Решение по делу №2-33/2011 по заявлению прокурора района об оспаривании действий должностного лица.



Дело №2-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий

Кемеровской области «15» марта 2011 года

Федеральный судья Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области Гарбар И.Ю.

с участием помощника прокурора Ленинск-Кузнецкого района Носковой М.А.

при секретаре Алексанян К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинск-Кузнецкого района в интересах гражданки Мирских В.И. об оспаривании действий должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинск-Кузнецкого района, действуя в защиту прав и интересов гражданки Мирских В.И., обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица - начальника управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района.

Требования заявитель мотивировал тем, что прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района было рассмотрено обращение Мирских В.И. о нарушении её прав на получение предусмотренной для пенсионеров-учителей социальной поддержки, и выявлены нарушения действующего законодательства.

Исходя из ч.ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать законы. Ст. 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти, местного самоуправления. Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ на основании федеральных законов издаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно ст. 130 ч. 1 Конституции РФ, ст. 1 ч. 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Ст. 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно п.п. 1.1, 1.2, 2.1 Положения об управлении социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого района, утвержденного постановлением главы Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 22.09.2010 года № 510, управление социальной защиты населения является муниципальным структурным подразделением администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района и осуществляет на территории района реализацию полномочий администрации района в области социальной защиты населения в соответствии с Конституцией РФ, нормативными правовыми актами РФ, Кемеровской области, органов местного самоуправления, уставом Ленинск-Кузнецкого района. В задачи Управления входит осуществление государственной, региональной, областной, районной политики в области социальной защиты инвалидов, ветеранов и других социально-незащищенных групп населения, нуждающихся в государственной поддержке и проживающих на территории Ленинск-Кузнецкого района. Исходя из п.п. 4.1, 4.2, 4.3 названного Положения, УСЗН возглавляет начальник, который осуществляет переданные ему главой района полномочия в области социальной защиты населения, руководствуется в своей деятельности Конституцией, нормативными правовыми актами РФ, Кемеровской области, органов местного самоуправления, осуществляет руководство работой управления и несет ответственность за выполнение возложенных на управление задач и функций.

В соответствии со ст. 9 п. 1 Закона Кемеровской области от 17.01.2005г. № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» педагогические работники образовательных учреждений в соответствии с Законом РФ "Об образовании" пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Согласно ст. 10 п. 5 данного Закона указанные меры социальной поддержки предоставляются и после выхода на пенсию при проживании в сельских населенных пунктах и наличии стажа работы в них по соответствующей специальности не менее 10 лет. Исходя из ст. 10 п. 9 названного Закона, указанные меры социальной поддержки при обращении за ними до 1 января 2009 года предоставляются с 1 сентября 2008 года. Ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает, что в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Мирских В.И., являясь педагогическим работником, вышедшим на пенсию по выслуге лет, с 2005 года до 2008 года пользовалась мерами социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «Об образовании», получала бесплатный уголь и бесплатно пользовалась освещением. С 2008 года ей было отказано в предоставлении данных мер социальной поддержки. В октябре 2010 года Мирских В.И. обратилась к начальнику УСЗН администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района К. по поводу льгот и получила разъяснение в устной форме о том, что предоставить ей бесплатный уголь и освещение, как педагогу, УСЗН не может в связи с внесением изменений в ст. 11 Закона Кемеровской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг», а поскольку она имеет еще и инвалидность (3 группы), то приоритетным является Федеральный закон «О защите инвалидов в РФ», по которому все коммунальные услуги предоставляются в размере 50%. Однако, указанная норма права не регулирует правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки, а определяет источники бюджетного финансирования этих мер, то есть не может служить основанием для ограничения прав граждан. В нарушение требований закона должностным лицом не была обеспечена свободная реализация Мирских В.И. права на меру социальной поддержки, что и повлекло её обращение в прокуратуру. Незаконный отказ влечет негативные последствия для Мирских В.И., создает препятствия к осуществлению её прав.

Правовая неграмотность не позволила Мирских В.И. принять меры к оспариванию действий должностного лица в установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок. Она полагала, исходя из разъяснений начальника УСЗН, что его действия являются законными. 21.12.2010 года Мирских В.И. обратилась к прокурору, чтобы узнать, не нарушены ли её права.

На основании изложенного прокурор, обратившийся в суд согласно ст. 45 ГПК РФ с заявлением в защиту законных интересов Мирских В.И., просит признать незаконным отказ начальника УСЗН в предоставлении Мирских В.И. мер социальной поддержки в виде бесплатного отопления и освещения как педагогу, вышедшему на пенсию, обязать УСЗН устранить в полном объеме допущенные нарушения путем предоставления Мирских В.И. указанных мер за 2008-2010 г.г. и постоянно предоставлять Мирских В.И. предусмотренную законодательством меру социальной поддержки как педагогу, вышедшему на пенсию, в виде бесплатного отопления и освещения, начиная с 01.01.2011 года.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинск-Кузнецкого района Носкова М.А., уточнив заявленные требования, пояснила, что просит признать незаконным отказ начальника УСЗН в предоставлении Мирских В.И. мер социальной поддержки в виде бесплатного отопления и освещения как педагогу, вышедшему на пенсию, обязать УСЗН постоянно предоставлять Мирских В.И. предусмотренную законодательством меру социальной поддержки как педагогу, вышедшему на пенсию, в виде бесплатного отопления и освещения, начиная с 01.01.2011 года. Требование о предоставлении Мирских В.И. указанной меры социальной поддержки за 2008-2010 г.г. не поддерживает.

В судебном заседании представитель заинтересованное лица УСЗН администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района Вахтин В.А., действующий по доверенности, пояснил, что с доводами заявления прокурора не согласен. Считает обоснованным и законным оспариваемый отказ в предоставлении Мирских В.И. мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Кемеровской области от 17.01.2005г. № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг», поскольку на Мирских В.И. распространяются льготы, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», который является приоритетным.

В судебном заседании заинтересованное лицо Мирских В.И. пояснила, что просит суд признать незаконным отказ начальника УСЗН в предоставлении ей мер социальной поддержки в виде бесплатного отопления и освещения как педагогу, вышедшему на пенсию, а также обязать УСЗН постоянно предоставлять ей указанные меры социальной поддержки, начиная с 01.01.2011 года. Требование о предоставлении мер социальной поддержки за 2008-2010 г.г. не поддерживает. Она отработала в сельской школе 38 лет, вышла на пенсию, проживает в селе. С 2005 года до 2008 года получала бесплатный уголь и бесплатно пользовалась освещением, как педагогический работник, но затем ей было отказано в предоставлении этих льгот, с чем она не согласна. По данному поводу она в октябре 2010 года устно обращалась к начальнику УСЗН К., который разъяснил, что её инвалидность является приоритетным основанием для предоставления соответствующих мер социальной поддержки. Позже, в 2011 году, она обратилась в УСЗН с письменным заявлением и получила уже письменный отказ. Полагает, что она имеет право на меры социальной поддержки как сельский учитель, вышедший на пенсию, этим правом желает воспользоваться.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и в этой связи подлежащими полному удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой Ленинск-Кузнецкого районабыло рассмотрено обращение Мирских В.И. от 21.12.2010 года (копия обращения - л.д. 10) о нарушении её прав на получение предусмотренной для пенсионеров-учителей социальной поддержки и выявлены нарушения действующего законодательства.

Исходя из ч.ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Ст. 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти, местного самоуправления. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно ст. 130 ч. 1 Конституции РФ, ст. 1 ч. 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Ст. 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно п.п. 1.1, 1.2, 2.1 Положения об управлении социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого района, утвержденного постановлением главы Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 22.09.2010 года № 510, управление социальной защиты населения является муниципальным структурным подразделением администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района и осуществляет на территории района реализацию полномочий администрации района в области социальной защиты населения в соответствии с Конституцией РФ, нормативными правовыми актами РФ, Кемеровской области, органов местного самоуправления, уставом Ленинск-Кузнецкого района. В задачи Управления входит осуществление государственной, региональной, областной, районной политики в области социальной защиты инвалидов, ветеранов и других социально-незащищенных групп населения, нуждающихся в государственной поддержке и проживающих на территории Ленинск-Кузнецкого района. Исходя из п.п. 4.1, 4.2, 4.3 названного Положения, УСЗН возглавляет начальник, который осуществляет переданные ему главой района полномочия в области социальной защиты населения, руководствуется в своей деятельности Конституцией, нормативными правовыми актами РФ, Кемеровской области, органов местного самоуправления, осуществляет руководство работой управления и несет ответственность за выполнение возложенных на управление задач и функций.

В соответствии со ст. 9 п. 1 Закона Кемеровской области от 17.01.2005г. № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» педагогические работники образовательных учреждений в соответствии с Законом РФ "Об образовании" пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Согласно ст. 10 п. 5 данного Закона указанные меры социальной поддержки предоставляются и после выхода на пенсию при проживании в сельских населенных пунктах и наличии стажа работы в них по соответствующей специальности не менее 10 лет.

Ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает, что в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Как установлено судом, Мирских В.И. имела право и пользовалась с 2005 года до 2008 года мерами социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «Об образовании», получала бесплатный уголь и бесплатно пользовалась освещением, но с 2008 года ей было отказано в предоставлении этих льгот. Данный отказ начальника УСЗН администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района был мотивирован тем, что предоставить Мирских В.И. бесплатный уголь и освещение, как педагогическому работнику, УСЗН не может в связи с изменением законодательства, поскольку инвалидность Мирских В.И. является приоритетным основанием для предоставления ей соответствующих мер социальной поддержки согласно Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Однако, в нарушение требований закона должностным лицом не была обеспечена свободная реализация Мирских В.И. права на выбор меры социальной поддержки. Таким образом, оспариваемый отказ влечет негативные последствия для Мирских В.И., которая не имеет возможности пользоваться мерой социальной поддержки, в большей степени отвечающей её интересам, создает препятствия к осуществлению её прав.

Учитывая изложенные обстоятельства, установленные при рассмотрении настоящего гражданского дела, суд считает, что требования прокурора Ленинск-Кузнецкого района, обратившегося в суд согласно ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Ленинск-Кузнецкого района удовлетворить.

Признать незаконным отказ начальника управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района в предоставлении Мирских В.И. мер социальной поддержки в виде бесплатного отопления и освещения как педагогу, вышедшему на пенсию.

Обязать управление социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района постоянно предоставлять Мирских В.И. предусмотренную законодательством меру социальной поддержки как педагогу, вышедшему на пенсию, в виде бесплатного отопления и освещения, начиная с 01.01.2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вынесения в Кемеровский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 18.03.2011 года.

Судья Гарбар И.Ю.