решение об отмене постановления мирового судьи по ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ



Дело №12-265/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

                                                                                                         «8» сентября 2010 года

Судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области Слесарева В.Р.

при секретаре Кошкаревой Ю.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ленинске-Кузнецком жалобу Алексеева О.А. директора <данные изъяты>» на постановление начальника Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 04 июля 2010 г. о привлечении к административной ответственности в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника Департамента цен и тарифов <адрес> директор <данные изъяты>» Алексеев О.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, директором <данные изъяты>» Алексеевым О.А. подана жалоба в Ленинск-Кузнецкий городской суд, в которой просит признать постановление начальника Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 4 июня 2010 года по делу об административном правонарушении Алексеева О.А. незаконным и отменить указанное постановление, производство по делу прекратить. При этом указывает, что постановление по делу об административном правонарушении считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям: 1). не согласен с самим фактом проведения проверки, в частности указывает, что в постановлении от 14 мая 2010 года о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором <адрес> указано, что проверка проводилась прокуратурой г. Ленинска-Кузнецкого с привлечением главного специалиста отдела контроля цен, тарифов и муниципального заказа администрации г. Ленинска-Кузнецкого Кондрат А.В., который предоставил справку о результатах проверки. В самой справке от 6 мая 2010 года указано, что проверка проведена непосредственно главным специалистом отдела контроля цен, тарифов и муниципального заказа Кондрат А.В. на основании запроса прокуратуры. В деле отсутствуют документы, фиксирующие основания и поводы для проведения проверки, ход самой проверки, записи об этой проверке в журнале проверок в аптеке также отсутствуют. 2). Нарушены сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. В постановлении прокурора указано, что проверка проводилась в период с 6 по 13 мая 2010 года. В аптеке <данные изъяты>» проверка проводилась 6 мая 2010 года. От этой же даты, 6 мая 2010 года, была составлена справка главного специалиста отдела контроля цен, тарифов и муниципального заказа Кондрат А.В. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении было вынесено только 14 мая 2010 года, а вручено 18 мая 2010 года, при этом, указывает, что постановление прокурора в соответствии со статьями 28.4, 28.2, 28.5 КоАП РФ должно быть вынесено немедленно. 3). Отсутствует сам факт нарушения действующего законодательства в области регулирования цен на лекарственные средства. Департамент цен и тарифов Кемеровской области Постановлением №6 от 24 февраля 2010 года «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения» установил предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей. Постановление вступает в силу с 10 марта 2010 года, а согласно пункту 2 данного Постановления, остатки лекарственных средств и изделий медицинского назначения в торговой сети на дату вступления в силу настоящего постановления подлежат реализации по ценам, сформированным до даты вступления в силу настоящего постановления. Постановлением № 15 от 6 апреля 2010 года в постановление №6 от 24.02.2010г. были внесены изменения, согласно которым пункт 2 был изложен в следующей редакции: «2. Остатки лекарственных средств и изделий медицинского назначения в торговой сети на дату вступления в силу настоящего постановления подлежат переоценке, исходя из оптовых, розничных надбавок, утвержденных настоящим постановлением». Полагает, что пункт 2 Постановления №6 от 24.02.2010г. в редакции Постановления №15 от 6.04.2010г. противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

В постановлении №6 от 24.02.2010г. содержится ссылка на правовую базу, положенную в основу данного акта, в том числе на:

постановления Правительства РФ от 9.11.2001г. № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства»,

от 08.08.2009г. №654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».

В свою очередь, эти Постановления действуют в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2009г. № 1116 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с регулированием цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» и применяются только к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 года (пункт 3 постановления № 1116).

Таким образом, Департамент цен и тарифов Кемеровской области своим Постановлением № 15 от 6.04.2010 года предлагает распространить действие своего постановления на правоотношения, возникшие до 1 января 2010 года в противоречие тем положениям, которые устанавливаются Постановлением Правительства РФ № 1116 от 30.12.2009г. пункт 3.

В постановлениях о возбуждении дела об административном правонарушении и по делу об административном правонарушении в качестве нарушений указано нарушение в отношении препаратов, которые поступили в продажу до 1 января 2010 года (счета-фактуры от 4.12.2009г. и от 30.12.2009г.).

Таким образом, розничная цена на данные препараты сформирована до вступления в силу указанных постановлений и в соответствии с нормативно-правовой базой, действовавшей на тот момент. До 10 марта 2010 года действовало Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области за подписью губернатора Тулеева А.Г., от 8.04.2009г. №153 «О торговых надбавках к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», в пункте 1.9 которого четко сформулировано, что остатки лекарственных средств на дату вступления в силу настоящего постановления подлежат реализации по ценам, сформированным ранее. Указывает, что <данные изъяты>» не обязано переоценивать имеющийся в продаже товар, поскольку Департамент цен и тарифов КО действующим законодательством не наделен правом устанавливать дополнительные обязанности для субъектов предпринимательской деятельности и не может изменять действие закона во времени.

4). Указывает, что в постановлении от 14 мая 2010 года о возбуждении дела об административном правонарушении административное производство возбуждено по одному составу правонарушения, а постановление от 4 июня 2010 года по делу об административном правонарушении вынесено по другому составу правонарушения.

В постановлении от 14 мая 2010 года указано, что «переоценка остатков лекарственных средств в аптечном пункте ООО «Система Гарант» произведена без учета предельных оптовых и предельных розничных надбавок». Таким образом, речь идет о действиях ООО «Система Гарант».

В постановлении от 4 июня 2010 года указано, что «в аптечном пункте ООО «Система Гарант» не произведена переоценка остатков лекарственных средств», т.е. имеется в виду бездействие ООО «Система Гарант», т.е. изменена объективная сторона состава административного правонарушения, указанного в постановлении от 14 мая 2010 года.

В судебном заседании Алексеев А.О. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в жалобе.

Представитель Департамента цен и тарафов Кемеровской области в судебное заседание не явился, при этом представил возражения на жалобу Алексеева О.А., из содержания которого усматривается, что в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Кемеровской области и прокуратурой г. Ленинска-Кузнецкого проведена выборочная проверка исполнения законодательства в сфере ценообразования на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Проверка проведена в период с 06 по 13 мая 2010 г. с привлечением главного специалиста отдела контроля цен и тарифов и муниципального заказа администрации г. Ленинска-Кузнецкого К По результатам проверки 14.05.2010 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому прокурор г. Ленинска-Кузнецкого постановил возбудить дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, а потому просит постановление оставить без изменения, а жалобу Алексеева О.А. оставить без удовлетворения.

Суд, заслушав заявителя, изучив материалы дела об административном правонарушении, находит жалобу директора <данные изъяты>» Алексеева О.А. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 14.6. КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, посягает на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.

Судом установлено, что в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Кемеровской области, прокуратурой г. Ленинска-Кузнецкого проведена выборочная проверка исполнения законодательства в сфере ценообразования на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Согласно имеющейся в материалах дела справке о результатах выборочной проверки соблюдения порядка ценообразования от 6.05.2010г., данная проверка проведена главным специалистом отдела контроля цен, тарифов и муниципального заказа администрации г. Ленинска-Кузнецкого К В ходе выборочной проверки установлено, что в аптечном пункте ООО «Система Гарант», расположенном по адресу <адрес> осуществляется розничная реализация лекарственных средств с превышением предельной розничной надбавки к цене завода-изготовителя.

В последующем справка представлена в прокуратуру г. Ленинска-Кузнецкого. По результатам выборочной проверки соблюдения порядка ценообразования на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, 14.05.2010г. прокурором г. Ленинска-Кузнецкого вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ.

Согласно постановлению Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 04.06.2010г. директор <данные изъяты>» Алексеев О.А. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 тысяч рублей.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.05.2010г. и в постановлении по делу об административном правонарушении от 4.06.2010г. установлены нарушения по переоценке остатков лекарственных средств в торговой сети - с превышением предельной розничной надбавки к цене завода-изготовителя- на дату вступления в силу Постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области № 15 от 06.04.2010г. в отношении препаратов, которые поступили в продажу до 1 января 2010 года (счета-фактуры от 4.12.2009г. и от 30.12.2009г.).

Согласно п. 4.2 и п. 5.2 Положения о Департаменте цен и тарифов Кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.11.2009 N 454 "О создании департамента цен и тарифов Кемеровской области",Департамент наделен полномочиями осуществления государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования, направленного на реализацию единой госполитики цен, обеспечение исполнения законодательства РФ, Кемеровской области в сфере проведения ценовой и тарифной политики, содействие развитию рыночных отношений и конкуренции, преодоление кризисных явлений, содействие реализации государственной структурной и научно-технической политики, содействие развитию свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности, а также в соответствии с действующим законодательством департамент осуществляет государственное регулирование предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Как усматривается из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.05.2010 г. основанием для его возбуждения явилась справка о результатах проверки соблюдения аптечными организациями порядка ценообразования на лекарственные средства от 06.05.2010 г., составленная гл. специалистом отдела контроля цен, тарифов и муниципального заказа администрации г. Ленинска-Кузнецкого К, которая не обладает полномочиями по осуществлению государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования и полномочиями по государственному регулированию предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в нарушение п.4.2 и 5.2 Положения о Департаменте цен и тарифов Кемеровской области.

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1,2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, справка о выборочной проверке в <данные изъяты>» значится от 6.05.2010г., в то время как постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено 14.05.2010г., т.е имеет место нарушение ст. 28.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 февраля 2010 года, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют цены на продаваемые товары (пункт 8 части 2). В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными Федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 4).

Приведенные правовые нормы свидетельствуют о том, что государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании федерального закона.

Таким образом, постановление Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 24 февраля 2010 года N 6 в части утверждения предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на изделия медицинского назначения, оспариваемое заявителем, противоречит приведенным положениям Закона, поскольку отсутствует федеральный закон, предусматривающий государственное регулирование торговых надбавок (наценок) к ценам на изделия медицинского назначения. В связи с чемпункт 2 Постановления от 24 февраля 2010 года N 6, на момент рассмотрения дела Департаментом цен и тарифов Кемеровской области действовавший в редакции постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 6 апреля 2010 года N 15, согласно которой остатки лекарственных средств и изделий медицинского назначения в торговой сети на дату вступления в силу настоящего постановления подлежат переоценке, исходя из оптовых, розничных надбавок, утвержденных постановлением от 24 февраля 2010 года N 6, по мнению суда, не может быть признан законным в части установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок на изделия медицинского назначения по основаниям, изложенным выше. А потому суд считает, что отсутствует как объективная сторона данного правонарушения по ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, включающая завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.) на изделия медицинского назначения, так как нарушений по переоценке остатков лекарственных средств в торговой сети в части превышения предельной розничной надбавки к цене завода-изготовителя на дату вступления в силу Постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области № 15 от 06.04.2010г. в отношении препаратов, которые поступили в продажу до 1 января 2010 года (счета-фактуры от 4.12.2009г. и от 30.12.2009г.) не установлено, так и субъективная сторона, а, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд считает оспариваемое постановление от 4 июня 2010 года начальника Департамента цен и тарифов Кемеровской области незаконным, в связи с чем требования заявителя признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Таким образом, судом было установлено, что постановление от 4 июня 2010 года начальника Департамента цен и тарифов <адрес> о привлечении директора <данные изъяты>» Алексеева О.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, содержит существенные нарушения процессуального и материального права, а потому подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 04.06.2010 г. в отношении должностного лица директора <данные изъяты> Алексеева О.А. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

      Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья:     Слесарева В.Р.