Дело № 2-379/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области Долгих Н.В.
с участием помощника прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Шулежко Е.С.
при секретаре Купцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании «30» сентября 2010 года в г. Ленинске-Кузнецком гражданское дело по заявлению прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, об обязании принять меры к устранению допущенных нарушений закона по постановке на учет в качестве бесхозяйных ГТС, установлении срока для выполнения вышеуказанных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет гидротехнических сооружений, расположенных на территории поселения, в качестве бесхозяйных, об обязании администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области принять меры к устранению допущенных нарушений закона по постановке на учет в качестве бесхозяйных ГТС: пруд на р. Сухая, расположенный в районе с. Шабаново Ленинск-Кузнецкого района, объемом 888,7 тыс.м3, пруд на р. Камышная, расположенный в районе п. Южный Ленинск-Кузнецкого района, объемом 42,3 тыс.м3, пруд на ручье Малый Ипатов, расположенный в районе с. Покровка Ленинск-Кузнецкого района, объемом 107,4 тыс.м3, запруда на логу, впадающая в ручей Малый Ипатов, расположенная в районе с. Покровка Ленинск-Кузнецкого района, объемом 35,6 тыс.м3, об установлении срока для выполнения вышеуказанных действий - три месяца со дня вступления в силу решения суда.
Свои доводы прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области мотивирует тем, что прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Ленинск-Кузнецкого района, и выявлены нарушения федерального законодательства.
На основании ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст.42 Конституции России, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии.
На основании п.п.8 и 23 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 1.3 распоряжения администрации Кемеровской области № 258-р от 07.03.2001 года «О мерах по подготовке бесхозяйных ГТС к пропуску ледохода и паводковых вод», органам местного самоуправления рекомендовано поставить бесхозяйные гидротехнические сооружения, признанные таковыми в установленном законом порядке, на баланс администраций, или определить собственника данных сооружений до 01.07.2001 года. Согласно п.4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, в порядке, предусмотренном статьей 225 ГК РФ.
В соответствии с п.4 вышеуказанного Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В ходе проверки установлено, что на территории Шабановского сельского поселения находятся 4 гидротехнических сооружения, не имеющие собственника либо эксплуатирующей организации:
пруд на р. Сухая, расположенный в районе с. Шабаново Ленинск-Кузнецкого района, объемом 888,7 тыс.м3,
пруд на р. Камышная, расположенный в районе п. Южный Ленинск-Кузнецкого района, объемом 42,3 тыс.м3,
пруд на ручье Малый Ипатов, расположенный в районе с. Покровка Ленинск-Кузнецкого района, объемом 107,4 тыс.м3,
запруда на логу, впадающая в ручей Малый Ипатов, расположенная в районе с. Покровка Ленинск-Кузнецкого района, объемом 35,6 тыс.м3.
При этом администрация Шабановского сельского поселения не принимает мер к постановке указанных ГТС на учет в качестве бесхозяйных.
Отсутствие собственника указанных ГТС влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с гибелью людей и причинением вреда здоровью, причинением имущественного ущерба, а также ухудшению экологической ситуации.
Определить круг лиц, в интересах которых прокурор обращается с данным заявлением, не возможно, поскольку пострадать от возможных негативных последствий могут как люди, проживающие в районе поселков Шабаново, Южный и Покровка, так и те, кто может проживать в данных населенных пунктах в будущем, а также приезжающие в целях отдыха и другие.
Согласно ст.225 ГК РФ, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Прокурору о незаконном бездействии органа местного самоуправления стало известно 26.07.2010 года, с момента получения ответа на требование о предоставлении сведений и документов в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Следовательно, трехмесячный срок, установленный ст.256 ГПК РФ, прокурором не пропущен.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Шулежко Е.С. заявленные прокурором Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области требования поддержала. Просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет гидротехнических сооружений, расположенных на территории поселения, в качестве бесхозяйных, обязать администрацию Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области принять меры к устранению допущенных нарушений закона по постановке на учет в качестве бесхозяйных ГТС: пруд на р. Сухая, расположенный в районе с. Шабаново Ленинск-Кузнецкого района, объемом 888,7 тыс.м3, пруд на р. Камышная, расположенный в районе п. Южный Ленинск-Кузнецкого района, объемом 42,3 тыс.м3, пруд на ручье Малый Ипатов, расположенный в районе с. Покровка Ленинск-Кузнецкого района, объемом 107,4 тыс.м3, запруда на логу, впадающая в ручей Малый Ипатов, расположенная в районе с. Покровка Ленинск-Кузнецкого района, объемом 35,6 тыс.м3, установить срок для выполнения вышеуказанных действий - три месяца со дня вступления в силу решения суда.
Представитель заинтересованного лица администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области в судебное заседание, назначенное на 30.09.2010 года, не явился, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. С заявленными требованиями согласен в полном объеме л.д.9/.
Суд, заслушав помощника прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Шулежко Е.С., исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.8, 23 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 1.3 распоряжения администрации Кемеровской области № 258-р от 07.03.2001 года «О мерах по подготовке бесхозяйных ГТС к пропуску ледохода и паводковых вод», органам местного самоуправления рекомендовано поставить бесхозяйные гидротехнические сооружения, признанные таковыми в установленном законом порядке, на баланс администраций, или определить собственника данных сооружений до 01.07.2001 года.
Согласно п.4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, в порядке, предусмотренном статьей 225 ГК РФ.
В соответствии с п.4 вышеуказанного Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В судебном заседании было установлено, что прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Ленинск-Кузнецкого района, и были выявлены нарушения федерального законодательства. Данное обстоятельство подтверждается докладной запиской по результатам проверки состояния законности в сфере обеспечения безопасности ГТС л.д.11/.
Из результатов данной проверки, как установил суд, следует, что на территории Шабановского сельского поселения находятся 4 гидротехнических сооружения, не имеющие собственника либо эксплуатирующей организации: пруд на р. Сухая, расположенный в районе с. Шабаново Ленинск-Кузнецкого района, объемом 888,7 тыс.м3, пруд на р. Камышная, расположенный в районе п. Южный Ленинск-Кузнецкого района, объемом 42,3 тыс.м3, пруд на ручье Малый Ипатов, расположенный в районе с. Покровка Ленинск-Кузнецкого района, объемом 107,4 тыс.м3,запруда на логу, впадающая в ручей Малый Ипатов, расположенная в районе с. Покровка Ленинск-Кузнецкого района, объемом 35,6 тыс.м3.
То обстоятельство, что вышеуказанные гидротехнические сооружения не имеют собственника, не имеют эксплуатирующей организации подтверждается справкой КУМИ администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области № 1203/1 от 23.09.2010 года л.д.10/, а также сводным перечнем ГТС л.д.7/.
Отсутствие собственника указанных ГТС влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с гибелью людей и причинением вреда здоровью, причинением имущественного ущерба, а также ухудшению экологической ситуации.
В судебном заседании было установлено, что до настоящего времени администрация Шабановского сельского поселения не приняла мер к постановке указанных ГТС на учет в качестве бесхозяйных.
Вместе с тем, согласно ст. 225 ГК РФ, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Таким образом, основываясь на доказательствах, исследованных судом, а также вышеуказанных требованиях закона, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором, действующим в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.197-198, 245, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет гидротехнических сооружений, расположенных на территории поселения, в качестве бесхозяйных.
Обязать администрацию Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области принять меры к устранению допущенных нарушений закона по постановке на учет в качестве бесхозяйных ГТС:
- пруд на р. Сухая, расположенный в районе с. Шабаново Ленинск-Кузнецкого района, объемом 888,7 тыс.м3,
- пруд на р. Камышная, расположенный в районе п. Южный Ленинск-Кузнецкого района, объемом 42,3 тыс.м3,
- пруд на ручье Малый Ипатов, расположенный в районе с.Покровка Ленинск-Кузнецкого района, объемом 107,4 тыс.м3,
- запруда на логу, впадающая в ручей Малый Ипатов, расположенная в районе с.Покровка Ленинск-Кузнецкого района, объемом 35,6 тыс.м3.
Установить администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области срок для выполнения вышеуказанных действий - три месяца со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Н.В. Долгих