Дело №2-266
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Турлюк А.Б.
при секретаре Пузиковой О.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Ленинске-Кузнецком
13 марта 2012 года
гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Ленинска-Кузнецкого в интересах неопределенного круга лиц- инвалидов к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о возложении обязанности по проведению работ по установке средств обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров на светофорных объектах Ленинск-Кузнецкого городского округа для беспрепятственного пользования инвалидами объектами транспортной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Ленинска-Кузнецкого обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц- инвалидов к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о возложении обязанности по проведению работ по установке средств обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров на светофорных объектах Ленинск-Кузнецкого городского округа и работ по оборудованию муниципального пассажирского транспорта, находящегося в ОАО «Горэлектротранспорт города Ленинска-Кузнецкого» для беспрепятственного пользования инвалидами объектами транспортной инфраструктуры. Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с заданием прокуратуры Кемеровской области прокуратурой г. Ленинска-Кузнецкого проведена проверка исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления законодательства, регламентирующего транспортное обслуживание населения в том числе транспортное обслуживание инвалидов. Прокурорской проверкой установлено, что Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа не созданы условия для беспрепятственного пользования инвалидами всеми видами городского пассажирского транспорта, средствами связи и информации (а именно: на светофорных объектах Ленинск - Кузнецкого городского округа отсутствуют средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, отсутствуют речевые информаторы и табло «бегущая строка» в муниципальном пассажирском транспорте), что создает ограничения к свободному доступу нему инвалидов.
В статьях 2, 3 Федерального закона от 24.11.95 года № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что под социальной защитой инвалидов подразумевается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Реабилитация инвалидов направлена на устранение возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения их материальной независимости и их интеграции в общество, реализации основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользование средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.95 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидеов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным производственным зданиям строениям и сооружениям, спортивными сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видам городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Проведенной проверкой установлено, что на территории Л-Кузнецкого городского округа расположено <данные изъяты> светофорных объектов, находящихся по адресам: <адрес> (<адрес>).
Вместе с тем, прокурором установлено, что на указанных светофорных объектах отсутствуют средства, обеспечивающие дублирование звуковым сигналами световых сигналов светофоров.
Отсутствие на светофорных объектах Ленинск-Кузнецкого городского округа средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами сигналов светофоров, отсутствие речевых информаторов и табло «бегущая строка» в муниципальном пассажирском транспорте, позволяющих инвалида свободно пользоваться объектами транспортной инфраструктуры, является нарушением действующего законодательства Российской Федерации конституционных прав и свобод граждан- инвалидов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и свидетельствует о не обеспечении прав инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод, что недопустимо.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека гражданина.
В соответствии со ст.32 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ; реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований. Прокурор просит обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа провести работы по установке средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров на светофорных объектах Ленинск-Кузнецкого городского округа, расположенных по адресам: <адрес> (<адрес>), и работы по оборудованию муниципального пассажирского транспорта, находящегося в ОАО «Горэлектротранспорт города Ленинска-Кузнецкого» речевыми информаторами и табло «бегущая строка» для беспрепятственного пользования инвалидами объектами транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ленинска-Кузнецкого Чернопазова О.Б. отказалась от исковых требований в части возложения обязанности на Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа по проведению работ по установке средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров на светофорных объектах Ленинск-Кузнецкого городского округа, расположенных по адресам: <адрес>, и по проведению работ по оборудованию муниципального пассажирского транспорта, находящегося в ОАО «Горэлектротранспорт города Ленинск-Кузнецкого» речевыми информаторами и табло «бегущая строка», поскольку установка дублирующих сигналов светофоров на данных объектах невозможна без реконструкции светофоров, а работы по оборудованию муниципального пассажирского транспорта, находящегося в ОАО «Горэлектротранспорт города Ленинск-Кузнецкого» речевыми информаторами и табло «бегущая строка» заложены в муниципальной целевой программе «Доступная среда для инвалидов в Ленинск-Кузнецком городском округ на 2012-2014 годы». Судом принят отказ истца от части исковых требований, о чем вынесено определение суда 13.03.2012г.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ленинска-Кузнецкого Чернопазова О.Б. исковые требования уточнила, просит обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа провести работы по установке средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров на светофорных объектах Ленинск-Кузнецкого городского округа, расположенных по адресам: <адрес> (<адрес>), установив срок исполнения решения суда до <дата>, пояснив все так, как изложено в исковом заявлении.
Представитель администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Гурьбина А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании не признала исковые требования в полном объеме и пояснила, что в соответствии с ч.2 преамбулы Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные указанным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в соответствии с указанным Федеральным законом в целях социальной поддержки инвалидов, место жительства которых находится в Кемеровской области, принят Закон Кемеровской области от 14 февраля 2005г. №25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов», согласно ч.1 ст.1 которого социальная поддержка инвалидов предусматривает осуществление системы мер, включающей обеспечение воспитания и обучения детей-инвалидов; меры социальной поддержки инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что меры социальной поддержки инвалидов, установленные настоящим Законом, являют расходными обязательствами Кемеровской области и обеспечиваются за счет средств областного бюджета. Считает, что обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе обеспечение беспрепятственного пользования всеми видами городского пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включает средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) осуществляется органами исполнительной власти Кемеровской области, являются расходными обязательствами Кемеровской области, и должно обеспечиваться за счет средств областного бюджета. В целях реализации имеющегося права для социальной поддержки инвалидов в рамках возможностей средств местного бюджета решением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 24 ноября 2011г. №108 утверждена муниципальная целевая программ «Доступная среда для инвалидов в Ленинск-Кузнецком городском округе на 2012-2014 годы», целью которой является создание для инвалидов маломобильных групп населения доступной среды жизнедеятельности обеспечение условий для независимого образа их жизни, п.4.1, 4.2 4.3 раздела 7 которой предусмотрено финансовое обеспечение за счет средств бюджета городского округа мероприятий по оснащению светофоров звуковыми приставками, приобретению речевых информаторов для установки в троллейбусах для обслуживания по зрению, приобретении табло «бегущая строка» для установления в троллейбусах для обслуживания инвалидов по слуху. Просит отказать прокурору г. Ленинска-Кузнецкого в удовлетворение заявленных требований в полном объеме.
Представитель УСЗН г. Ленинска-Кузнецкого в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В прежнем судебном заседании представитель УСЗН г. Ленинска-Кузнецкого Фискова Е.Ю., действующая по доверенности, пояснила, что заложить средства на установку дублирующих сигналов всех городских светофоров невозможно, так как в бюджете города нет средств.
Представитель ГИБДД МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом под расписку.
В прежнем судебном заседании представитель ГИБДД МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» Алпатов Е.Ю., действующий по доверенности, пояснил, что в городе Ленинске-Кузнецком имеется <данные изъяты> светофоров, на <данные изъяты> из них уже установлено дублирующее устройство, и еще можно установить на <данные изъяты> светофорах такие устройства. На <данные изъяты> светофорах, расположенных по адресам: <адрес>, этого сделать нельзя, так как сами светофоры старые, их сами нужно менять или переоборудовать.
Председатель Ленинск-Кузнецкой городской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Емельянов Р.В. в судебном заседании пояснил, что установка дублирующих сигналов светофоров необходима с целью беспрепятственного пользования ими инвалидами.
Председатель Ленинск-Кузнецкой местной организации Всероссийского общества слепых Балашева Н.П., пояснила, что установка дублирующих сигналов на всех городских светофорах просто необходима для инвалидов, особенно, для инвалидов по зрению.
Председатель Ленинск-Кузнецкой местной общественной организации Всероссийского общества глухих Изофатова Е.А. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом телефонограммой, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования прокурора поддерживает.
Суд, заслушав участников процесса, изучив представленные письменные материалы дела, считает исковые требования Прокурора г. Ленинска-Кузнецкого обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 2,3 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов подразумевается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Реабилитация инвалидов направлена на устранение возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество, реализации основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользование средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным производственным зданиям строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковым сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003г., к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5); создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (п.7).
Аналогичные полномочия установлены ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».
Постановлением Правительства РФ №175 от 17.03.2011г. утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Пункт 7 данного Постановления рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать программы субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, с учетом положений Программы.
Во исполнение указанных норм закона Решением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов №107 от 26.11.2010г. была утверждена муниципальная целевая программа «Доступная среда для инвалидов в Ленинск-Кузнецком городском округе на 2011-2013г.г.», которой предусмотрены средства, выделяемые из бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа, для оборудования четырех светофоров средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров.
Однако судом установлено, что на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа расположено <данные изъяты> светофорных объектов, находящихся по адресам: <адрес> (<данные изъяты>).
Судом также установлено, что на одном светофоре <адрес> (<адрес>), имеется техническая возможность установки такого оборудования.
Таким образом, проанализировав вышеприведенные нормы законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, суд считает, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по содержанию светофоров дорог местного значения, в том числе по установке средств дублирования звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, без исполнения которых не будет надлежащим образом обеспечено право инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общими принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а именно, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Доводы представителя Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о том, что их обязанность по установке средств дублирования звуковыми сигналами световых сигналов светофоров должна ограничиваться теми денежными средствами, которые выделены из бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа согласно муниципальной программе «Доступная среда для инвалидов в Ленинск-Кузнецком городском округе на 2011-2013г.г.», а все остальные средства должны быть выделены из бюджета Кемеровской области, суд считает необоснованными в связи с неправильным толкованием ответчиком норм материального права. По мнению суда обязанность ответчика, закрепленная ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения содержится, в частности, в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», которые определяют деятельность органов местного самоуправления в указанной сфере.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования прокурора г. Ленинска-Кузнецкого подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве заинтересованных лиц, ответчиков, от уплаты гос. пошлины освобождаются.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа провести работы по установке средств обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров на светофорных объектах Ленинск-Кузнецкого городского округа по адресам: <адрес> (<адрес>), для беспрепятственного пользования инвалидами объектами транспортной инфраструктуры, установив срок исполнения решения суда до <дата>.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2012 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: А.Б. Турлюк