Решение вынесенное по делу №2-330 по заявлению прокурора в защиту прав и интресов неопред. круга



Дело № 2-330

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий «25» августа 2010 года

Федеральный судья Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области Гарбар И.Ю.

с участием помощника прокурора Ленинск-Кузнецкого района Шулежко Е.С.

при секретаре Алексанян К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинск-Кузнецкого района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинск-Кузнецкого района, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области.

Требования заявитель мотивировал тем, что прокуратурой было рассмотрено обращение К. о нарушении его прав в связи с отказом УПФР в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе в выдаче справ­ки о задолженности по страховым взносам для обращения в налоговый орган в целях прекращения предпринимательской деятельности, и выявлены наруше­ния действующего законодательства.

Исходя из ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти.

В силу ст. 5 ч. 1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в РФ» государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Согласно ст. 8 ч. 1 названного Закона граждане имеют право на выбор места работы путем бесплатного посредничества органов службы занятости. В соответствии со ст. 3 ч. 3 указанного Закона безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в ст. 2 настоящего Закона, предусматривающей, что занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

Исходя из ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. На основании подпункта «а» пункта 1 ст. 23 данного Федерального закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. Согласно подпункта «в» пункта 1 ст. 22.3 указанного Федерального закона государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган документов, в перечень которых входит документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 ст. 6 и пунктом 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в том числе, о наличии или отсутствии задолженности.

В соответствии с Письмом ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области от 16.08.2007 № 05-4884 начальникам Управлений Пенсионного фонда РФ в городах и районах Кемеровской области разослана форма «Справка организации и индивидуаль­ному предпринимателю для предъявления в регистрирующий орган».

В силу ст. 3 ч. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования (органы контроля за уплатой страховых взносов). На основании ст. 29 ч. 3 п. 7 названного Федерального закона органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны выдавать плательщику страховых взносов по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных органа контроля за уплатой страховых взносов. Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в орган контроля за уплатой страховых взносов соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов.

Как следует из объяснения специалиста-эксперта отдела персонифицирован­ного учета администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхо­вателями и взыскания задолженности УПФР в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе М. от 25.05.2010 года, по сложившейся практике за справкой о наличии либо об отсутствии задолженности по страховым взносам в целях обращения в налоговый орган для прекращения предпринимательской деятельности заявители обращаются в устной форме.

В ходе проверки установлено, что К., обратившемуся в УПФР в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе с устной просьбой о выдаче справки о задолженности по страховым взносам, необходимой для предоставления в налоговый орган при прекращении предпринимательской деятельности, указанная справка выдана не была. Ему не разъяснялось право на обраще­ние с письменным запросом по данному поводу. Впоследствии налоговым органом обоснованно было вынесено решение об отказе в государственной регистрации при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ввиду непредставления необходимых для этого документов.

В связи с выявленными нарушениями прокурором 25.05.2010 года внесено представление начальнику УПФР в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе. Однако, при его рассмотрении не было принято мер к устранению допущенных нарушений закона, представление прокурора, вопреки установленным в ходе проверки фактам, было не­обоснованно отклонено. Из ответа начальника Управления следует, что должностными лицами права К. не нарушались. Непринятие мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, могут привести к повто­рению подобного в отношении иных граждан. Указанные нарушения могут создать препятствия в обеспечении свободной реализации гражданами права на получение справки о задолженности по страховым взносам для обращения в налоговый орган в целях прекраще­ния предпринимательской деятельности, а также воспрепятствовать им в осу­ществлении права на обеспечение занятости и защиту от безработицы. При этом круг лиц, права и законные интересы которых могут быть нарушены, оп­ределить невозможно.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы - органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ. На основании ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Таким образом, Пенсионный фонд РФ является госу­дарственным финансово-кредитным учреждением, управляющим государст­венными финансами пенсионного обеспечения, то есть осуществляющим функ­ции государственного органа РФ.

На основании изложенного прокурор, обратившийся в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений закона, указанных в представлении прокурора района от 25.05.2010 года; обязать УПФР в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе принять исчерпывающие меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, к недопущению подобных нарушений закона в будущем при рассмотрении обращений о выдаче справок.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинск-Кузнецкого района Шулежко Е.С. поддержала заявленные требования в полном объёме, которые просит удовлетворить.

В судебном заседании представитель УПФР в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Титова И.В., действующая по доверенности, не согласилась с доводами прокурора, пояснив, что К. 01.04.2010 года устно обращался в Управление по поводу выдачи справки о наличии либо отсутствии задолженности по платежам во внебюджетные фонды, необходимой для государственной регистрации в налоговом органе прекращения пред­принимательской деятельности. Несмотря на то, что К. обратился в устной форме, а не в письменной, как того требует закон, справка ему была подготовлена в электронном виде. Однако, за ней он так и не явился.

В судебном заседании заинтересованное лицо К. пояснил, что считает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Впервые за справкой о наличии либо отсутствии задолженности по стра­ховым взносам в УПФР в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе обращалась его жена ещё в декабре 2009 года, но в выдаче справки ей было отказано в связи с тем, что имеется задолженность, которую необходимо оплатить. Позже, в январе или феврале 2010 года, он обратился за справкой лично. Однако, также получил отказ. Обращался он в Управление в устной форме и о необходимости письменного обращения ему никто не пояснял, явиться за справкой предлагали после оплаты имеющейся задолженности, но произвести оплату возможности не имел в связи с отсутствием денежных средств. Поскольку он не представил в налоговый орган данную справку, ему отказали в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и он был вынужден обратиться в прокуратуру. Впоследствии, 23.06.2010 года, он обратился в Управление с письменным заявлением о выдаче справки для предоставления в налоговый орган и справку получил.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает заявленные прокурором требования законными, обоснованными и в этой связи подлежащими полному удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района было рассмотрено обращение К. л.д. 7) о нарушении его прав в связи с отказом УПФР в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе в выдаче справ­ки о задолженности по страховым взносам для обращения в налоговый орган в целях прекращения предпринимательской деятельности, и выявлены наруше­ния действующего законодательства.

Исходя из ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти. Согласно ст. 34 ч. 1 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. На основании ст. 37 ч. 1 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

В силу ст. 5 ч. 1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в РФ» государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Согласно ст. 8 ч. 1 названного Закона граждане имеют право на выбор места работы путем бесплатного посредничества органов службы занятости. В соответствии со ст. 3 ч. 3 указанного Закона безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в ст. 2 настоящего Закона, предусматривающей, что занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

Исходя из ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. На основании подпункта «а» пункта 1 ст. 23 данного Федерального закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. Согласно подпункта «в» пункта 1 ст. 22.3 указанного Федерального закона государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган документов, в перечень которых входит документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 ст. 6 и пунктом 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в том числе, о наличии или отсутствии задолженности.

В соответствии с Письмом ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области от 16.08.2007 № 05-4884 начальникам Управлений Пенсионного фонда РФ в городах и районах Кемеровской области разослана форма «Справка организации и индивидуаль­ному предпринимателю для предъявления в регистрирующий орган».

В силу ст. 3 ч. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования (органы контроля за уплатой страховых взносов). На основании ст. 29 ч. 3 п. 7 названного Федерального закона органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны выдавать плательщику страховых взносов по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных органа контроля за уплатой страховых взносов. Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в орган контроля за уплатой страховых взносов соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов.

Как следует из объяснения специалиста-эксперта отдела персонифицирован­ного учета администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхо­вателями и взыскания задолженности УПФР в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе М. от 25.05.2010 года, по сложившейся практике за справкой о наличии либо об отсутствии задолженности по страховым взносам в целях обращения в налоговый орган для прекращения предпринимательской деятельности заявители обращаются в устной форме л.д. 9).

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что К., обратившемуся в УПФР в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе с устной просьбой о выдаче справки о задолженности по страховым взносам, необходимой для предоставления в налоговый орган при прекращении предпринимательской деятельности, указанная справка выдана не была. Ему не разъяснялось право на обраще­ние с письменным запросом по данному поводу. Впоследствии налоговым органом обоснованно было вынесено решение об отказе в государственной регистрации при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ввиду непредставления необходимых для этого документов.

В связи с выявленными нарушениями прокурором 25.05.2010 года внесено представление начальнику УПФР в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе л.д. 10-13). Однако, при его рассмотрении не было принято мер к устранению допущенных нарушений закона, представление прокурора, вопреки установленным в ходе проверки фактам, было не­обоснованно отклонено. Из ответа начальника Управления следует, что должностными лицами права К. не нарушались л.д. 14-15). Непринятие мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, могут привести к повто­рению подобного в отношении иных граждан. Указанные нарушения могут создать препятствия в обеспечении свободной реализации гражданами права на получение справки о задолженности по страховым взносам для обращения в налоговый орган в целях прекраще­ния предпринимательской деятельности, а также воспрепятствовать им в осу­ществлении права на обеспечение занятости и защиту от безработицы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы - органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ. На основании ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Таким образом, Пенсионный фонд РФ является госу­дарственным финансово-кредитным учреждением, управляющим государст­венными финансами пенсионного обеспечения, то есть осуществляющим функ­ции государственного органа РФ.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора, действующего согласно ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Поскольку заявитель в данном случае освобожден от уплаты государственной пошлины согласно ст. 333.36 ч. 1 п. 9 НК РФ, госпошлина подлежит взысканию с УПФР в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе на основании ст. 103 ГПК РФ, в размере, предусмотренном ст. 333.19 ч. 1 п. 7 НК РФ, то есть 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Ленинск-Кузнецкого района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений закона, указанных в представлении прокурора района от 25.05.2010 года.

Обязать Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области принять исчерпывающие меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, к недопущению подобных нарушений закона в будущем при рассмотрении обращений о выдаче справок.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области государственную пошлину в доход государства в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вынесения в Кемеровский областной суд.

Судья: Гарбар И.Ю.