решение по иску об изменении размера ежемесячных платежей, взыскании недоплаты по ним



Дело № 2-2891/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий 06 октября 2011 года

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Стефановской Г.А.

при секретаре Абрамовой Д.Н.,

с участием помощника прокурора Креймер Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князева А. Г. к Государственному учреждению – Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об изменении размера ежемесячных страховых выплат и взыскании недоплаты по ежемесячным страховым выплатам,

УСТАНОВИЛ:

Князев А.Г. обратился в суд с иском к ГУ-КРОФСС РФ об изменении размера ежемесячных страховых выплат и взыскании недоплаты по ежемесячным страховым выплатам. Обосновывает исковые требования тем, что 28.12.2009 года истцу было установлено профессиональное заболевание – рефлекторно-мышечный синдром в виде люмбоишалгии. Заключением МСЭ <номер> от 01.04.2010 года была установлена утрата трудоспособности в размере 20% с 11.02.2010 года. Ответчик установил истцу ежемесячную страховую выплату на 11.02.2010 года в размере 6647 рублей 83 копейки. Для исчисления среднего заработка ответчиком был взят период с 01.02.2009 года по 31.01.2010 года, с учетом замены месяцев с неполными выходами, данный период получился с 01.06.2008 года по 31.01.2010 года. С данным периодом истец согласен, но не согласен с размером выплаты, считает, что он занижен, так как ответчиком при исчислении среднего заработка для расчета ежемесячных страховых выплат были исключены так называемые «дорожные» по мотиву, что они не являются оплатой за труд, которые, однако, производились в соответствии с п. 6.31 коллективного договора, действующего на шахте. Считает, что необходимо взять заработную плату с учетом «дорожных» за период за 12 месяцев до установления утраты трудоспособности, т.е. с 01.02.2009 года по 31.01.2010 года с учетом замены месяцев с 01.06.2008 года по 31.01.2010 года. Заработок составит: июнь 2008 - 29 284,97 руб., октябрь 2008 - 34 602,78 руб., ноябрь 2008 -     34512,39 руб., январь 2009 - 37 969,45 руб., февраль 2009 - 31635,75 руб., март 2009 - 35674,11 руб., апрель 2009 - 34 530,62 руб., май 2009 - 37 202,73 руб., июнь 2009 - 36 953,89 руб., октябрь 2009 - 36 232,25 руб., ноябрь 2009 - 38721,13 руб., январь 2010 - 43860,46 руб.

    Кроме того, с 01.11.2009 года работодателем произведено повышение тарифных ставок на 13,3 % (приказ <номер> от 19.10.2009 года), в связи с чем истец просит взять для исчисления ежемесячных страховых выплат заработную плату с 01.11.2009 года по 31.01.2010 года, но с учетом исключения неполных месяцев период получится за ноябрь 2009 года, январь 2010 года. Заработная плата за этот период составит 82581 рубль 59 копеек (38 721,13 руб. + 43 860,46 руб.). Среднемесячный заработок составит 82 581,59 руб.: 2 = 41 290,80руб.

Ежемесячная страховая выплата на момент установления утраты трудоспособности, т.е. на 11.02.2010 года составит: 41 290,80 руб. х 20% = 8 258,16 руб., недоплата в месяц - 1 610,33 руб. (8 258,16 руб. - 6 647,83 руб.). Недоплата ежемесячной страховой выплаты с учетом индексации, проведенной в соответствии со ст.ст. 318, 1091 ГК РФ с учетом уровня инфляции в регионе в период с 11.02.2010 года по 30.09.2011 года составила 33935 рублей 67 копейки.

С 01.01.2011г. ежемесячные страховые выплаты подлежат индексации в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1072 от 20.12.2010г. с применением коэффициента 1,065. Поэтому с 01.01.2011г. ежемесячная страховая выплата составила 8794,94 руб. (8 258,16руб.х 1,065), а недоплата ежемесячных страховых выплат - 1715,00руб. (8 794,94руб.- 7079,94руб.).

В связи с чем просит суд обязать ГУ КРОФСС выплачивать ему ежемесячную страховую выплату в сумме 8 794 руб. 94 коп., начиная с 01.10.2011 г. с последующей индексацией в установленном законом порядке и пропорционально изменению степени утраты профессиональной трудоспособности, взыскать с ГУ КРОФСС в его пользу недоплаченную по вине ответчика сумму ежемесячных страховых выплат за период с 11.02.2010г. по 30.09.2011г. с учетом индексации в сумме 33 935 руб. 67 коп., взыскать с ГУ КРОФСС в его пользу расходы на оплату услуг представителя и сумме 5000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Орехова Л.П., допущенная к участию в процессе на основании письменного заявления истца Князева А.Г., представляющая интересы истца Князева А.Г. в его отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме. По существу исковых требований дала пояснения, основываясь на обстоятельствах согласно тексту искового заявления.

Представитель ответчика Латушкина С.Б., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что заявленные требования необоснованны по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и п. 5.6 Временного порядка назначения и осуществления страховых выплат в состав заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, включаются все виды заработка (как по основному месту работы, так и по совместительству), на которые начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходом) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 765, действовавшего до 31.12.2010г. не начисляются страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.

Доплаты работникам за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.98 N 452.

Министерство труда Российской Федерации в письме от 20.07.1992 N 1498-ВК разъяснило, что выплаты за время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах (рудниках), от ствола к месту работы и обратно хотя и носят в конкретных производственных условиях постоянный характер, не являются выплатами за работу, а квалифицируются как компенсационные с целью возмещения дополнительных расходов, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей. Компенсационные выплаты, исходя из смысла ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей. Поскольку передвижение работников на подземных работах в шахтах осуществляется за пределами рабочего времени и не является частью трудового и технологического процесса, оно не учитывается при исчислении нормы выработки.

Следовательно, упомянутые доплаты являются не выплатами за определенный трудовой результат, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором, а квалифицируются как компенсация потери времени на передвижение в шахте от ствола к месту работы и обратно. Таким образом, данные доплаты в порядке пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат включению в состав налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц в размерах, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1998 N 452.

Принимая во внимание, квалификацию указанных выплат как компенсационных с целью возмещения дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, соответственно данные выплаты относятся к числу выплат, предусмотренных пунктом 10 Перечня выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 года № 765, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, соответственно данные доплаты (“дорожные”) не включаются в состав заработка, из которого исчисляется сумма возмещения вреда. Данная позиция также отражена в письме Фонда социального страхования РФ от 3 марта 2000 г. N 02-18/05-1585 "О начислении страховых взносов на доплаты работникам шахт".

Также не согласна с требованиями истца о перерасчете ежемесячных выплат из заработка после повышения тарифных ставок с 01.11.2009г., исключив при этом не полностью отработанный месяц декабрь 2009г., поскольку такие изменения по смыслу закона должны иметь место в отношении заработной платы конкретного лица и могут быть обусловлены изменениями системы оплаты труда, изменением квалификации работника и т.д. В данном же случае индексация направлена на предотвращение обесценивания заработной платы всех работников отрасли, поддержания её покупательной способности, а не на улучшение имущественного положения конкретного застрахованного лица. Кроме того, в силу пункта 3 статьи 12 ФЗ-125 не полностью проработанные застрахованным месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены, в связи с чем, истец необоснованно исключил не полностью проработанный месяц, поскольку он мог быть заменен предшествующим полностью проработанным месяцем.

Кроме того, принимая во внимание обязанность страхователя, установленную ст. 18 ФЗ-12, страхователь формирует и предоставляет весь необходимый пакет документов, являющийся основанием для назначения страхового обеспечения. Однако при передаче документов истца в ГУ-КРОФСС РФ сведений о повышении размера тарифной ставки представлено не было, кроме того в заявлении истец укзал период для исчисления выплат. В связи с чм, принимая во внимание требования п. 9 ст. 12 ФЗ-125, считает перерасчет исчисленного и назначенного ежемесячного страхового обеспечения истца является необоснованным.

Прокурор Креймер Л.Н. заключила о возможности удовлетворения иска в полном объеме.

Заслушав стороны, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Указанные заявителем фактические обстоятельства подтверждаются актом о случае профессионального заболевания (л.д.11-14), санитарно-гигиенической характеристикой условий труда работника (л.д.28-33), медицинским заключением о наличии профессионального заболевания (л.д.9), справкой МСЭ (л.д.10), приказом ГУ КРОФСС РФ о назначении выплат (л.д.35), трудовой книжкой Князева А.Г. (л.д.15-27), расчетными листками о заработной плате (л.д.46-49), справками о заработной плате Князева А.Г. (л.д. 34), справкой о его доходах по форме №2-НДФЛ (л.д.38-40).

Согласно акту о случае профзаболевания, профессиональное заболевание «заболевание позвоночника от функционального перенапряжения, рефлекторно-мышечный синдром в виде люмбоишалгии» возникло у Князева А.Г. в результате длительного стажа работы на рабочих местах горных выемочных машин подземного, горнорабочего подземного-машиниста подземных установок, ГРОЗ, горномонтажника подземного, связанных с физическими факторами и функциональным перенапряжением, в связи с малой механизацией трудового процесса, отсутствием послесменных медицинских реабилитационных мероприятий. Непосредственной причиной заболевания послужили физические факторы и функциональное перенапряжение.

Согласно трудовой книжке Князева А.Г. в профессии подземного горнорабочего работал в период с 09.12.1991 по 06.02.1992 г.г., с 06.02.1992 по 01.06.1992 г.г. – поземным учеником машиниста подземных установок, с 01.06.1992 по 13.04.1993 – подземным машинистом подземных установок на шахте «Б.», с 11.05.1993 по 01.07.1995г.г.– подземным горнорабочим, с 01.07.1995 по 25.11.1998 г.г. – машинистом горно-выемочных машин «шахты К.», с 03.02.1998 по 08.02.1999г.г. – подземным машинистом горно-выемочных машин, с 08.02.1999 по 31.05.1999 г.г. – подземным горнорабочим, с 31.05.1999 по 20.06.2002 г.г. – подземным горнорабочим очистного забоя, с 20.06.2002 по 12.11.2004 г.г. - подземным машинистом горно-выемочных машин, с 12.11.2004 по 01.02.2007 г.г. подземным горнорабочим, с 01.02.2007 по 01.04.2008 г.г. подземным горномонтажником, с 01.04 2008 г. по настоящее время - подземным машинистом горно-выемочных машин «Шахты З.».

Диагноз профессионального заболевания, повлекшего утрату профессиональной трудоспособности, установлен истцу 20.01.2010 года. Заключением МСЭ <номер> от 01.04.2010 года истцу установлена утрата трудоспособности в размере 20% с 11.02.2010 года до 01.03.2011 года, а с 14.02.2011 г. 20% по 01.03.2013 г..

Ответчик установил истцу размер ежемесячной страховой выплаты на 11.02.2010 года в размере 6647 рублей 83 копейки, взяв для исчисления среднемесячный заработок за 12 месяцев, предшествующих установлению стойкой утраты профессиональной трудоспособности, т.е. с 01.02.2009 года по 31.01.2010 года, с учетом замены месяцев с неполными выходами данный период получился с 01.06.2008 года по 31.01.2011 года. Период истец не оспаривает, с выбранным ответчиком периодом согласен.

В соответствии со ст.8 № 125-ФЗ, обеспечение по страхованию осуществляется: 1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 2) в виде ежемесячных страховых выплат застрахованному.

В соответствии с ч.2 ст.12 № 125-ФЗ, размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднемесячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. При расчете размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка, учитываются все виды оплаты его труда, на которые начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.

Согласно ст. 1086 ГК РФ при расчете размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка, размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам, как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар включаются в состав утраченного заработка, при этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции. Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов. Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на двенадцать. В случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев. Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены.

Аналогичная позиция изложена в п.28 Постановления №1 Пленума Верховного суда от 26.01.2010г. «О применении судами гражданского законодательства регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина».

Исходя из правового смысла указанных норм закона, следует, что при исчислении среднемесячного заработка застрахованного для расчета размера ежемесячных страховых выплат с включением в заработок сумм «дорожных», которые производились в соответствии с п. 6.30 коллективного договора, действующего на ОАО «Шахта «З.», на момент когда у истца наступило право на получение страховых выплат, необходимо соблюдение двух условий, а именно, чтобы суммы, составляющие «дорожные» входили 1) в оплату труда застрахованного и 2) на эти суммы были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при этом все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.

Судом установлено, что на предприятии ОАО «Шахта «З.» системой оплаты труда предусмотрены такие выплаты как «время передвижения к стволу и обратно на поверхности шахты», то есть «дорожные», производимые Князеву А.Г. в соответствии с п.6.31 Коллективного договора, действующего на шахте (л.д.53-56), что также подтверждается расчетными листками в отношении истца (л.д.46-49) и справкой за подписью начальника ОАО «Шахта «З.» К. и главным бухгалтером О..

Из справки за подписью начальника ОАО «Шахта «З.» К. и главного бухгалтера О. (л.д. 37) следует, что доплата за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно, установленное Постановлением Правительства РФ от 15.05.1998 года № 452, включается шахтой в систему оплаты труда (заработную плату) шахтера на основании п.6.30 коллективного договора на 2010-2013 годы, т.к. она связана с особенностями труда шахтера. Данная доплата на момент установления утраты трудоспособности Князеву А.Г. входила в налогооблагаемую базу по НДФЛ (подоходному налогу), в базу по обложению страховыми взносами ФСС по обязательному социальному страхованию, по обложению страховыми взносами ОПС, ОМС. Доплата за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно (дорожные) в базу по обложению страховыми взносами в ФСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС) шахтой не включались в силу прямого указания Фонда социального страхования РФ (письмо от 03.03.200 года за № 02-18/05-1585). В случае добровольного обложения дорожных страховыми взносами ФСС(НС), данные взносы Фондом социального страхования не были бы приняты, данная сумма считалась бы излишне уплаченной и подлежала возврату шахте. Указанная выше доплата (как выплата, связанная с особыми условиями труда шахтера) включается также в заработную плату при исчислении среднего заработка: при оплате любых больничных листов, в т.ч. и в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеваний; при оплате очередного отпуска либо компенсации за отпуск; при оплате выходных пособий; и во всех случаях, когда требуется оплата по среднему заработку (основание ст.139 ТК РФ и Постановление Правительства РФ от 922 от 24.12.2007 года «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»).

Таким образом, «дорожные», несмотря на то, что эти суммы облагаются подоходным налогом, и одна из частей облагается и страховыми взносами в ФСС (СС), а часть сумм, включаемая в базу для исчисления среднего заработка на обязательное социальное страхование в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем, связанным с трудовой деятельностью на производстве, не облагается страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании письма Фонда социального страхования РФ от 03.03.2000 года № 02-18,05-1585, указанные суммы должны учитываться при расчете ежемесячной страховой выплаты.

Согласно же, ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Суд, полагая, что вопрос об исчислении среднемесячного заработка для определения размера ежемесячной страховой выплаты, производимой Фондом социального страхования РФ, специальной нормой - Федеральным законом от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не определен, приходит к выводу о том, что исчисление среднемесячного заработка должно производиться в соответствии с нормами, регулирующими трудовые отношения, в том числе положениями ст.139 ТК РФ.

В ст.12 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрен механизм исчисления среднего заработка, и в п.2 данной статьи указывается, что при расчете размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка учитываются все виды оплат его труда, как по месту его основной работы, так и по совместительству, на которые начисляются страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст.147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст.372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии с п.1.1 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на 2007-2009 годы оно являются правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в организациях угольной промышленности, заключенным в соответствии с Конституцией, федеральным законодательством, а также конвенциями МОТ, действующими в порядке, установленном законодательством РФ, в его п. 3.1.5 предусмотрено, что время передвижения к стволу к месту работы и обратно на поверхности шахты включается в продолжительность времени, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей и подлежит оплате согласно действующему законодательству.

Оплата дорожных была установлена Постановлением Правительства РФ № 452 от 15.05.1998 года, которое так и гласит «о доплате работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно». Названная сумма выплат Правительством не отнесена к числу компенсационных выплат. При этом порядок определения и учета времени для исчисления доплаты устанавливается в организациях коллективным договором.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что доплаты подземным работникам шахт (дорожные), установленные коллективным договором не могут рассматриваться как компенсационные выплаты, либо как выплаты социального характера.

Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм материального права следует, что доплата за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно входят в систему оплаты труда работников организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, так как связаны с особыми условиями их труда и имеют постоянный характер, следовательно, данные суммы должны учитываться и при расчете ежемесячной страховой выплаты.

Из анализа положений п.10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 года № 765,где указано, что не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ суммы, выплачиваемые работникам (в том числе надбавки и компенсации взамен суточных) в переделах норм, установленных законодательством РФ, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; стоимость рациона бесплатного питания, выдаваемого работникам в случаях и размерах, установленных законодательством РФ; суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, следует, что в данной норме права речь идет именно о возмещении дополнительных расходов, фактически произведенных работником в связи с выполнением трудовых обязанностей и имеющих единовременный характер.

Между тем, оплата, осуществляемая работодателем работнику за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно, не может быть отнесена к таким выплатам, так как носит постоянный характер и связана с возмещением дополнительных расходов, фактически произведенных работником в связи с выполнением трудовых обязанностей.

Кроме того, согласно расшифровки налогооблагаемых баз отчислений во внебюджетные фонды и налогов шахты «З.» на 2008-2010г.г.(л.д.41-45), усматривается, что на оплату, осуществляемую работодателем работнику за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно указанные страховые взносы не начислялись.

Между тем, согласно п.1ст.7 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-работодателей являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по договорам авторского права. При этом необходимо учитывать характер выплат и их отражение в локальных нормативных актах организации-работодателя.

Установленные Постановление Правительства РФ от 15.05.1998г. № 452 доплаты за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно работникам, занятым на подземных работах горных работах относятся к расходам на оплату труда, включаются в понятие «доход», подлежат налогообложению как доходы физических лиц, следовательно, подлежат и обложению страховыми взносами.

А сам по себе факт не начисления работодателем на суммы доплаты за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании письма Фонда социального страхования РФ от 03.03.2000г. № 02-18/05-1585 не может служить основанием для исключения указанных сумм из состава заработка истца для исчисления страховых выплат, поскольку в данном случае на истца не могут быть возложены неблагоприятные последствия неправильного толкования ответчиком пункта 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ №765 от 07.07.1999г.

Из материалов дела усматривается, что доплаты за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно, установленные коллективным договором ОАО «Шахта З.» и производимые на момент наступления у истца права на получение страховых выплат, входили в систему оплаты истца, на них подлежали начислению страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в ФСС РФ), поэтому требования истца о включении в состав среднего заработка истца указанных сумм являются обоснованными.

Также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об исчислении ежемесячных страховых выплат из заработка за 12 месяцев, предшествовавших установлению утраты профессиональной трудоспособности, но с учетом только месяцев после повышения тарифной ставки с 01.06.2010г.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 16 № 125-ФЗ застрахованный имеет право на обеспечение по страхованию в порядке и на условиях, которые установлены ФЗ "Об обязательном социальном страховании...", а также в соответствии с п.8 ч.1 ст. 16 №125-ФЗ имеет право на получение от страхователя и страховщика бесплатной информации о своих правах и обязанностях по обязательному социальному страхованию.

В соответствии с п.9 ч.2 ст. 18 № 125-ФЗ страховщик обязан разъяснять застрахованным и страхователям их права и обязанности, а также порядок и условия обязательного социального страхования.

Таким образом, федеральный закон № 125-ФЗ установил, что периоды заработной платы для исчисления ежемесячной страховой выплаты определяются по выбору застрахованного, а значит, страховщику закон не предоставил право самостоятельно определять периоды заработной платы для определения размера страховых выплат.

Пунктом 6 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение, при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения. Аналогичная правовая нома также предусмотрена и ст. 1086 ГК РФ.

Данные нормы являются императивными, их применение при исчислении возмещения вреда не ставится законодателем в зависимость от каких-либо обстоятельств - желания, выбора пострадавшего, усмотрения страховщика или других, а является обязательным. Поэтому ответчик при назначении истцу выплат должен был применить их положения.

Учитывая то, что законодатель в п. 6 ст. 12 указанного федерального закона, в качестве примера устойчивых изменений в заработке застрахованного, улучшающих его имущественное положение, указал повышение его заработной платы и не ввел в содержание данной нормы никаких исключений из случаев устойчивых изменений, можно сделать вывод, что единственным условием для применения данной нормы законодатель установил изменение (или даже возможность изменения) в заработке застрахованного в сторону его увеличения.

Поскольку основой для исчисления заработной платы по рабочим специальностям является тарифная ставка, то при ее изменении (а это всегда происходит в сторону увеличения), изменяется и оплата «ночных», «праздничных», следовательно повышается размер премии и районного коэффициента, которые в соответствии со ст. 144 ТК РФ устанавливаются в процентном отношении к основному заработку (окладу, тарифам).

Размер тарифной ставки, как и должностного оклада работника, в соответствии со ст.306 ч.2 ТК РФ, являются существенными условиями труда. В этой связи повышение тарифной ставки следует рассматривать как улучшение заработной платы.

Исходя из представленной копии приказа <номер> от 19.10.2009г. работодателем произведено повышение тарифных ставок на 13,3%, что подтверждается и копиями расчетных листов истца, из которых следует, что с 01.11.2009г. у истца произошло увеличение дневной тарифной ставки.

Таким образом, для исчисления ежемесячных страховых выплат необходимо учесть заработную плату с 01.11.2009г. по 31.01.2010г., но с учетом исключения неполных месяцев период получится за ноябрь 2009г., январь 2010г. Заработная плата за этот период составит 82 581,59 руб. (38 721,13 руб. + 43 860,46 руб.) Таким образом, среднемесячный заработок истца с учетом «дорожных» составит 41 290 руб. 80 коп. ( 82 581,59 руб.: 2 месяца) что подтверждается справкой, данными расчетных листков и ответчиком не оспаривается.

Ежемесячная страховая выплата на дату установления утраты трудоспособности, т.е. на 11.02.2010г., составит

(38721,13+43860,46)/2*20% = 8258,16 руб.

Таким образом, недоплата за месяц составила – 1610,33 руб.

Согласно ст.12 п.10 ФЗ № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при назначении ежемесячной страховой выплаты суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, полученные за период до дня проведения индексации размеров ежемесячных страховых выплат в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, увеличиваются с учетом соответствующих коэффициентов, установленных для индексации размера ежемесячной страховой выплаты.

Учитывая изложенное, страховая выплата должна быть проиндексирована с 01.01.2011г. с учетом уровня инфляции, коэффициент индексации которой определен Постановлениями Правительства РФ от 20.12.2010г. № 1072, а поэтому составит 8258,16 *1,065 = 8794,94 руб. Соответственно недоплата в месяц с 01.01.2011 г. составила – 1715 руб.

Недоплата ежемесячной страховой выплаты с учетом индексации, проведенной в соответствии со ст.ст. 318, 1091 ПС РФ с учетом уровня инфляции в регионе, в период с 11.02.2010 года по 30.09.2011 года составит 33935 рублей 67 копеек:

Год Месяц Недоплата    коэфф.индексации сумма с индекс.

2010 февраль 1 035,21 руб.     1,105     1 143,91руб.

2010 март     1610,33руб.      1,096     1764,92руб.

2010 апрель 1610,33руб.     1,092     1758,48руб.

2010 май     1610,33руб.     1,085     1747,21руб.

2010 июнь     1610,33руб.     1,082     1742,38руб.

2010 июль     1610,33руб.     1,079     1737,55руб.

2010 август 1610,33руб.     1,077     1734,33руб.

2010 сентябрь 1610,33руб.     1,073     1727,88руб.

2010 октябрь 1610,33руб.     1,069     1721,44руб.

2010 ноябрь     1610,33руб.     1,059 1705,34руб.

2010 декабрь     1610,33руб.     1,011 1628,04руб.

2011     январь     1715,00руб.     1,023     1754,45руб. 2011 февраль     1715,00руб.     1,016 1742,44руб. 2011 март     1715,00руб.     1,008 1728,72руб. 2011 апрель     1715,00руб.     1,005 1723,58руб. 2011 май     1715,00руб.     1715,00руб.

2011 июнь     1715,00руб.     1715,00руб.

2011 июль     1715,00руб.     1715,00руб.

2011 август     1715,00руб.     1715,00руб.

2011 сентябрь     1715,00руб.     1715,00руб.

Ежемесячную страховую выплату в размере 8794 рубля 94 копейки и недоплату в сумме 33935 рублей 67 копеек следует взыскать с ответчика.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Следовательно, взысканию с ответчика подлежат расходы за ведение дела в суде представителем 5000 рублей, что подтверждено письменным договором на оказание юридических услуг и распиской.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При исчислении госпошлины, которая подлежит взысканию с ответчика, необходимо учитывать, что ежемесячный платёж у истца увеличился на 1715 рублей и исходить из суммы недоплаты, подлежащей взысканию единовременно – 33935 рублей 67 копеек, таким образом, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 1835 рублей 47 копеек, т.е. (1715,0 х 12) + 33935,67 ) – 20000 рублей) * 3 % + 800 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Князева А. Г. к Государственному учреждению – Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об изменении размера ежемесячных страховых выплат и взыскании недоплаты по ежемесячным страховым выплатам удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Князева А. Г. ежемесячные страховые выплаты в размере 8794 рубля 94 копейки, начиная с 01.10.2011 года до очередного освидетельствования, т.е. до 01.03.2013 года, с последующей индексацией в установленном законом порядке и пропорционально изменению степени утраты профессиональной трудоспособности; недоплату по ежемесячным страховым выплатам за период с 11.02.2010 года по 30.09.2011 года в сумме 33935 рублей 67 копейки; в возмещение расходов за ведение дела в суде представителем 5000 рублей.

Взыскать с Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в доход государства госпошлину в сумме 1835 рублей 47 копеек.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2011 года.

Судья: подпись.

Верно.

Судья - Г.А.Стефановская