме того, меры социальной поддержки для лиц вытекают и из Указа Президента от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Считает решение Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от <дата> об отказе ей в постановке в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма незаконным, просит признать незаконным решение Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от <дата><номер> об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признать ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязать Администрацию Ленинска-Кузнецкого городского округа поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории ветераны-участники Великой Отечественной войны.

В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

Представители истицы Д, действующая по доверенности, и Панфилова В.П., допущенная по ходатайству истицы, в судебном заседании поддержали исковые требования Хлудовой И.Н. в полном объеме и пояснили все так, как указано в исковом заявлении. Просили требования истицы удовлетворить. Д также пояснила, что <данные изъяты>.

Представитель Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Гурьбина А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться с заявлением, в том числе об оспаривании решения органа местного самоуправления, в течение 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Отказ заявителю администрацией был направлен в <дата>. (исх. от <дата><номер>), таким образом, срок обжалования истек в <дата>., при этом заявление об оспаривании решения было подано <дата> по истечении более месяца с момента, когда заявителю стало известно о предполагаемом нарушении его прав. Согласно Закона Кемеровской области от 17.11.2006г. №129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", одной из категорий таких граждан являются члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, при этом согласно статье 2 указанного закона принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в общем порядке, установленном законом. В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган, по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлен законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом осуществляющим принятие на учет. При этом согласно Закону Кемеровской области от 10.06.2005г. №68-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качеств нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальное найма" одним из документов, предоставляемых с заявлением о принятии на учет является выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах гражданина либо переходе этих прав на объекты недвижимого имущества. Ими было установлено, что заявитель добровольно отказался от участия в приватизации жилого помещения по <адрес> (заявление от <дата>), совершив тем самым намеренные действия с целью ухудшения своих жилищных условий. Таким образом, представленные заявителем документы не подтвердили право последнего состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Отчужденное жилое помещение не было признано непригодным либо для проживания аварийным, доводы о невозможности проживания в нем считает несостоятельными. Просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с ч.1 п.6 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение нуждающихся граждан в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения,

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст.13 ФЗ «О ветеранах» в качестве мер социальной поддержки ветеранов ВОВ предусмотрено получение жилых помещений.

В соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п.2 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников ВОВ (включающие, в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности, супруге погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившей в повторный брак.

Согласно п.3.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 21.12.2009г. №327-ФЗ) по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (к которым относятся и члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны) обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции от 09.01.2010г.) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Таким образом, за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечиваются ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Положениями ст.53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что супруг Хлудовой И.Н., <данные изъяты>, ФИО39 <данные изъяты> <дата> Истица имеет удостоверение жены, погибшего военнослужащего.

Судом также установлено, что Хлудова И.Н. проживала в квартире по <адрес>, где была зарегистрирована, <данные изъяты>, о чем ею собственноручно написано заявление <дата> Данная <данные изъяты> принадлежит <данные изъяты> В <данные изъяты>.

В настоящее время какого-либо жилого помещения за Хлудовой И.Н. не числится (л.д.14- справка БТИ, л.д.13- сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КО). Проживает и зарегистрирована Хлудова И.Н. <данные изъяты> по <адрес> вместе со своей <данные изъяты> Д., кроме истицы в квартире зарегистрированы: Д. и <данные изъяты>.

Судом также установлено, что Хлудова И.Н. обратилась в Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако Постановлением Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа №<номер> от <дата> (л.д.11-12) Хлудовой И.Н. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Согласно выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии №<номер> от <дата>, заявление Хлудовой И.Н., вдовы участника ВОВ о признании ее нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения рассмотрено, и постановлено- отказать Хлудовой И.Н. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии со ст.ст.53,54 ЖК РФ. Хлудова И.Н. отказалась от участия <данные изъяты> по <адрес>. В соответствии со ст.54 ЖК РФ Хлудовой И.Н. представлены документы, которые не подтверждают ее право состоять на учете.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что на момент обращения истицы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, она проживала и проживает по адресу: <адрес>, в жилом помещении, <адрес> Д., имеет регистрацию по указанному адресу, меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплаты на его приобретение не получала, членом семьи Д не является, что не оспаривается ответчиком, а потому истица имела бы право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии со ст.51 ЖК РФ, однако судом установлено, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку <данные изъяты> по <адрес>, в которой проживала и была зарегистрирована до <дата>, о чем свидетельствует заявление Хлудовой И.Н. на имя Главы города Ленинска-Кузнецкого, подписанное лично истицей <дата>

Исходя из правовых позиций, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ», по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускаются в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которого в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, в ст.53 ЖК РФ закон устанавливает определенную санкцию за неправомерные действия граждан с целью предоставления им жилой площади, а именно в том случае, если гражданин намеренно, то есть осознанно, ухудшил свои жилищные условия с целью предоставления ему другого жилого помещения.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком представлены доказательства, свидетельствующие о том, что Хлудова И.Н. намеренно совершила умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем, о чем свидетельствуют действия истицы по регистрации ее <данные изъяты> В по месту жительства истицы (<адрес>) с целью последующего предоставления <данные изъяты> права на участие в <данные изъяты>, а также последующий отказ истицы <данные изъяты> по <адрес>.

Поскольку действия Хлудовой И.Н. совершены после того, как Закон №327-ФЗ от 21.12.2009г. предоставил ей право на получение указанной меры социальной поддержки, это свидетельствует о намеренном ухудшении истицей своих жилищных условий, поскольку истица могла предполагать, что в связи с принятием ФЗ от 21.12.2009г. №327-ФЗ у нее возникнет право на улучшение жилищных условий.

Положениями ст.53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком был сделан обоснованный вывод об отсутствии у Хлудовой И.Н. права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку пятилетний срок с момента намеренного ухудшения жилищных условий не истекло, в связи с чем суд считает исковые требования истицы не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом довод представителя ответчика о том, что истицей пропущен трехмесячный срок для обращения в суд согласно ст.256 ГПК РФ, суд считает необоснованным, поскольку способ защиты права избирается истцом, и в данном случае имеет место спор о праве истицы на постановку ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а потому имеет место спор о праве истицы на получение жилого помещения, в связи с чем срок обращения истицы в суд за защитой своего нарушенного права не пропущен.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Хлудовой И. Н. к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о признании незаконным решения Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от <дата><номер> об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и о поставке Хлудовой И.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории ветераны-участники Великой Отечественной войны,- отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья А.Б. Турлюк

Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2011 года.

Судья                                 А.Б. Турлюк