Дело № 2-406/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий «15» октября 2010 год
Судья Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области Долгих Н.В.
с участием помощника прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Носковой М.А.
при секретаре Купцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области в защиту прав и интересов обучающихся в МОУ «ДООШ» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области по обеспечению содержания здания МОУ «ДООШ», об обязании органа местного самоуправления - Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области устранить допущенные нарушения закона, а именно произвести ремонт или замену оконных блоков в МОУ «ДООШ», приведя их в соответствие с требованиями санитарного законодательства, об установлении срока для добровольного исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов обучающихся в МОУ «ДООШ» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области по обеспечению содержания здания МОУ «ДООШ», об обязании органа местного самоуправления - Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области устранить допущенные нарушения закона, а именно произвести ремонт или замену оконных блоков в МОУ «ДООШ», приведя их в соответствие с требованиями санитарного законодательства, об установлении срока для добровольного исполнения решения суда в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в силу, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования детей.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов местного самоуправления.
В силу ч.1 ст.43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование.
На основании ч.ч.1,2 ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст.12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.
В силу ч.ч. 1, 2, 4 ст.41 Закона Российской Федерации «Об образовании», деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося воспитанника, а также на иной основе. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится, помимо прочего, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п.3 ч.3 ст.32 вышеуказанного закона, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства. Санитарно-эпидемиологические правила № 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных школах» направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования, в том числе, к зданию общеобразовательного учреждения; воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения. Согласно п.2.5.4, 2.5.5. СанПиН № 2.4.2.1178-02, площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
В нарушение указанных требований законодательства, органами местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого района не обеспечивается содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений и как следствие муниципальными учреждениями нарушаются требования санитарных правил и норм, ненадлежащим образом осуществляется охрана жизни и здоровья обучающихся.
Так, Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Ленинске-Кузнецком и г. Полысаево, Ленинск-Кузнецком районе выявлено нарушение санитарных правил и норм, связанных с ветхостью оконных блоков и отсутствием, в связи с этим, возможности проветривания помещения в МОУ «ДООШ», о чём 02.03.2009 года было вынесено предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Выявленные Роспотребнадзором нарушения СанПиН не были устранены, в связи с чем, вносилось аналогичное предписание 20.11.2009 года.
В ходе проверки готовности школы к новому 2010/2011 учебному году выявлено, что в МОУ «ДООШ» замена оконных блоков не произведена, рамы ветхие.
В ходе проверки прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района установлено, что здание МОУ «ДООШ» построено в 1955 году, оконные блоки ни разу не менялись. В настоящее время оконные блоки настолько ветхие, что не представляется возможности их открыть. В 2010 году в учебных кабинетах сделаны форточки, однако они не обеспечивают надлежащее сквозное проветривание учебных помещений. Кроме того, в настоящее время оконные блоки в МОУ «ДООШ» представляют опасность для жизни и здоровья обучающихся, так как при сильном ветре выпадают внутрь помещения. Так, 09.09.2010 года в кабинете химии, где на данный момент не было обучающихся, выпало стекло внутрь кабинета и разбилось между партами, за которыми занимаются дети.
Установлено, что директор МОУ «ДООШ» с 2002 года обращается в администрацию Ленинск-Кузнецкого района с заявками на замену оконных блоков, однако получает отказ в связи с отсутствием финансирования.
Выявленные нарушения закона, связанные с ненадлежащим обеспечением Управлением образования администрации Ленинск-Кузнецкого района содержания здания МОУ «ДООШ» могут повлечь неблагоприятные последствия в виде заболевания обучающихся инфекционными заболеваниями из-за отсутствия надлежащего проветривания, а также причинения вреда их жизни и здоровью.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, заявление может быть подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Определить круг лиц, чьи права нарушаются, невозможно, так как персональный состав обучающихся, педагогического коллектива, персонала может измениться вследствие естественных демографических процессов.
Согласно ч.4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в их интересах.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Носкова М.А. заявленные прокурором Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области требования поддержала в полном объеме. Просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области по обеспечению содержания здания МОУ «ДООШ», обязать орган местного самоуправления - Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области устранить допущенные нарушения закона, а именно произвести ремонт или замену оконных блоков в здании МОУ «ДООШ», приведя их в соответствие с требованиями санитарного законодательства, установить срок для добровольного исполнения решения суда в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в силу.
Представитель заинтересованного лица Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Мальцева Н.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что находит заявленные требования обоснованными и не возражает против их удовлетворения.
Суд, заслушав помощника прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Носкову М.А., представителя заинтересованного лица Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Мальцеву Н.Н., исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4 ст.41 Закона Российской Федерации «Об образовании», деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося воспитанника, а также на иной основе. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п.3 ч.3 ст.32 вышеуказанного закона, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства. Санитарно-эпидемиологические правила № 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных школах» направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования, в том числе, к зданию общеобразовательного учреждения; воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения. В соответствии с п.2.5.4, 2.5.5. СанПиН № 2.4.2.1178-02, площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования детей, и были выявлены нарушения федерального законодательства. Данное обстоятельство подтверждается докладной запиской о результатах проверки исполнения законодательства, направленного на общедоступность, бесплатность и безопасность общего образования л.д.23-26/.
Из результатов данной проверки, как установил суд, следует, что здание МОУ «ДООШ» построено в 1955 году, оконные блоки ни разу не менялись. Оконные блоки ветхие, а потому не представляется возможности их открывать с целью проветривания.
Также судом установлено, что в 2010 году в учебных кабинетах были сделаны форточки, однако они не обеспечивают надлежащее сквозное проветривание учебных помещений. Кроме того, в настоящее время оконные блоки в МОУ «ДООШ» представляют опасность для жизни и здоровья обучающихся, так как с учетом их ветхости, при сильном ветре, есть вероятность того, что оконные блоки со стеклами могут выпасть, как во внутрь помещения, так и на территорию школы, что может привести к неблагоприятным последствиям для обучающихся, педагогического коллектива, персонала школы.
Судом было установлено, что 09.09.2010 года в кабинете химии, где на тот момент не было обучающихся, выпало стекло внутрь кабинета и разбилось между партами, за которыми занимаются дети. Данное обстоятельство подтверждается объяснением заместителя директора МОУ «Драченинская основная общеобразовательная школа» Т., имеющимися в материалах дела л.д.11/.
То обстоятельство, что имеют место нарушения санитарных норм и правил, связанных с ветхостью оконных блоков и отсутствием, в связи с этим, возможности проветривания помещения в МОУ «ДООШ», подтверждается также предписанием № 3674 от 20.11.2009 года Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Ленинске-Кузнецком и г. Полысаево, Ленинск-Кузнецком районе л.д. 12-13/, а также актом проверки готовности МОУ «ДООШ» к новому 2010/2011 учебному году Управления образования Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области от 28.07.2010 года, согласно которого установлено, что в МОУ «Драченинская основная общеобразовательная школа» необходима замена оконных блоков л.д. 7-9/.
Судом также установлено, что МОУ «ДООШ» неоднократно обращалось в администрацию Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области с заявками на замену оконных блоков л.д. 14-22/, однако до настоящего времени вопрос по обеспечению содержания здания МОУ «ДООШ» не решен.
Выявленные нарушения закона, связанные с ненадлежащим обеспечением Управлением образования администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области содержания здания МОУ «ДООШ» могут повлечь неблагоприятные последствия в виде заболевания обучающихся инфекционными заболеваниями из-за отсутствия надлежащего проветривания, а также причинения вреда их жизни и здоровью.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени Управление образования администрация Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области не приняло мер по обеспечению содержания здания МОУ «ДООШ», о чем свидетельствует справка № 803 от 02.10.2010 года МОУ «ДООШ» л.д. 10/.
Таким образом, основываясь на доказательствах, исследованных судом, а также вышеуказанных требованиях закона, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором, действующим в соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов обучающихся в МОУ «ДООШ» требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 197-198, 245, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области по обеспечению содержания здания МОУ «ДООШ».
2. Обязать орган местного самоуправления - Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области устранить допущенные нарушения закона, а именно произвести ремонт или замену оконных блоков в МОУ «ДООШ», приведя их в соответствие с требованиями санитарного законодательства.
3. Установить органу местного самоуправления - Управлению образования администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области срок для добровольного исполнения решения суда - два месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Решение вступило в законную силу «26» октября 2010 года
Судья Н.В.Долгих