решение по иску о предоставлении жилого помещения по договору социального найма лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



Дело№2-274/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Лозгачевой С.В.,

с участием прокурора г. Ленинска-Кузнецкого Баженова А.А.,

при секретаре Быкасовой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком

30 марта 2011 года

гражданское дело по иску прокурора города Ленинска-Кузнецкого в интересах К. к муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, третьим лицам: Управлению образования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, Главному финансовому управлению Кемеровской области, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого, действуя в интересах К. (до брака Ф.) в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ, обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском к муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя требования тем, что прокуратурой города рассмотрено и разрешено обращение К. о защите её жилищных прав, в ходе проверки установлено, что Ф. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, с <дата>, что подтверждается распоряжением Администрации <адрес> от <дата> <номер>, родители Ф.- мать С., отец В. лишены родительских прав. За К., Постановлением Администрации г. Л-Кузнецкого от <дата> <номер> было закреплено жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии от <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. Согласно сведениям, предоставленным Полысаевским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, филиалом №10 ГП КО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области»Ф. жилья не имеет. В связи с отсутствием закрепленного за К. жилого помещения Постановлением Администрации г.Ленинска-Кузнецкого от <дата> <номер> За К. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, номер очереди среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 226. До настоящего времени За К. жилое помещение по договору социального найма Администрацией г.Ленинска-Кузнецкого не предоставлено.

Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого просит обязать муниципальное образование г.Ленинск-Кузнецкий в лице Администрации г. Ленинска-Кузнецкого предоставить Ф. жилое помещение по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям г.Ленинска-Кузнецкого, общей площадью не менее 23,4 кв. метра, отвечающее установленным требованиям в черте г.Ленинска-Кузнецкого.

В ходе судебного разбирательства истец изменил основания иска, которое было принято судом определением от <дата>, в связи с тем, что в ходе судебного разбирательства было установлено, что за К., Постановлением Администрации г. Л-Кузнецкого от <дата> <номер> жилое помещение закреплено не было, в связи с отсутствием такового, считает, что отсутствует надлежащее закрепление за К. жилого помещение, в связи с чем основанием для обращения является ч.3 ст.57 ЖК РФ, о предоставлении жилого помещения, лицу оставшемуся без попечения родителей. Просит обязать муниципальное образование Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить К., вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее установленным стандартам и техническим нормам общей площадью не менее 33 кв. метра в черте г.Ленинска-Кузнецкого.

В судебном заседании истцы - пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Баженов А.А. и К. поддержали исковые требования.

Представитель ответчика - Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа П., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого в интересах К. не признал, просил в иске отказать, мотивируя тем, что Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа не является надлежащим ответчиком, так как предоставление жилых помещений детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Возложенные на муниципальное образование Ленинск-Кузнецкий городской округ полномочия в части обеспечения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах поступающих из областного бюджета средств, исполняются в полном объеме, а направлять средства местного бюджета, предусмотренные на иные цели, на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считает недопустимым.

Представители третьих лиц - Главного финансового управления Кемеровской области и Управленияобразования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Из представленных в суд письменных возражений Главного финансового управления Кемеровской области следует, что Главное финансовое управление Кемеровской области требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого находит обоснованными, поскольку органы местного самоуправления наделеныполномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежные средства на приобретение жилья предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет по правилам, предусмотреннымБюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений. С момента зачисления денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Отношения, которые возникают междубюджетом муниципального образования и бюджетом субъекта РФ являютсявторичными и не имеют какого-либо отношения к существу рассматриваемого спора. Главное финансовое управление Кемеровской области считает Администрацию муниципального образования надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Заслушав пом. прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Баженова А.А., К., представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого, предъявленные в интересах К.., обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 1 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, что К., <данные изъяты>, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей.

Так, в соответствии со свидетельством о рождении, родителями К. являлись В. и С..

На основании распоряжения Администрации г.Ленинска-Кузнецкого от <дата> <номер> «О направлении несовершеннолетних в детские государственные учреждения» К. была направлена в детское государственное учреждение в связи тем, что её родители были лишены родительских прав на основании решения Ленинск-Кузнецкого городского суда от <дата>.

Согласно решению Ленинск-Кузнецкого городского суда от <дата>, вступившего в законную силу <дата>, В. и С. лишены родительских прав в отношении дочери К., <дата> года рождения.

В соответствии с постановлением Администрации г.Ленинска-Кузнецкого от <дата> <номер>, с учетом внесенных в него изменений на основании постановления Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от <дата> <номер>, К. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Судом установлено, что за К. не было закреплено жилое помещение.

По достижении совершеннолетия К. Администрацией г.Ленинска-Кузнецкого (в настоящее время - Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа) во внеочередном порядке не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма. В списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, номер очереди К. среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -<номер>.

Брак между Ф. и Л. зарегистрирован <дата>, жене присвоена фамилия – К. (л.д.17).

На момент рассмотрения дела К. не имеет собственного жилья, проживает с мужем и ребенком в трехкомнатной квартире его бабушки- Ш. по адресу: <адрес>, в которой также проживают на основании договора социального найма еще Р. с двумя детьми (л.д.49).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно ч.3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного, предоставление жилых помещений детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст.132 Конституции РФорганы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Судом установлено, чтов соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Жилое помещение предоставляется вышеуказанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", в соответствии со ст.2 указанного Закона, принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления.

В соответствии с п.3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с п.8 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), жилые помещения лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что жилые помещения предоставляются по месту постановки на учет органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ и на основании Постановления Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2005 года №18 норма предоставления площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина – 33 квадратных метра.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по предоставлению К. жилого помещения по договору социального найма на администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа, поскольку судом установлено нарушение права К. на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Доводы ответчика о недостаточности денежных средств, поступающих из областного бюджета в виде субвенций на осуществлениеотдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлиять на выводы судаоб обоснованности заявленных исковых требований, поскольку отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворитьисковые требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого.

Обязать муниципальное образование Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить К., <данные изъяты> вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее установленным стандартам и техническим нормам общей площадью не менее 33 кв. метров в черте г.Ленинска-Кузнецкого.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: подпись

Копия верна

Судья:С.В. Лозгачева

Мотивированное решение изготовлено 05.04.2011 года.