Дело № 2-351
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области Мышкин Е.М.
при секретаре Багидаевой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании «27» сентября 2010 года в г. Ленинске-Кузнецком гражданское дело по иску Прокурора Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО «Апис» о присуждении к исполнению обязанности,
У С ТА Н О В И Л:
Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой, на основании информации Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Апис» (далее Общество).
Проверкой установлено, что Общество было создано в 2004 году. Основными видами деятельности Общества является производство строительно-монтажных работ и оказание жилищно-коммунальных услуг. В производственной деятельности Общество эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в том числе 4 котельные, *** при этом у Общества отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ, не проводится производственный контроль за количеством и качеством выбросов загрязняющих веществ, отсутствует план воздухоохранных мероприятий, отсутствуют установки очистки газов.
Действия Общества грубо нарушают требования природоохранного законодательства по следующим основаниям.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения в соответствии с п^ 2 ст. 15
Конституции РФ обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха согласно ст. 3 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 (далее Закон) основывается на принципах: приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 2 Закона).
В соответствии со ст. 30 Закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст. 25 Закона производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды.
Из пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы допустимых выбросов.
Выброс химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и лимитов на выбросы, согласно п.п. 1 и 4 статьи 23 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 допускается на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством
Согласно п.п. 5.3.3.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 Управление Ростехнадзора выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. Приказом Ростехнадзора от 07.02.2007 N 56 утверждена форма разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 8 (п/п 8.1) «Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» (утв. Приказом
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 288) основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом (далее -Заявитель) заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту, и следующих документов: утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям. Согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту.
Таким образом, осуществление Обществом выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в отсутствие специального разрешения противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» из которых следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
Согласно ч.1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают исковые дела е участием организаций о защите нарушенных прав, по спорам, возникающим из экологических, земельных и иных правоотношений.
Защита гражданских прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности.
На основании изложенного, Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор просит: Обязать ООО «Апис»:
с 01.10.2010 года организовать производственный контроль за
охранной атмосферного воздуха на предприятии;
до 01.11.2010 провести инвентаризацию источников выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
до 01.12.2010 разработать проект нормативов предельно допустимых
выбросов (ПДВ) в атмосферу;
до 20.12.2010 в соответствии с п. 8 (п/п 8.1) «Административного
регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче
разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду»
(утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации от 31 октября 2008 г. N 288) представить в Южно-Сибирское
Управление Ростехнадзора заявление о выдаче разрешения на выбросы
загрязняющих веществ в окружающую среду, оформленного в соответствии с
Приложением 1 к Регламенту с приложением следующих документов:
утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
до 30.12.2010 обеспечить установку оборудования по очистке газов,
выбрасываемых в атмосферный воздух.
В судебное заседание представители Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры не явились, просят рассмотреть дело без своего участия, на исковых требованиях настаивают в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО «Апис» директор Шевцов Е.Ю. исковые требования по существу полностью признал, просит перенести все требуемые сроки на один месяц позже в связи с имущественным положением предприятия.
Суд, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом.
Суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В деле имеются доказательства, подтверждающие как обоснованность заявленных исковых требований, так и доказательства, свидетельствующие о том, что принятие судом признания иска представителем ответчика возможно в силу того, что это не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.
В то же время суд считает возможным изменить требуемые сроки исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Апис»:
с 01.11.2010 года организовать производственный контроль за
охранной атмосферного воздуха на предприятии;
до 01.12.2010 года провести инвентаризацию источников выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
до 31.12.2010 года разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу;
до 20.01.2011 года в соответствии с п. 8 (п/п 8.1) «Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РоссийскойФедерации от 31 октября 2008 г. N 288) представить в Южно-Сибирское Управление Ростехнадзора заявление о выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, оформленного в соответствии с Приложением 1 к Регламенту с приложением следующих документов:
утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
до 30.01.2011 года обеспечить установку оборудования по очистке газов, выбрасываемых в атмосферный воздух.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течении 10 суток.
Судья Мышкин Е.М.