Дело № 2-297/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий «09» июля 2012 год
Судья Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области Долгих Н.В.
с участием помощника прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Голошумова Н.С.
при секретаре Купцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области, об обязании органа местного самоуправления – администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области устранить допущенное нарушение путем ликвидации несанкционированной свалки, об установлении органу местного самоуправления – администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области срока для ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области, об обязании органа местного самоуправления – администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области устранить допущенное нарушение путем ликвидации несанкционированной свалки, об установлении органу местного самоуправления – администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области срока для ликвидации несанкционированной свалки, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района проверено исполнение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Как следует из п.1 ст.55 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», органы местного самоуправления обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В силу п.2 ст.21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территории сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.4 ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к основным принципам охраны здоровья относится приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст.3 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно п.1 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч.2 ст.2 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
Как предусмотрено в п. 18 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В нарушение данных требований законодательства, на территории Драченинского сельского поселения в с. Худяшово за огородом дома № 72 по ул. Центральная в сторону р. Иня имеется несанкционированная свалка бытовых отходов. Основной состав отходов - строительный (шифер, стекло, кирпич, рубероид, деревянные доски) и бытовой мусор (навоз, бумага, полимерные пленки, пластиковые, стеклянные и металлические емкости и т.д.). Администрацией Драченинского сельского поселения мер к ликвидации свалки не принимается.
Наличие несанкционированной свалки нарушает права неопределенного круга лиц - жителей Драченинского сельского поселения и лиц, временно находящейся на данной территории, на благоприятную окружающую природную среду, а также ставит под угрозу нарушения их право на охрану здоровья.
На основании изложенного, руководствуясь ст.45, ст. 131, ст.206 ГПК РФ, прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области просит суд
признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области в части непринятия мерпо организации сбора и вывоза мусора с территории несанкционированнойсвалки, расположенной в с. Худяшово Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области за огородом дома № 72 по ул. Центральная в сторону реки Иня, обязать орган местного самоуправления – администрацию Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области устранить допущенное нарушение путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в с. Худяшово Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области за огородом дома № 72 по ул. Центральная в сторону реки Иня, установить органу местного самоуправления – администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области срок для ликвидации несанкционированной свалки - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Голошумов Н.С. заявленные требования поддержал. Просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области в части непринятия мер по организации сбора и вывоза мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной в с. Худяшово Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области за огородом дома № 72 по ул. Центральная в сторону реки Иня, обязать орган местного самоуправления – администрацию Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области устранить допущенное нарушение путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в с. Худяшово Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области за огородом дома № 72 по ул.Центральная в сторону реки Иня, установить органу местного самоуправления – администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области срок для ликвидации несанкционированной свалки - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель заинтересованного лица глава администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области Бубнов Н.М. в судебном заседании пояснил, что находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Также уточнил, что администрацией Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области будут приняты все необходимые меры к устранению допущенного нарушения.
Суд, заслушав помощника прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Голошумова Н.С., представителя заинтересованного лица главу администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области Бубнова Н.М., исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.1 ст.55 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», органы местного самоуправления обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В силу п.2 ст.21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территории сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.4 ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к основным принципам охраны здоровья относится приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст.3 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно п.1 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч.2 ст.2 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
Согласно п. 18 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Вместе с тем, как установлено судом, в нарушение данных требований законодательства, на территории Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области в с. Худяшово за огородом дома № 72 по ул. Центральная в сторону реки Иня имеется несанкционированная свалка бытовых отходов. Основной состав отходов - строительный (шифер, стекло, кирпич, рубероид, деревянные доски) и бытовой мусор (навоз, бумага, полимерные пленки, пластиковые, стеклянные и металлические емкости и т.д.). Данные обстоятельства подтверждаются заявленными требованиями, не оспаривались в судебном заседании представителем заинтересованного лица главой администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области Бубновым Н.М., а также следуют из письменных материалов дела, а именно схемы территории Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области с фотографиями несанкционированной свалки /л.д.6-7/, объяснений главы администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области /л.д.4/, справки об обнаружении несанкционированной свалки на участке местности в с. Худяшово за огородом дома № 72 по ул. Центральная в сторону реки Иня /л.д5/.
Администрацией Драченинского сельского поселения, как установил суд, мер к ликвидации свалки не принимается.
По мнению суда, обращение прокурора в суд обоснованно, поскольку имеющее место нарушение - наличие несанкционированной свалки нарушает права неопределенного круга лиц - жителей Драченинского сельского поселения и лиц, временно находящейся на данной территории, на благоприятную окружающую природную среду, а также ставит под угрозу нарушения их право на охрану здоровья.
Таким образом, учитывая вышеизложенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные прокурором Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области требования удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области в части непринятия мер по организации сбора и вывоза мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной в селе Худяшово Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области за огородом дома № 72 по улице Центральная в сторону реки Иня.
Обязать орган местного самоуправления – администрацию Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области устранить допущенное нарушение путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в селе Худяшово Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области за огородом дома № 72 по улице Центральная в сторону реки Иня.
Установить органу местного самоуправления – администрации Драченинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области срок для ликвидации несанкционированной свалки - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение одного месяца со дня его вынесения.
Решение вступило в законную силу «10» августа 2012 года.
Судья Н.В.Долгих