о включении в список граждан подлежащих переселению



Дело № 2-450

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий16 марта 2011 года

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Слесаревой В.Р.,

при секретаре Кошкаревой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черданцевой А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Черданцева Е.М., Черданцева М.Ю., Арслановой Т.Д., Арсланова А.Х. к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, непригодного для проживания, признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа с требованием о признании за ними права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежащего сносу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи. Кроме того, истцы просят обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ.

Требования мотивированы тем, что Черданцевой А.А. и Черданцеву М.Ю. на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит земельный участок с расположенным на нем жилым домом по адресу: <адрес>. Право собственности на земельный участок и жилой дом зарегистрировано 22.09.2009 года. Кроме собственников в указанном жилом доме зарегистрированы и проживают Черданцев Е.М., Арсланова Т.Д. и Арсланов А.Х.

Земельный участок, на котором расположен дом, подработан в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Кольчугинская» и попадает в санитарно-защитную зону от объектов угледобывающих предприятий, что влечет за собой опасность обрушения дома, в связи с чем дом непригоден для проживания по критериям безопасности и подлежит сносу.

Основываясь на Постановлении Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840, Постановлении Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, истцы обратились в августе 2010 года в администрацию г. Ленинска-Кузнецкого с просьбой предоставить социальную выплату взамен подлежащего сносу жилого <адрес> Однако, им было отказано со ссылкой на то, что приобретая жилой дом в 2009 году, они искусственно ухудшили жилищные условия. С отказом не согласны, поскольку, приобретая жилой дом, были намерены проживать в нем, на момент приобретения о том, что дом расположен на подработанной шахтой территории, не знали. С момента приобретения жилого дома истцы зарегистрированы и проживают в жилом доме, данный дом является для них единственным местом жительства, другого жилья не имеют.

В судебном заседании истцы Черданцева А.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Черданцева Е.М., а также Арсланова Т.Д., Арсланов А.Х. исковые требования поддержали в полном объеме, основываясь на доводах и обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Истец Черданцев М.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истцов – адвокат Яковлева Е.Л. – позицию истцов поддержала, дополнительно пояснив, что семья Арслановых и Черданцевых, состоящая из 4 человек, проживала в жилом <адрес> в г. Ленинске-Кузнецком, состоящем из 3 комнат, общей полезной площадью 42,3 кв.м, жилой – 28,9 кв.м. <дата>, ожидая прибавления в семье, с целью улучшения жилищных условий, приобрели жилой <адрес>, состоящий из 5 комнат, общей полезной площадью 72,4 кв.м., в том числе жилой – 61,6 кв.м. за 900 000 рублей. Расчет с продавцом был произведен до перехода права собственности. Стороны устно договорились, что, как только Арслановы продадут дом по <адрес>, они произведут расчет за дом по <адрес>. <дата> Арсланов А.Х. продал дом по <адрес> за 450 000 рублей. Указанной суммы не хватало на оплату дома, семья Черданцева оформила кредит на приобретение жилого дома и земельного участка по <адрес>, после чего был заключен договор купли-продажи и право собственности на жилой дом по <адрес> перешло к Черданцевой А.А. и Черданцеву М.Ю.

При оформлении сделки купли-продажи жилой дом по <адрес> имел фактический процент износа 47%. Ни Арслановы, ни Черданцевы не были поставлены в известность о том, что приобретаемый дом расположен на подработанной шахтой территории. Об этом не знал и прежний собственник дома, Чинилов Ф.А. Летом 2010 года жилые дома по <адрес> стали сносить. В августе 2010 года Черданцевы обратились в администрацию г. ФИО11 с просьбой предоставить им социальную выплату взамен подлежащего сносу жилого <адрес>, однако, им было отказано со ссылкой на то, что, приобретая дом, они искусственно ухудшили жилищные условия. С данным утверждением категорически не согласны, поскольку, приобретая дом, Арслановы и Черданцевы планировали проживать в нем, им не был известен факт, что данный дом расположен на подработанной шахтой территории и рекомендован к сносу, что все близлежащие дома будут снесены и нарушится инфраструктура в районе <адрес>. С момента приобретения права собственности, с 2009 года Черданцевы и Арслановы зарегистрированы в спорном жилом доме, ведут домашнее хозяйство, осуществляют уход за домом. Несмотря на это, техническое состояние жилого дома за 2 года ухудшилось на 18%, и в настоящее время процент износа составляет 65%. Техническое состояние жилого дома является следствием недопустимого влияния подработки шахты, усугубляется оползневыми процессами и составляет угрозу жизни и здоровью людей. Ремонт и замена поврежденных конструкций и элементов жилого дома не имеет смысла и не эффективно. Спорное жилое помещение является единственным местом жительства для каждого из истцов, другого жилья они не имеют.

Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840, Постановление Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, просит признать за истцами право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежащего сносу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи. Кроме того, просит обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ.

Представитель ответчика – администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа – Петров Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что истцы стали собственниками жилого дома после того, как ликвидировалась шахта. На момент ликвидации шахты, которая подработала территорию под жилым домом по <адрес>, истцы в предоставлении социальной выплаты не нуждались. В данном случае продавцами истцам по договору купли-продажи была передана некачественная вещь и, поэтому, необходимо предъявлять требования продавцу жилого дома в соответствии со ст.475 ГК РФ.

Представитель третьего лица – Министерства энергетики РФ – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Минэнерго России. При этом, в суд представлен отзыв на исковое заявление, в котором третье лицо указывает на то, что в составе проекта ликвидации ОАО «Шахта «Кольчугинская» имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося в зоне ведения горных работ. В указанном списке <адрес> по адресу: <адрес> не значится. Истцы приобрели право собственности на ветхий дом в сентябре 2009 года, намеренно ухудшив свои жилищные условия. В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428, содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан, в составе утвержденных проектов ликвидации шахт. Указанными Правилами получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования «Снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности»; «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» являются органы местного самоуправления. Формирование, уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат, являются исключительным правом органа местного самоуправления - получателя средств федерального бюджета, то есть администрации города Ленинска-Кузнецкого.

Заслушав истцов и их представителя, представителя администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, свидетелей, принимая во внимание позицию третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года (в редакции от 27.01.2009 N 36) «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» установлен порядок предоставления субвенций, согласно которому средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются на счета органа местного самоуправления в виде субвенций. В частности, согласно п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 (далее Положение) орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.

Согласно п. 7 вышеуказанного положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 8 Постановления № 428 от 13.07.2005 года предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Таким образом, списки не носят постоянный характер, а подлежат уточнению путем внесения изменений до момента сноса ветхого жилья.

Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления им социальной выплаты в дальнейшем.

Из анализа ст. 12 ФЗ от 17.07.1999 №178 ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из норм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

В соответствии с п.11 вышеназванных Правил, субсидии предоставляются подлежащим переселению из ветхого жилья либо гражданину, проживающему по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде, либо гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности.

Судом установлено, что Черданцевой А.А. и Черданцеву М.Ю. на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 72,4 кв.м., в том числе жилой – 61,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (копия свидетельства о государственной регистрации - л.д.39). Данный жилой дом приобретен на основании договора купли-продажи от 18.08.2009 года. Процент износа дома на момент покупки составлял 47%.

Согласно сведениям, имеющимся в домовой книге на строение по <адрес>, а также бесспорно установлено в судебном заседании с 22 июля 2009 года зарегистрированы и проживают одной семьей, имеют общий бюджет, ведут совместное хозяйство Черданцева А.А., Черданцев М.Ю., Черданцев Е.М., Арсланова Т.Д. и Арсланов А.Х. (л.д.7-10).

Ранее, до 22.07.2009 года, истцы были зарегистрированы в жилом доме по <адрес>, общей площадью 42,3 кв.м., в том числе жилой – 28,9 кв.м., состоящем из трех комнат, который принадлежал Арсланову А.Х. (л.д.37-38). Указанный дом продан Арслановым А.Х. 17.08.2009 года (л.д.37-38).

Согласно выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Черданцева А.А. имеет на праве общей долевой собственности жилой дом, расположенный по адресу <адрес> (л.д.16), Черданцев М.Ю. имеет на праве общей долевой собственности жилой дом, расположенный по адресу <адрес> (л.д.72), иного объекта недвижимости в собственности у истцов нет. Черданцев Е.М., Арсланова Т.Д. и Арсланов А.Х. объектов недвижимости в собственности не имеют (л.д.13-15). Указанные обстоятельства подтверждены справками филиала № 10 «БТИ г. Ленинска-Кузнецкого» (л.д.18-22).

02.08.2010 года директором СФ ОАО ВНИМИ А.С. Ягуновым в адрес председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ленинска-Кузнецкого С.Н. Артемьеву направлено заключение № 186 о влиянии горных работ ликвидированной шахты «Кольчугинская», 2-й район на техническое состояние жилых домов в количестве 40 шт. и рекомендации по их сохранению или сносу, согласно которому проведена работа по оценке степени подработки домов, расположенных на горных отводах ликвидированной шахты «Кольчугинская». Жилой дом по <адрес> подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д.23-26).

Из акта обследования жилого дома по <адрес> от <дата> филиалом №10 БТИ усматривается, что общий износ дома составляет 65 % (л.д.17).

При обращении в администрацию г. Ленинска-Кузнецкого истцам во включении их в списки на переселение из подработанного жилья было отказано в связи с тем, что, покупая жилой дом по <адрес>, они совершили действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны администрации города в обеспечении другим жильем (копия письма заместителя главы г. Ленинска-Кузнецкого по строительству и городскому развитию Р.Р. Бадертдинова – л.д.12).

Представитель ответчика в суде не оспаривал тот факт, что жилой дом по <адрес> в г. Ленинске-Кузнецком не пригоден для проживания и подлежит сносу, что непригодность для проживания данного дома обусловлена причиной ведения горных работ ликвидируемой ОАО «Шахта Кольчугинская», данный дом до настоящего времени не снесен.

Таким образом, судом установлено, что на момент принятия решения СФ ВНИМИ № 186 от 02.08.2010 г. о необходимости сноса жилого дома по <адрес> в г. Ленинске-Кузнецком собственниками указанного жилого помещения являлись Черданцева А.А. и Черданцев М.Ю., которые проживают и зарегистрированы в данном доме с 22.07.2009 г., а также в указанном жилом доме с этого же времени с ними зарегистрированы и проживают члены семьи: Черданцев Е.М., Арсланова Т.Д. и Арсланов А.Х.

Истцы Черданцев М.Ю. и Черданцева А.А., став собственниками жилого помещения, будучи зарегистрированными и проживая в жилом доме по <адрес>, как и члены их семьи, приобрели право пользования в указанном жилом доме, который является для них единственным жилым помещением, в котором они постоянно проживают. Однако, данный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, а потому истцы Черданцева А.А., Черданцев М.Ю., Черданцев Е.М., Арсланова Т.Д. и Арсланов А.Х. приобрели право на предоставление им социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 428.

Поскольку истцы имеют право на предоставление социальной выплаты, и предоставление данной социальной выплаты осуществляется согласно порядку, предусмотренному Постановлением Правительства № 428, на основании составленных списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления, суд считает, что истцы подлежат включению в данный Список, который должен быть согласован с Министерством энергетики РФ.

В соответствии с п. 10 Правил «Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

Таким образом, норма площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, напрямую зависит от количества членов одной семьи.

Судом установлено, что истцы проживают в жилом доме единой семьей, ведут общее хозяйство и имеют единый бюджет, данные обстоятельства подтвердила в суде свидетель М, а потому истцы имеют право на предоставление социальной выплаты, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения 18 кв.м на каждого члена семьи, а всего на семью, состоящей из 5 человек, для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ по адресу <адрес>.

Доводы представителя Министерства энергетики РФ, указанные в отзыве о том, что требования истцов неправомерны, поскольку жилой дом по <адрес> не включен в список для граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, суд находит несостоятельными, поскольку опровергаются заключением СФ ВНИМИ № 186 от 02.08.2010 г., из которого следует, что обследуемые дома на горном отводе ликвидируемой шахты «Кольчугинская» подлежат сносу как ставшие непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты. При этом из приложения к данному заключению усматривается, что <адрес> г. Ленинска-Кузнецкого включен в список домов, рекомендованных к сносу.

Также не обоснованны доводы Министерства энергетики РФ и основания отказа во включении в список при обращении в администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа о том, что истцы умышленно ухудшили свои жилищные условия, купив ветхий дом по <адрес> в г. Ленинске-Кузнецком, поскольку судом установлено, что до переселения в дом по <адрес>, истцы проживали в жилом доме по <адрес>, который по своим техническим характеристикам явно уступает приобретенному дому. Покупая жилой дом по <адрес>, истцы улучшали жилищные условия, что им было необходимо в связи с рождением ребенка. Данные обстоятельства подтвердили в суде свидетели ч, Л и М

Не состоятельными суд находит доводы представителя администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о необходимости применения в данном споре ст.475 ГК РФ, в связи с тем, что жилой дом приобретен истцами после ликвидации шахты. На момент ликвидации шахты, которая подработала территорию под жилым домом по <адрес>, истцы в предоставлении социальной выплаты не нуждались.

Право граждан на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежащих сносу жилого дома, закон не связывает с моментом ликвидации шахты. В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", субсидии предоставляются подлежащим переселению из ветхого жилья либо гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования истцов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковыетребования Черданцевой А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Черданцева Е.М., Черданцева М.Ю., Арслановой Т.Д., Арсланова А.Х. удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа включить Черданцеву А.А., Черданцева Е.М., Черданцева М.Ю., Арсланову Т.Д., Арсланова А.Х. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности и произвести расчет размера представляемых субсидий для приобретения жилья в соответствии с правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428.

Признать за Черданцевой А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Черданцева Е.М., Черданцевым М.Ю., Арслановой Т.Д., Арслановым А.Х. право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в городе Ленинске-Кузнецком из расчета 18 кв.м. на одного члена семьи.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21.03.2011 года.

Судья: подпись

Верно.

Судья:В.Р. Слесарева