Решение по делу №2-258/2012 по иску ГКУ ЦЗН к Запорожской В.И. о расторжении договора, взыскании денежных средств.



Дело № 2-258/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области 06 июля 2012 года

Ленинск-Кузнецкий районный суд Кемеровской области в составе судьи Гарбар И.Ю.

при секретаре Кудрявцевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово (ГКУ ЦЗН г.Кемерово) к Запорожской В.И. о расторжении договора, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ ЦЗН г.Кемерово обратилось в суд с иском к Запорожской В.И. о расторжении договоров «О предоставлении субсидии бывшему безработному гражданину, организовавшему собственное дело при содействии службы занятости, на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» от "ххх" №*** и от "ххх" №***, взыскании денежных средств по указанным договорам в размере 176400 рублей и 294000 рублей соответственно.

Требования истец мотивировал тем, что последовательность действий органов службы занятости при предоставлении субсидии безработным гражданам определяют Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.02.2010 №53 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан».

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 №1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» и Порядком предоставления субсидии установлены правила и условия предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Между ГУ ЦЗН г.Кемерово (Центром) и Запорожской В.И. (Работодателем) были заключены договоры «О предоставлении субсидии бывшему безработному гражданину, организовавшему собственное дело при содействии службы занятости, на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» от "ххх" №*** (на создание 3 рабочих мест, на сумму 176400 руб.), от "ххх" №*** (на создание 5 рабочих мест, на сумму 294000 руб.).

Согласно п.1.1 указанных договоров Работодатель обязуется создать дополнительные рабочие места и принять на работу признанных в установленном порядке безработных граждан, направленных Центром, а Центр предоставить ему за счет средств областного бюджета субсидию на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице за каждое дополнительно созданное рабочее место.

Центр выполнил свои обязательства, предусмотренные п.2.2 договоров, перечислив на лицевой счет ответчика субсидию в сумме 470400 рублей, что подтверждается приказами «О предоставлении субсидии на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» от "ххх" №*** и от "ххх" №***, а также платежными поручениями от "ххх" №*** на сумму 176400 руб. и от "ххх" №*** на сумму 294000 руб.

Согласно п.2.1 договоров Запорожская В.И. взяла на себя обязательства:

- обеспечить целевое использование субсидии на создание дополнительных рабочих мест (выплата не может использоваться для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности);

- не позднее 30 дней со дня поступления на расчетный счет перечисленной Центром субсидии организовать дополнительные рабочие места по специальностям: портной, закройщик в количестве 3 человек (по договору от "ххх" №***); швея в количестве 5 человек (по договору от "ххх" №***);

- принимать по направлениям Центра безработных граждан для трудоустройства на созданные дополнительные рабочие места (не позднее 5 дней с момента направления Центром безработного гражданина) и обеспечивать их занятость не менее 12 месяцев (период, в течении которого рабочее место было вакантным, в указанный срок не засчитывается);

- не реже одного раза в квартал представлять в Центр акт о целевом использовании полученной субсидии;

- в течении срока действия договора предъявлять (не позднее 3 дней с момента требования Центром) необходимую для проверки специалистами Центра документацию, подтверждающую расходование средств, выделенных в виде субсидии (копии чеков, квитанций, счетов, ведомостей выплаты заработной платы и т.д.), а также обеспечивать проведение проверки непосредственно на месте создания дополнительных рабочих мест и занятости граждан.

Исходя из п.3.2 вышеуказанных договоров, в случае невыполнения обязательств, предусмотренных п.п. 2.1.1-2.1.8, ответчик обязалась возвратить сумму субсидии в полном объеме.

Согласно условий вышеуказанных договоров предоставленная ответчику субсидия имеет целевой характер. Данные условия договоров ответчиком не оспаривались, были подписаны.

В период с "ххх" Запорожской В.И. по направлению Центра было трудоустроено 3 безработных гражданина по договору от "ххх" №***. Однако одна должность швеи не соответствует условиям договора от "ххх" №***, в котором указаны лишь специальности: портной, закройщик. В период с "ххх" Запорожской В.И. по направлению Центра было трудоустроено 3 безработных гражданина по договору от "ххх" №***, хотя по условиям данного договора ответчик была обязана трудоустроить 5 безработных граждан по направлению Центра. При этом, с момента подачи ответчиком сведений о потребности в работниках Центром было направлено 14 безработных граждан.

Специалистами Центра неоднократно направлялись извещения в адрес ответчика о необходимости предоставления в Центр акта о целевом использовании полученной субсидии с приложением списка дополнительно нанятых работников, согласно п.2.1.7 договора от "ххх" №***.

"ххх" проводилась выездная проверка по месту осуществления деятельности Запорожской В.И., о чем был составлен акт. На момент проведения проверки в квартире, расположенной по адресу: ***, где проживает ответчик, которая является местом осуществления деятельности, никого не было.

Исходя из условий договоров от "ххх" №*** и от "ххх" №***, они вступают в силу с момента их подписания обеими сторонами и действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Согласно ст.450 Гражданского кодекса РФ договор может быть расторгнут по решению суда при существенных нарушениях договорных обязательств одной из сторон.

Ответчик не исполнил договорные обязательства, то есть не предъявил в Центр акт о целевом использовании полученной субсидии с приложением списка дополнительно нанятых работников, нарушив условия договоров.

В соответствии с п.1 ст.408 ГК РФ обязательства прекращаются при надлежащим исполнении.

Доказательств исполнения своих обязательств ответчик не предоставил.

Согласно п.15 Постановления Правительства РФ от 31.12.2008 №1089 при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат возврату в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Согласно ст.289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

В сложившейся ситуации иным правовым основанием для изъятия денежных средств, в виде субсидии, являются договоры, заключенные между Центром и Запорожской В.И.

Таким образом, ответчик не выполнил условия, предусмотренные п.п. 2.1.2, 2.1.4, 2.1.7 договоров от "ххх" №***, от "ххх" №***, поэтому по данным договорам необходимо взыскать с Запорожской В.И. денежные средства, выделенные ей в виде субсидии на создание дополнительных рабочих мест, в размере 470400 рублей.

На основании Распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.05.2011 №367-р «Об изменении типа существующих бюджетных учреждений - государственных учреждений центров занятости населения Кемеровской области в целях создания государственных казенных учреждений Кемеровской области» Государственное учреждение Центр занятости населения города Кемерово был переименован в Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Кемерово.

На основании изложенного истец просит суд расторгнуть договоры «О предоставлении субсидии бывшему безработному гражданину, организовавшему собственное дело при содействии службы занятости, на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» от "ххх" №*** и от "ххх" №***, взыскать с ответчика денежные средства по указанным договорам в размере 176400 рублей и 294000 рублей соответственно.

В судебное заседание представитель истца ГКУ ЦЗН г.Кемерово не явился, ходатайствовал в письменном виде о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.69). Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя истца в соответствии со ст.167 ч.5 ГПК РФ.

Ответчик Запорожская В.И. не явилась в судебное заседание, о времени и месте которого извещена надлежащим образом (уведомление о вручении ответчику судебной повестки – л.д. 67). О причинах неявки ответчик не сообщила, возражений по иску не представила, не просила рассмотреть дело в её отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчика, учитывая согласие представителя истца, в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 ГПК РФ.

Изучив материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно нормам ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Судом установлено, что между Государственным учреждением Центр занятости населения города Кемерово (Центром) и Запорожской В.И. (Работодателем) были заключены договоры «О предоставлении субсидии бывшему безработному гражданину, организовавшему собственное дело при содействии службы занятости, на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» от "ххх" №*** (на создание 3 рабочих мест, на сумму 176400 рублей) – л.д.14-15, от "ххх" №*** (на создание 5 рабочих мест, на сумму 294000 рублей) – л.д.25-26.

По форме и содержанию указанные договоры отвечают требованиям законодательства, при заключении данных договоров сторонами было достигнуто соглашение по всем их условиям.

Согласно п.1.1 названных договоров Работодатель обязуется создать дополнительные рабочие места и принять на работу признанных в установленном порядке безработных граждан, направленных Центром, а Центр предоставить ему за счет средств областного бюджета субсидию на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице за каждое дополнительно созданное рабочее место.

Центр выполнил свои обязательства, предусмотренные п.2.2 договоров, перечислив на лицевой счет ответчика субсидию в общей сумме 470400 рублей, что подтверждается приказами «О предоставлении субсидии на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» от "ххх" №*** (л.д.16) и от "ххх" №*** (л.д.27), а также платежными поручениями от "ххх" №*** на сумму 176400 рублей (л.д.24) и от "ххх" №*** на сумму 294000 рублей (л.д.35).

Как видно из п.2.1 договоров, Запорожская В.И. в частности обязалась:

- обеспечить целевое использование субсидии на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

- не позднее 30 дней со дня поступления на расчетный счет перечисленной Центром субсидии организовать дополнительные рабочие места по специальностям: портной, закройщик в количестве 3 человек (по договору от "ххх" №***); швея в количестве 5 человек (по договору от "ххх" №***);

- принимать по направлениям Центра безработных граждан для трудоустройства на созданные дополнительные рабочие места (не позднее 5 дней с момента направления Центром безработного гражданина) и обеспечивать их занятость не менее 12 месяцев (период, в течении которого рабочее место было вакантным, в указанный срок не засчитывается);

- не реже одного раза в квартал представлять в Центр акт о целевом использовании полученной субсидии;

- в течении срока действия договора предъявлять (не позднее 3 дней с момента требования Центром) необходимую для проверки специалистами Центра документацию, подтверждающую расходование средств, выделенных в виде субсидии (копии чеков, квитанций, счетов, ведомостей выплаты заработной платы и т.д.), а также обеспечивать проведение проверки непосредственно на месте создания дополнительных рабочих мест и занятости граждан.

Исходя из п.3.2 вышеуказанных договоров, в случае невыполнения обязательств, предусмотренных п.п. 2.1.1-2.1.8, ответчик обязалась возвратить сумму субсидии в полном объеме.

Как установлено условиями заключенных между сторонами договоров, предоставленная ответчику субсидия имеет целевой характер, что Запорожской В.И. не оспаривалось и договоры ею были подписаны.

В период с "ххх" Запорожской В.И. по направлению Центра было трудоустроено 3 безработных гражданина по договору от "ххх" №***, о чем свидетельствуют приказы о приеме на работу на л.д.21-23. Однако одна должность швеи (л.д.22) не соответствует условиям договора от "ххх" №***, в котором указаны лишь специальности: портной, закройщик.

В период с "ххх" Запорожской В.И. по направлению Центра было трудоустроено 3 безработных гражданина по договору от "ххх" №***, что подтверждают приказы о приеме на работу на л.д.32-34, хотя по условиям данного договора ответчик обязывалась трудоустроить 5 безработных граждан по направлению Центра. При этом, как видно из представленного истцом отчета от "ххх" (л.д.40), с момента подачи ответчиком сведений о потребности в работниках Центром было направлено 14 безработных граждан.

Ответчику направлялись извещения о необходимости предоставления в Центр акта о целевом использовании полученной субсидии с приложением списка дополнительно нанятых работников, согласно п.2.1.7 договоров, но безрезультатно (л.д.36-37).

"ххх" проводилась выездная проверка по месту осуществления деятельности Запорожской В.И., о чем был составлен акт (л.д.38-39), из которого следует, что в квартире, где проживает ответчик и должна осуществляться деятельность, расположенной по адресу: ***, в момент проведения проверки никого не было. "ххх" также была проведена выездная проверка, в результате которой установлено, что в квартире по указанному адресу осуществляются ремонтные работы, и хозяином, со слов рабочих, является не ответчик, а другое лицо. Кроме того, со слов соседей установлено, что Запорожская В.И. не проживает в данной квартире с августа 2011 года.

Исходя из условий заключенных между сторонами договоров от "ххх" №*** и от "ххх" №***, они вступают в силу с момента их подписания обеими сторонами и действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Согласно ст.450 ч.2 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.

Как установлено судом, ответчик существенно нарушил договорные обязательства, поскольку не предъявил в Центр акт о целевом использовании полученной субсидии с приложением списка дополнительно нанятых работников, как того требовали условия договоров.

В соответствии со ст.408 ч.1 ГК РФ обязательства прекращаются при надлежащим исполнении.

Доказательств исполнения своих обязательств ответчиком предоставлено не было.

Согласно п.15 Постановления Правительства РФ от 31.12.2008 №1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу ст.289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Суд считает установленным, что Запорожская В.И. не выполнила условия, предусмотренные п.п. 2.1.2, 2.1.4, 2.1.7 договоров от "ххх" №***, от "ххх" №***, поэтому по данным договорам необходимо взыскать с неё денежные средства, выделенные ей в виде субсидии на создание дополнительных рабочих мест, в размере 470400 рублей.

Судом также установлено, что на основании Распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.05.2011 №367-р «Об изменении типа существующих бюджетных учреждений - государственных учреждений центров занятости населения Кемеровской области в целях создания государственных казенных учреждений Кемеровской области» Государственное учреждение Центр занятости населения города Кемерово был переименован в Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Кемерово (л.д.41).

Таким образом, вышеизложенные доказательства дают суду основания для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

Госпошлина подлежит взысканию с ответчика в соответствии со ст.103 ГПК РФ, так как госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово удовлетворить в полном объеме.

Расторгнуть договоры «О предоставлении субсидии бывшему безработному гражданину, организовавшему собственное дело при содействии службы занятости, на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан», заключенные между Государственным учреждением Центр занятости населения города Кемерово и Запорожской В.И., от "ххх" №*** и от "ххх" №***.

Взыскать с Запорожской В.И. в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово денежные средства по договорам «О предоставлении субсидии бывшему безработному гражданину, организовавшему собственное дело при содействии службы занятости, на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» от "ххх" №*** в сумме 176400 (сто семьдесят шесть тысяч четыреста) рублей, от "ххх" №*** в сумме 294000 (двести девяносто четыре тысячи) рублей.

Взыскать с Запорожской В.И. государственную пошлину в доход государства в сумме 7904 (семь тысяч девятьсот четыре) рубля.

Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в Ленинск-Кузнецкий районный суд в течение семи дней со дня вручения ему копии решения, а также сторонами в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья И.Ю. Гарбар