Решение по иску Кемеровского природоохранного прокурора к ОАО `Шахта `Алексиевская` о понуждении к совершению действий.



Дело №2-179

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий

Кемеровской области                                                       «20» июня 2011 года

Ленинск-Кузнецкий районный суд в составе судьи Гарбар И.Ю.

при секретаре Алексанян К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора к Открытому акционерному обществу «Шахта «Алексиевская» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Шахта «Алексиевская» о понуждении к совершению действий по соблюдению предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Требования истец мотивировал тем, что ОАО «Шахта «Алексиевская», "***", в процессе осуществления уставной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия является, в силу ст.4 названного Федерального закона, атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, неотъемлемая часть среды обитания человека. В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего обеспечение экологической безопасности, осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды, которое заключается в установлении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (ч.ч.1,2 ст.19 ФЗ). Ст.22 данного Федерального закона к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относит нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимых выбросов - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды (ст.1 ФЗ). Согласно ст.23 ч.4 указанного Федерального закона выбросы химических и иных веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании специальных разрешений. Как предусмотрено ч.1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы (ПДВ) и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В соответствии со ст.12 ч.3 вышеуказанного Федерального закона предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха, эксплуатируемыми ОАО «Шахта Алексиевская», являются: "***". Для осуществления выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками ответчику было выдано соответствующее Разрешение №*** сроком действия с "ххх" по "ххх". Указанным разрешением установлены перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу (в пределах утвержденных нормативов ПДВ).

В силу ч.1 ст.21, ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов таких выбросов, планировать и осуществлять мероприятия по сокращению выбросов в атмосферный воздух.

Как установлено в ходе проведенной прокуратурой проверки, в 2010 году ответчиком было выброшено в атмосферу №*** тонн загрязняющих веществ. При этом выбросы "***" превысили установленные Разрешением нормативы ПДВ, что подтверждается формой государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2010 год. Ранее по итогам "ххх" органом государственного экологического контроля также устанавливался факт осуществления ответчиком выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов. Из расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу за "ххх", исчисленной ОАО «Шахта «Алексиевская», усматривается превышение нормативов ПДВ "***".

Из ч.3 ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что природопользователи обязаны соблюдать установленные им нормативы допустимых выбросов, превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, ОАО «Шахта «Алексиевская» эксплуатируется "***" для которой нормативы предельно допустимых выбросов не устанавливались и Разрешение на выброс загрязняющих веществ от данного стационарного источника загрязнения атмосферы не выдавалось. По смыслу ч.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании разрешения, выданного органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.2010г. № 717, приказом Росприроднадзора от 29.09.2010г. № 283 полномочия по установлению нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). В целях получения разрешения на выбросы ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п.8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. № 183, п.4 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.08.1992г. № 545, обязывают юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов в атмосферу, обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на основе проектной документации и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

По факту несоблюдения установленных нормативов выбросов при эксплуатации стационарных источников загрязнения атмосферы, осуществления выброса загрязняющих веществ от модульной котельной в отсутствие необходимого разрешения ОАО «Шахта «Алексиевская» неоднократно привлекалось к административной ответственности в виде административных штрафов, что подтверждается соответствующими постановлениями. Поскольку нормативы допустимых выбросов устанавливаются в целях обеспечения охраны атмосферного воздуха (ч.2 ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха), то выявленные в деятельности ОАО «Шахта «Алексиевская» факты выбросов загрязняющих веществ с превышением нормативов ПДВ, а также в отсутствие установленных нормативов свидетельствуют о нарушении условий выданного Разрешения на выброс загрязняющих веществ, о нарушении требований к охране атмосферного воздуха.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

На реализацию этого права направлено установление для природопользователей нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу), гарантирующих сохранение благоприятной окружающей среды, а также законодательное закрепление для природопользователей обязанности по соблюдению установленных нормативов и ответственности за их превышение (ч.1 и ч.2 ст.19, ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Осуществление ОАО «Шахта «Алексиевская» выбросов вредных веществ в атмосферу в нарушение требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» свидетельствует о нарушении права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, которая не должна оказывать вредного воздействия на человека. В соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

На основании изложенного прокурор, обратившийся в суд согласно ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать ОАО «Шахта «Алексиевская» обеспечить соблюдение предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленных Разрешением от №*** года №***, а также понудить ответчика обеспечить разработку предельно допустимых выбросов для модульной котельной, "***"», и для получения разрешения на выбросы в атмосферу указанным стационарным источником представить до 01.11.2011 года в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области разработанный проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу.

В судебное заседание Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор не явился, представил суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, которое суд считает подлежащим удовлетворению в соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Шахта «Алексиевская» Соколовская Н.А., действующая по доверенности, пояснила, что исковые требования признает в полном объеме, в настоящее время принимаются меры по устранению указанных прокурором нарушений.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковые требования законными, обоснованными и в этой связи подлежащими полному удовлетворению.

Судом установлено, что предметом деятельности ОАО «Шахта «Алексиевская» является добыча каменного угля подземным и открытым способом, переработка, реализация угля и других природных ресурсов. В процессе осуществления уставной деятельности ответчик оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в число принципов, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, входят: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия является, в силу ст.4 названного Федерального закона, атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, неотъемлемая часть среды обитания человека. В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего обеспечение экологической безопасности, осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды, которое заключается в установлении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (ч.ч.1,2 ст.19 ФЗ). Ст.22 данного Федерального закона к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относит нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимых выбросов - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды (ст.1 ФЗ). Согласно ст.23 ч.4 указанного Федерального закона выбросы химических и иных веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании специальных разрешений.

Как предусмотрено ч.1 ст.14 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы (ПДВ) и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В соответствии со ст.12 ч.3 данного Федерального закона предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха, эксплуатируемыми ОАО «Шахта Алексиевская», являются: "***".

Для осуществления выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками ответчику было выдано соответствующее Разрешение от "ххх" №*** сроком действия с "ххх" по "ххх" (копия разрешения - л.д.7). Указанным разрешением установлены, в пределах утвержденных нормативов ПДВ, перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу (копия приложения к разрешению - л.д.8).

Исходя из ч.1 ст.21, ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов таких выбросов, планировать и осуществлять мероприятия по сокращению выбросов в атмосферный воздух.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в 2010 году ответчиком было выброшено в атмосферу №*** тонн загрязняющих веществ. При этом выбросы "***" превысили установленные Разрешением нормативы ПДВ, что подтверждается формой государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2010 год (л.д.9-10). Ранее по итогам "ххх" органом государственного экологического контроля также устанавливался факт осуществления ответчиком выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов. Из расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу за "ххх", исчисленной ОАО «Шахта «Алексиевская», усматривается превышение нормативов ПДВ "***" (л.д.18,19).

Из ч.3 ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что природопользователи обязаны соблюдать установленные им нормативы допустимых выбросов, превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, ОАО «Шахта «Алексиевская» эксплуатируется модульная котельная, оборудованная котлами «Гефест», для которой нормативы предельно допустимых выбросов не устанавливались и Разрешение на выброс загрязняющих веществ от данного стационарного источника загрязнения атмосферы не выдавалось.

По смыслу ч.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании разрешения, выданного органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.2010г. № 717, приказом Росприроднадзора от 29.09.2010г. № 283 полномочия по установлению нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). В целях получения разрешения на выбросы ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п.8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. № 183, п.4 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.08.1992г. № 545, обязывают юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов в атмосферу, обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на основе проектной документации и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В связи с несоблюдением установленных нормативов выбросов при эксплуатации стационарных источников загрязнения атмосферы, осуществлением выброса загрязняющих веществ от модульной котельной в отсутствие необходимого разрешения ОАО «Шахта «Алексиевская» неоднократно привлекалось к административной ответственности в виде административных штрафов, что подтверждается копиями постановлений о назначении административного наказания №*** от "ххх" (л.д.12-15), № №*** от "ххх" (л.д.16-17).

Поскольку нормативы допустимых выбросов устанавливаются в целях обеспечения охраны атмосферного воздуха (ч.2 ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха), то выявленные в деятельности ОАО «Шахта «Алексиевская» факты выбросов загрязняющих веществ с превышением нормативов ПДВ, а также в отсутствие установленных нормативов свидетельствуют о нарушении условий выданного Разрешения на выброс загрязняющих веществ, о нарушении требований к охране атмосферного воздуха.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

На реализацию этого права направлено установление для природопользователей нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу), гарантирующих сохранение благоприятной окружающей среды, а также законодательное закрепление для природопользователей обязанности по соблюдению установленных нормативов и ответственности за их превышение (ч.1 и ч.2 ст.19, ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Осуществление ОАО «Шахта «Алексиевская» выбросов вредных веществ в атмосферу в нарушение требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» свидетельствует о нарушении права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, которая не должна оказывать вредного воздействия на человека.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что представитель ответчика иск полностью признал, суд считает, что исковые требования прокурора, действующего согласно ст.45 ГПК РФ в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, необходимо удовлетворить.

Поскольку прокурор в данном случае освобожден от уплаты государственной пошлины согласно ст.333.36 ч.1 п.9 НК РФ, госпошлина подлежит взысканию с ответчика в соответствии со ст.103 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать ОАО «Шахта «Алексиевская» обеспечить соблюдение предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленных Разрешением от "ххх" №***/атмЛ-Кр;

Понудить ОАО «Шахта «Алексиевская» обеспечить разработку предельно допустимых выбросов для модульной котельной, "***" и для получения разрешения на выбросы в атмосферу указанным стационарным источником представить до "ххх" в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области разработанный проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу.

Взыскать с ОАО «Шахта «Алексиевская» государственную пошлину в доход государства в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в Кемеровский областной суд.

Судья:                                                                                Гарбар И.Ю.