решение о признании решения незаконным и назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2 – 3259/2011

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г.Ленинск-Кузнецкий                                       14 ноября 2011 года

    Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области, в составе председательствующего Ромасюка А.В.,

    при секретаре Бабак С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляева В. М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Полысаево о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Беляев В.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Полысаево о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Требования мотивированы тем, что <дата> он обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением от <дата> Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан не усмотрела права на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого требуемого стажа работы, дающего право на досрочную пенсию.

Истец считает незаконным исключение ответчиком из его стажа периоды работы в ОАО «Шахта «Алексиевская» с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>. Согласно разделу 1 подразделу 1 Списка N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от <дата> N 10, право на пенсию на льготных условиях имеют рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде). Согласно «Справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии», выданной ОАО «Шахта Алексиевская», работа в качестве подземного старшего механика по очистному оборудованию проходила с продолжительностью более 50 % рабочего времени под землей.

Кроме того, считает незаконным исключение из стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов, когда он находился в учебных отпусках во время обучения в Кузбасском государственном техническом университете на факультете «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» и Ленинск-Кузнецком горно-техническом колледже на факультете «Горная электромеханика», а также период моей службы в Советской Армии.

Просит признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в городе Полысаево от <дата> незаконным и включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период работы в ОАО «Шахта «Алексиевская» с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, период службы в Советской Армии с <дата> по <дата>, а также периоды нахождения в учебном отпуске общей продолжительностью 11 месяцев 13 дней.

    Кроме того, просит обязать Управление пенсионного фонда РФ в городе Полысаево назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с <дата>.

В судебном заседании истец и его представитель Мелентьева М.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Хохлова Н.С. не оспаривая фактические обстоятельства, иск не признала, полагая, что требования основаны на неправильном применении норм материального права.

Заслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Согласно пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.

В соответствии с п. 5 разъяснения Министерства труда РФ "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию по выслуге лет", утвержденного Постановлением Министерства труда РФ N 29 от <дата>, которое также подлежит применению при разрешении данного спора, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, включая время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

Как следует из материалов дела, истец претендует на льготное пенсионное обеспечение за работу с вредными условиями труда, предусмотренную Списком N 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от <дата> N 10 на ОАО «ш. Алексиевская» с <дата> по <дата> (5 месяцев) в качестве подземного, старшего механика; с <дата> по <дата> (9 месяцев 7 дней) в качестве главного механика.

Списком <номер> разделом «Горные работы» подразделом «в», утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от <дата> <номер>, предусмотрены «главные механики», подразделом «г» предусмотрены рабочие, руководители специалисты и служащие, занятые на подземных работах 50% и более рабочего времени в году.

В справке выданной ОАО «ш. Алексиевская» (л.д.17) видно, что работа Беляева В.М. проходила с продолжительностью более 50% рабочего времени под землей.

Однако, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего спора также является занятость истца полный рабочий день.

Вместе с тем, истцом не представлено доказательств, что он был занят на подземных работах полный рабочий день, то есть более 80% рабочего времени.

Таким образом, с учетом представленных сторонами доказательств, суд считает, что комиссия управления пенсионного фонда пришла к обоснованному выводу о невозможности включении периодов работы истца на ОАО «ш. Алексиевская» с <дата> по <дата> (5 месяцев) в качестве подземного, старшего механика и с <дата> по <дата> (9 месяцев 7 дней) в качестве главного механика. Соответственно требования истца в указанной части не подлежат удовлетворению.

Что касается остальных требований, то суд приходит к следующему выводу.

Ответчиком было отказано истцу во включении в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках во время обучения в Кузбасском государственном техническом университете на факультете «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» и Ленинск-Кузнецком горно-техническом колледже на факультете «Горная электромеханика» с <дата> по <дата>(24 дня); с <дата> по <дата> (24 дня); с <дата> по <дата> (27 дней); с <дата> по <дата> (25 дней); с <дата> по <дата> (24 дня); с <дата> по <дата> (3 месяца 25 дней); с <дата> по <дата> (11 дней); с <дата> по <дата> (18 дней); с <дата> по <дата> (5 дней); с <дата> по <дата> (18 дней); с <дата> по <дата> (1 месяц 22 дня) всего 11 месяцев 13 дней.

При этом, как видно из протокола Комиссии указанные периоды не были включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости поскольку указанные отпуска не являются ежегодными, в силу чего не подпадают под действие п.5 Правил исчисления периодов работы…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер>.

По иным основаниям отказано в зачете указанных периодов не было, а кроме того, в судебном заседании представитель Пенсионного фонда не оспаривала тот факт, что непосредственно работа в данные работы подлежит включению в специальный стаж по пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ.

Суд не может согласиться с позицией ответчика в данной части и считает её основанной на неправильном применении действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Статьей 174 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка

Поскольку истец в указанные периоды обучался в Кузбасском государственном техническом университете и Ленинск-Кузнецком горно-техническом колледже на факультете «Горная электромеханика», ответчиком не оспаривалось, что данные учебные заведения имели государственную аккредитацию, а также не оспаривался факт успешного обучения, то суд считает, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как ученические отпуска являются разновидностью дополнительных отпусков и, следовательно, подлежат включению в специальный стаж для получения досрочного пенсионного обеспечения.

Кроме того, истцу фактически, было отказано во включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии с <дата> по <дата>, хотя в протоколе и решении ответчика факт отказа прямо не отражен. Данный факт усматривается из представленных Пенсионным фондом данных о стаже.

Между тем, из представленных данных о стаже видно, что как в период до службы в Советской Армии, так и после истец работал на подземных работах, предусмотренных Списком 1.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от <дата> <номер> в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В противоречие данному разъяснению Конституционного Суда РФ и Пенсионный фонд не принял во внимание, что в спорный период времени (с <дата> по <дата>) действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от <дата> <номер>.

Подпунктом "к" п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Поскольку период службы истца в Вооруженных Силах РФ имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от <дата> N 2-п и от <дата> <номер>, а также в Определении Конституционного Суда РФ от <дата> <номер>

Таким образом, суд считает, что периоды службы истца в Советской Армии с <дата> по <дата> подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

С учетом изложенного выше, учитывая, что на момент обращения истца к ответчику (<дата>) последний включил в специальный стаж Беляеву В.М. 20 лет 8 месяцев 3 дня, исключив названные выше периоды, суд приходит к выводу, что специальный стаж на момент обращения за назначением пенсии истца составил (20л. 8 мес. 3д. + 3г. 6д. (Армия) + 11 мес. 13д. (уч. отпуск)) 24 года 7 месяцев 22 дня.

Таким образом, на момент обращения истца к ответчику за назначением пенсии у него отсутствовал необходимый специальный стаж 25 лет. В связи с чем решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от <дата> нельзя признать незаконным.

В то же время, судом установлено, что истец продолжает работать на момент вынесения решения в должности подземного горного мастера ОАО «СУЭК-Кузбасс», и данная работа на момент обращения истца к ответчику последним засчитывалась в специальный стаж по пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то необходимый 25-тилетний стаж истец выработал на <дата>.

Таким образом, учитывая, что истец документы, подтверждающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости представил в полном объеме, исходя из того, что ответчиком незаконно было отказано истцу во включении названных выше периодов в специальный стаж, исходя из принципа социальной справедливости и в интересах законности, суд приходит к выводу о том, что требования об обязании Управление пенсионного фонда РФ в г.Полысаево назначить Беляеву В.М. трудовую пенсию подлежат удовлетворению не с момента обращения истца к ответчику, а с момента возникновения у него права, то есть с <дата>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Исковые требования Беляева В. М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Полысаево о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Включить Беляеву В. М. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды службы в Советской Армии с <дата> по <дата>, а также периоды нахождения в учебном отпуске в Кузбасском государственном техническом университете на факультете «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» и Ленинск-Кузнецком горно-техническом колледже на факультете «Горная электромеханика» с <дата> по <дата>(24 дня); с <дата> по <дата> (24 дня); с <дата> по <дата> (27 дней); с <дата> по <дата> (25 дней); с <дата> по <дата> (24 дня); с <дата> по <дата> (3 месяца 25 дней); с <дата> по <дата> (11 дней); с <дата> по <дата> (18 дней); с <дата> по <дата> (5 дней); с <дата> по <дата> (18 дней); с <дата> по <дата> (1 месяц 22 дня) всего 11 месяцев 13 дней общей продолжительностью 11 месяцев 13 дней.

В удовлетворении исковых требований Беляеву В. М. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в ОАО «Шахта «Алексиевская» с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, а также признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Полысаево от <дата> незаконным – отказать.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Полысаево назначить Беляеву В. М. трудовую пенсию по старости по пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <дата>.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья         подпись             А.В. Ромасюк

Копия верна:

Судья Ромасюк А.В.