административное правонарушение, предусмотренное ст.14.6 ч.1 КоАП РФ



Дело №12-380/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«21» декабря 2010 года

Судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области Н.А. Горюнова,

при секретаре Кель О.А.,

рассмотрев жалобу директора ООО «Система гарант» Алексеева О.А. на постановление начальника Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 04.06.2010 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении Алексеева О.А., <дата> года рождения,

У С Т А Н О В И Л:

<данные изъяты> Алексеев О.А. обратился в суд с жалобой на постановление начальника Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 04 июня 2010 г., которым он, в качестве должностного лица, привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.6 КоАП РФ, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что постановление незаконно и необоснованно по следующим основаниям: 1). не согласен с самим фактом проведения проверки, в частности указывает, что в постановлении от <дата> о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором <адрес> указано, что проверка проводилась прокуратурой <адрес> с привлечением главного специалиста отдела контроля цен, тарифов и муниципального заказа администрации <адрес> К, который предоставил справку о результатах проверки. В самой справке от <дата> указано, что проверка проведена непосредственно главным специалистом отдела контроля цен, тарифов и муниципального заказа К на основании запроса прокуратуры. В деле отсутствуют документы, фиксирующие основания и поводы для проведения проверки, ход самой проверки, записи об этой проверке в журнале проверок в аптеке также отсутствуют. 2). Нарушены сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. В постановлении прокурора указано, что проверка проводилась в период с 6 по <дата>. В <данные изъяты>» проверка проводилась <дата>. От этой же даты, <дата>, была составлена справка главного специалиста отдела контроля цен, тарифов и муниципального заказа К Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении было вынесено только <дата>, а вручено <дата>, при этом, указывает, что постановление прокурора в соответствии со статьями 28.4, 28.2, 28.5 КоАП РФ должно быть вынесено немедленно. 3). Отсутствует сам факт нарушения действующего законодательства в области регулирования цен на лекарственные средства. Департамент цен и тарифов Кемеровской области Постановлением №6 от 24 февраля 2010 года «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения» установил предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей. Постановление вступает в силу с 10 марта 2010 года, а согласно пункту 2 данного Постановления, остатки лекарственных средств и изделий медицинского назначения в торговой сети на дату вступления в силу настоящего постановления подлежат реализации по ценам, сформированным до даты вступления в силу настоящего постановления. Постановлением № 15 от 6 апреля 2010 года в постановление №6 от 24.02.2010г. были внесены изменения, согласно которым пункт 2 был изложен в следующей редакции: «2. Остатки лекарственных средств и изделий медицинского назначения в торговой сети на дату вступления в силу настоящего постановления подлежат переоценке, исходя из оптовых, розничных надбавок, утвержденных настоящим постановлением». Полагает, что пункт 2 Постановления №6 от 24.02.2010г. в редакции Постановления №15 от 6.04.2010г. противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

В постановлении №6 от 24.02.2010г. содержится ссылка на правовую базу, положенную в основу данного акта, в том числе на:

постановления Правительства РФ от 9.11.2001г. № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства», от 08.08.2009г. №654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».

В свою очередь, эти Постановления действуют в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2009г. № 1116 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с регулированием цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» и применяются только к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 года (пункт 3 постановления № 1116).

Таким образом, Департамент цен и тарифов Кемеровской области своим Постановлением № 15 от 6.04.2010 года предлагает распространить действие своего постановления на правоотношения, возникшие до 1 января 2010 года в противоречие тем положениям, которые устанавливаются Постановлением Правительства РФ № 1116 от 30.12.2009г. пункт 3.

В постановлениях о возбуждении дела об административном правонарушении и по делу об административном правонарушении в качестве нарушений указано нарушение в отношении препаратов, которые поступили в продажу до 1 января 2010 года (счета-фактуры от 4.12.2009г. и от 30.12.2009г.).

Таким образом, розничная цена на данные препараты сформирована до вступления в силу указанных постановлений и в соответствии с нормативно-правовой базой, действовавшей на тот момент. До 10 марта 2010 года действовало Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области за подписью губернатора Тулеева А.Г., от 8.04.2009г. №153 «О торговых надбавках к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», в пункте 1.9 которого четко сформулировано, что остатки лекарственных средств на дату вступления в силу настоящего постановления подлежат реализации по ценам, сформированным ранее. Указывает, что ООО «Система Гарант» не обязано переоценивать имеющийся в продаже товар, поскольку Департамент цен и тарифов КО действующим законодательством не наделен правом устанавливать дополнительные обязанности для субъектов предпринимательской деятельности и не может изменять действие закона во времени.

4). Указывает, что в постановлении от 14 мая 2010 года о возбуждении дела об административном правонарушении административное производство возбуждено по одному составу правонарушения, а постановление от 4 июня 2010 года по делу об административном правонарушении вынесено по другому составу правонарушения.

В постановлении от <дата> указано, что «переоценка остатков лекарственных средств в аптечном пункте <данные изъяты>» произведена без учета предельных оптовых и предельных розничных надбавок». Таким образом, речь идет о действиях <данные изъяты>».

В постановлении от <дата> указано, что «в аптечном пункте <данные изъяты>» не произведена переоценка остатков лекарственных средств», т.е. имеется в виду бездействие <данные изъяты>», т.е. изменена объективная сторона состава административного правонарушения, указанного в постановлении от <дата>.

В судебное заседание Алексеев О.А. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Дополнительных доводов не представлено.

Представитель Департамента цен и тарафов Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. 27.08.2010 года в суд представлены возражения на жалобу Алексеева О.А., согласно которым в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Кемеровской области и прокуратурой г. Ленинска-Кузнецкого проведена выборочная проверка исполнения законодательства в сфере ценообразования на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Проверка проведена в период с <данные изъяты> г. с привлечением главного специалиста отдела контроля цен и тарифов и муниципального заказа администрации г. Ленинска-Кузнецкого К По результатам проверки <дата> вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ. Кроме того, начальник департамента М.В. Кулебякина указывает в возражениях на то, что область применения регулируемых цен определяется Указом Президента РФ от 28.02.1995 года № 221 и постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Вышеуказанным постановлением утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которое государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 года № 782 утверждено положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. П.16-18 20 Положения определено, что размер розничной надбавки аптечного учреждения, осуществляющего реализацию лекарственного средства на территории субъекта РФ не должен превышать размер соответствующей предельной розничной надбавки, установленной органом исполнительной власти субъекта РФ. Предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителя лекарственных средств и изделий медицинского назначения установлены постановлением департамента цен и тарифов Кемеровской области от 24.02.2010 года № 6 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения».

Суд, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на жалобу, считает постановление начальника Департамента цен и тарифов законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации, а потому проверка исполнения законодательства в сфере ценообразования на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших, в отношении аптечных организаций, расположенных на поднадзорной территории была проведена прокуратурой города на основании задания прокуратуры Кемеровской области. Проверка аптечных учреждений была проведена выборочно с учетом вышеназванного задания прокуратуры Кемеровской области.

Согласно ст. 21 названного закона предметом надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.22 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Прокурор г. Ленинска-Кузнецкого по основаниям, предусмотренным ст.6 и ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» направил в адрес Главы г. Ленинска-Кузнецкого требование от 04.05.2010 года № 7\1-2010 с просьбой предоставления информации, а также выделения специалиста отдела цен и тарифов для участия в проведении проверки.

Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Из сообщения Главы города от <дата> следовало, что в качестве специалиста для участия в проведении проверки направлен главный специалист отдела контроля цен, тарифов и муниципального заказа К (л.д.3 административного материала) для выяснения вопросов, которые могли бы возникнуть в ходе проведения проверки.

Проверка проведена с <данные изъяты>, выход на место привлеченным специалистом осуществлен <дата>. Перед привлеченным специалистом прокуратурой города в ходе проведения проверки был поставлен ряд вопросов относительно правильности применения надбавок к ценам на лекарственные средства, которые были фактически проверены в аптечных учреждениях. Впоследствии специалистом отдела цен К свое заключение на поставленные вопросы было представлено письменно в виде справки. Указанная справка представлена в прокуратуру города <дата>.

Специалист отдела контроля цен, тарифов и муниципального заказа администрации г. Л-Кузнецкого К должностным лицом Департамента цен и тарифов Кемеровской области не является, следовательно, Положение о Департаменте цен и тарифов Кемеровской области на нее не распространяется, кроме этого при проведении данной проверки на прокуратуру не могут быть распространены требования ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», как на то ссылается Алексеев О.А., поскольку в соответствии с п.3 указанного законно установлено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям..….по, проведению и осуществлению прокурорского надзора и правосудия.

Таким образом, доводы жалобы Алексеева О.А. об отсутствии законных оснований для проведения проверки, суд находит несостоятельными.

Также суд находит несостоятельными доводы жалобы о нарушении сроков рассмотрения дела об административном правонарушении.

Фактов нарушения требований ст. 28.5 КоАП РФ при возбуждении дела об административном правонарушении допущено не было, поскольку проверка фактически проведена в период с <данные изъяты>, о чем свидетельствуют копии представленных материалов, а постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено <дата> в пределах срока установленного законодательством.

<дата> в адрес Алексеева О.А. была направлена телефонограмма о необходимости явки в прокуратуру города <дата> в 15 часов для ознакомления и вручения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

В ответ на указанную телефонограмму был получен факс о том, что Алексеев О.А. явиться в прокуратуру города <дата> не может, поскольку с <дата> по <дата> находится в деловой поездке с выездом за пределы Кемеровской области.

<дата> Алексееву О.А. вручено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 28.2 КоАП РФ. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с материалами проверки было направлено в Департамент цен и тарифов Кемеровской области для рассмотрения по существу.

Частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).

Согласно статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 части 1 статьи 5 Федерального закона "О лекарственных средствах", действующему на момент проведения проверки, установлено, что государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется путем государственного регулирования цен.

Пунктом 18 Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 782, предусмотрено, что размер розничной надбавки аптечного учреждения, осуществляющего реализацию лекарственного средства на территории субъекта Российской Федерации не должен превышать размер соответствующей предельной розничной надбавки, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителя лекарственных средств и изделий медицинского назначения установлены постановлением департамента цен и тарифов Кемеровской области от 24.02.2010 № 6 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения».

В соответствии с 2 Постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области №6 от 24.02.2010 года « Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения» (вступившего в силу с 10.03.2010 года), остатки лекарственных средств и изделий медицинского назначения в торговой сети на дату вступления в силу постановления, подлежат реализации по ценам, сформированным до даты вступления в силу данного постановления. Постановлением №15 от 06.04.2010 года в указанное вышнее Постановление были внесены изменения, согласно которому п.2 - остатки лекарственных средств и изделий медицинского назначения в торговой сети на дату вступления в силу настоящего постановления подлежат переоценке, исходя из оптовых, розничных надбавок, утвержденных настоящим постановлением.

Судом установлено, что прокуратурой г. Ленинска-Кузнецкого проведена проверка ценообразования на отдельные лекарственные препараты в принадлежащей ООО «Система Гарант» директором которого является Алексеев О.А. аптеке, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которой установлены следующие обстоятельства.

<данные изъяты>» осуществляла реализацию лекарственных препаратов в аптеке - «Контрикал» 10 мл. 10 амп., полученный по счету-фактуре от <дата> <номер> и приобретенный по цене 846,52 руб., по цене 990,4 руб. Данный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный правительством РФ. Предельная розничная надбавка к фактической цене производителя установлена в размере 15%. Фактически применена розничная надбавка в размере 17,3 %, т.е. превышена предельная розничная надбавка к цене производителя на 2.3. процентных пунктов. Также осуществлялась реализация лекарственного средства «Гептрал» 400 мг, полученного по счету-фактуре от <дата> <номер> приобретенного по цене 1 575,93 руб., по цене 1 843,80 руб. Данный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный правительством РФ. Предельная розничная надбавка к фактической цене производителя установлена в размере 15%. Фактически применена розничная надбавка в размере 17% - превышена предельная розничная надбавка к цене завода-изготовителя на 2 процентных пункта.

Алексеев О.В., являясь <данные изъяты>», отвечает за правильность ценообразования лекарственных средств, реализуемых в аптеках.

Таким образом, начальник Департамента цен и тарифов Кемеровской области пришел к правильному выводу о наличии в указанных действиях <данные изъяты> Алексеева О.А. состава вменяемого ему административного правонарушения.

Суд не может принять во внимание доводы Алексеева О.А. в той части, что п.2 Постановления № 6 от 24.02.2010 года в редакции от 06.04.2010 года противоречит действующему законодательству, а потому его применение на правоотношения, возникшие до 01.01.2010 года, не распространяется, и, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку данный спор уже являлся объектом рассмотрения Кемеровского областного суда (л.д.57-59) и Верховного суда Российской Федерации (л.д.112-114), ему дана правовая оценка. Рассматривать указанный довод Алексеева О.А. в настоящем судебном заседании не входит в полномочия городского суда.

Доводы жалобы об изменении объективной стороны состава административного правонарушения в постановлении от <дата> по сравнению с постановлением от <дата>, а именно, о том, что в постановлении от <дата> указано «переоценка остатков лекарственных средств произведена без учета предельных оптовых и предельных розничных надбавок», а в постановлении от <дата> – «не произведена переоценка остатков лекарственных средств», суд находит надуманными, поскольку заявителем произведена замена понятий.

Доводы жалобы Алексеева О.А. о том, что в постановлении прокурора от <дата> указаны проценты превышения торговой надбавки по препарату «Контрикал» 17,а в постановлении от <дата> указаны проценты превышения торговой надбавки по препарату как 17,3,по препарату «Гептрал» 17 и 18,6 процентов, суд расценивает как описки, не повлекшие по существу на принятие незаконного решения, так как в постановлении прокурора от <дата> речь идет о завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации образует завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному). Указанная заявителем ссылка является описанием обстоятельств совершенного административного правонарушения, при этом, «переоценка остатков лекарственных средств произведена без учета предельных оптовых и предельных розничных надбавок» либо «не произведена переоценка остатков лекарственных средств, согласно постановлению Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 06.04.2010 года № 15 «О внесении изменения в постановление департамента цен и тарифов Кемеровской области от 24.02.2010 года № 6 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения» несет одинаковую смысловую нагрузку и фиксирует факт совершения Алексеевым О.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 КоАП РФ.

Таким образом, постановление начальника департамента цен и тарифов Кемеровской области основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, а потому, с учетом выше изложенного суд считает, что доводы жалобы Алексеева О.А. не нашли своего подтверждения в судебном заседании и суд не находит оснований к отмене обжалуемого постановления Департамента цен и тарифов КО от 04.06.2010 года.

Руководствуясь ст. 30.7ч.1 п.1 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника Департамента цен и тарифов Кемеровской области по делу от административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от <дата> в отношении Алексеева О.А. оставить без изменения, а жалобу Алексеева О.А. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья: (подпись)

Верно

Судья:                                                                                             Н.А. Горюнова