Дело № 2-321
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий «16» августа 2010 года
Федеральный судья Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области Гарбар И.Ю.
с участием помощника прокурора Ленинск-Кузнецкого района Носковой М.А.
при секретаре Алексанян К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинск-Кузнецкого района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинск-Кузнецкого района, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия территориальной избирательной комиссии Ленинск-Кузнецкого района и избирательной комиссии муниципального образования «Краснинское сельское поселение» по составлению схемы границ избирательных округов.
Требования заявитель мотивировал тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено следующее: Решением Краснинского сельского Совета народных депутатов № 153 от 21.06.2010 года «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов в органы местного самоуправления на Краснинской сельской территории» утверждена схема границ избирательных округов по выборам депутатов Краснинского сельского Совета народных депутатов и главы Краснинской сельской территории, которая фактически до настоящего времени не составлена и не представлялась на утверждение.
В силу ст. 15 ч. 2 Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Ст. 3 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В соответствии с п. 30 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» избирательным округом является территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 18 данного Федерального закона для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой, помимо прочего, обозначены их границы. Представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. В силу п. 24 ст. 2 Закона Кемеровской области от 12.12.2005г. № 147-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», избирательной комиссией, организующей выборы, является избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного Закона КО избирательная комиссия, организующая в соответствии с данным Законом, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является избирательной комиссией муниципального образования. На основании п. «г» ч. 10 ст. 13 названного Закона избирательная комиссия муниципального образования составляет схему избирательных округов и передает ее на утверждение в представительный орган местного самоуправления. В соответствии с ч. 4 ст. 13 данного Закона полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.
В нарушение указанных требований закона, до настоящего времени ни территориальной избирательной комиссией Ленинск-Кузнецкого района, ни избирательной комиссией МО «Краснинское сельское поселение» схема границ избирательных округов по выборам депутатов Краснинского сельского Совета народных депутатов не составлена и не передана на утверждение в Краснинский сельский Совет народных депутатов.
Таким образом, решением Краснинского сельского Совета народных депутатов от 21.06.2010 года № 153 «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов в органы местного самоуправления на Краснинской сельской территории» утверждена несуществующая схема границ пятимандатных округов по выборам депутатов Краснинского сельского Совета народных депутатов и единого округа по выборам главы Краснинской сельской территории (приложение № 3).
В связи с этим ущемляются избирательные права граждан, проживающих на территории Краснинского сельского поселения, создаются препятствия в их реализации, нарушается принцип открытости и гласности деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов. Определить круг лиц, чьи права нарушаются, невозможно, т.к. до проведения выборов персональный состав избирателей может измениться вследствие естественных демографических процессов. Устранение данных нарушений закона не терпит отлагательства, поскольку отсутствие схем избирательных округов может привести к невозможности проведения выборов или к их недействительности.
На основании изложенного прокурор, обратившийся в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие территориальной избирательной комиссии Л-Кузнецкого района и избирательной комиссии МО «Краснинское сельское поселение» по составлению схемы границ пятимандатных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов Краснинского сельского поселения и единого округа по выборам главы Краснинской сельской территории; обязать данные избирательные комиссии составить и передать на утверждение Совета народных депутатов Краснинского сельского поселения указанные схемы в течение 3 рабочих дней; обязать Совет народных депутатов Краснинского сельского поселения не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, на внеочередном заседании утвердить представленные схемы. Решение суда прокурор просит обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинск-Кузнецкого района Носкова М.А. пояснила, что поддерживает заявленные требования только в отношении оспаривания бездействия территориальной избирательной комиссии Ленинск-Кузнецкого района. В части оспаривания бездействия избирательной комиссии МО «Краснинское сельское поселение» требования не поддерживает, поскольку в соответствии с решением избирательной комиссии Кемеровской области № 41/490-III от 06.12.2006 года «О возложении полномочий на территориальную избирательную комиссию Ленинск-Кузнецкого района» полномочия избирательной комиссии Краснинского сельского поселения были возложены на территориальную избирательную комиссию Ленинск-Кузнецкого района.
В соответствии со ст. 39 ч. 1 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Таким образом, далее суд рассматривает заявленные прокурором требования с учетом их изменений, а именно об оспаривании бездействия территориальной избирательной комиссии Ленинск-Кузнецкого района.
В судебном заседании представитель территориальной избирательной комиссии Ленинск-Кузнецкого района Лоскутова Д.В. согласилась с доводами прокурора, требования которого считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель Совета народных депутатов Краснинского сельского поселения Дергунова Е.В. пояснила, что заявленные прокурором требования считает обоснованными.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и в этой связи подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 15 ч. 2 Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Ст. 3 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В соответствии с п. 30 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» избирательным округом является территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 18 данного Федерального закона для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой, помимо прочего, обозначены их границы. Представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. В силу п. 24 ст. 2 Закона Кемеровской области от 12.12.2005г. № 147-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», избирательной комиссией, организующей выборы, является избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного Закона КО избирательная комиссия, организующая в соответствии с данным Законом, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является избирательной комиссией муниципального образования. На основании п. «г» ч. 10 ст. 13 названного Закона избирательная комиссия муниципального образования составляет схему избирательных округов и передает ее на утверждение в представительный орган местного самоуправления. В соответствии с ч. 4 ст. 13 данного Закона полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.
Судом установлено, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района, выявлены следующие нарушения исполнения законодательства о выборах: Решением Краснинского сельского Совета народных депутатов № 153 от 21.06.2010 года «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов в органы местного самоуправления на Краснинской сельской территории» утверждена схема границ избирательных округов по выборам депутатов Краснинского сельского Совета народных депутатов и главы Краснинской сельской территории (копия решение -л.д. 6-8). В соответствии с решением избирательной комиссии Кемеровской области № 41/490-III от 06.12.2006 года «О возложении полномочий на территориальную избирательную комиссию Ленинск-Кузнецкого района» полномочия избирательной комиссии Краснинского сельского поселения были возложены на территориальную избирательную комиссию Ленинск-Кузнецкого района (копия решения -л.д. 10). В нарушение требований закона, схема границ избирательных округов до настоящего времени фактически не составлена территориальной избирательной комиссией Ленинск-Кузнецкого района и не представлена на утверждение Совета народных депутатов Краснинского сельского поселения (копия справки администрации Краснинской сельской территории -л.д. 9).
Таким образом, решением Краснинского сельсовета народных депутатов № 153 от 21.06.2010 года была утверждена несуществующая схема границ пятимандатных округов по выборам депутатов Краснинского сельского Совета народных депутатов и единого округа по выборам главы Краснинской сельской территории (приложение № 3).
В результате изложенных обстоятельств ущемляются избирательные права граждан, проживающих на территории Краснинского сельского поселения, создаются препятствия в их реализации, нарушается принцип открытости и гласности деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора, действующего согласно ст. 206 ГПК РФ для совершения указанных действий - в течение 3 рабочих дней.
Также суд считает возможным, удовлетворив просьбу заявителя, обратить решение к немедленному исполнению, исходя из ст. 212 ч. 1 ГПК РФ, предусматривающей, что суд может обратить к немедленному исполнению решение, когда вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Суд пришел к выводу о немедленном исполнении решения, учитывая, что отсутствие схем избирательных округов может привести к невозможности проведения выборов или к их недействительности.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Ленинск-Кузнецкого района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие территориальной избирательной комиссии Ленинск-Кузнецкого района по составлению схемы границ пятимандатных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов Краснинского сельского поселения и единого округа по выборам главы Краснинской сельской территории.
Обязать территориальную избирательную комиссию Ленинск-Кузнецкого района составить и передать на утверждение Совета народных депутатов Краснинского сельского поселения схемы границ пятимандатных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов Краснинского сельского поселения и единого округа по выборам главы Краснинской сельской территории в течение 3 рабочих дней.
Обязать Совет народных депутатов Краснинского сельского поселения не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, на внеочередном заседании утвердить представленные избирательной комиссией схемы границ пятимандатных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов Краснинского сельского поселения и единого округа по выборам главы Краснинской сельской территории.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вынесения в Кемеровский областной суд.
Судья: Гарбар И.Ю.