Решение по делу №2-394/2012 по заявлению прокурора р-на к Администрации Подгорновского с/п о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.



Дело № 2-394/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий                                                 «17» сентября 2012 год

Судья Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области Долгих Н.В.

с участием прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Царева А.А.,

при секретаре Купцовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц МО «Подгорновское сельское поселение» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Подгорновского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области, об обязании органа местного самоуправления - администрации Подгорновского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц МО «Подгорновское сельское поселение» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Подгорновского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области по учёту невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Подгорновского сельского поселения, об обязании органа местного самоуправления - администрации Подгорновского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области устранить допущенные нарушения, а именно:

1) составить список лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными, установив срок для выполнения указанных действий - 1 месяц со дня вступления в законную силу решения суда;

2) опубликовать список лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными в средствах массовой информации, разместить на официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) и информационных щитах, расположенных на территории Подгорновского сельского поселения, установив срок для совершения указанных действий 2 недели с момента составления списка лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными;

3) определить дату проведения общего собрания участников долевой собственности - не ранее 3 месяцев и не позднее 4 месяцев с даты опубликования списков лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными;

4) известить участников долевой собственности о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, и размещения такого сообщения на официальном сайте администрации Подгорновского сельского поселения в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее, чем за 40 дней до дня проведения общего собрания;

5) разместить на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования «Подгорновское сельское поселение» информацию о проведении общего собрания участников долевой собственности - не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания;

6) представить список невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области мотивирует свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 1 ч. 2 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.

На основании ст.14 ч.1 п. 3 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ст. 50 ч.2 п. 15 указанного закона, в собственности поселений могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.

В силу ст. 12.1 п. 1,2 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными.

Невостребованной может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Согласно ст. 12.1 п.3 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по указанным выше основаниям.

В соответствии со ст. 7 ч. 3, ст. 8 ч. 2 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости бесплатно предоставляются органам местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов.

В силу ст. 12.1 п. 4-8 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности, а также список размещается на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования. После этого, список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности, земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно и обраться в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.

Таким образом, список невостребованных земельных долей представляется органами местного самоуправления на утверждение общему собранию участников долевой собственности не ранее, чем через три месяца и не позднее, чем через четыре месяца после опубликования списка земельных долей в средствах массовой информации и размещения в сети «Интернет». На основании ст. 14.1 п.2 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее, чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

Указанные действия должны быть выполнены органами местного самоуправления поселений до 01.07.2013 года, поскольку 01.07.2012 года истек срок принятия участниками долевой собственности решения об утверждении проекта межевания земельных участков, в связи с чем, органы местного самоуправления поселений в соответствии со ст. 19.1 п.3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обязаны провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в ст. 14 п.3 данного ФЗ; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

В ходе проверки установлено, что на территории Подгорновского сельского поселения имеются земельные участки, находящиеся в долевой собственности, поскольку ранее из земель, принадлежащих колхозу «имени Свердлова», совхозу «Новоивановский» гражданам предоставлялись в собственность земельные доли.

В нарушение указанных требований законодательства, органами местного самоуправления Подгорновского сельского поселения учет невостребованных земельных долей не ведется, список лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными, не составлялся и не опубликовывался в СМИ, не размещался на информационных щитах и в сети «Интернет», на утверждение общему собранию участников долевой собственности не представлялся.

Данные нарушения закона влекут неблагоприятные последствия в виде длительного не признания земельных долей невостребованными и не исполнения органами местного самоуправления Подгорновского сельского поселения обязанностей, предусмотренных ст. 19.1 п.3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», нарушают охраняемые законом интересы населения Подгорновского сельского поселения, состав которого подвержен демографическим изменениям, то есть не может быть конкретизирован.

В судебном заседании прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Царев А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме. Просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Подгорновского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области по учёту невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Подгорновского сельского поселения, обязать орган местного самоуправления - администрацию Подгорновского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области устранить допущенные нарушения, а именно:

1) составить список лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными, установив срок для выполнения указанных действий - 1 месяц со дня вступления в законную силу решения суда;

2) опубликовать список лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными в средствах массовой информации, разместить на официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) и информационных щитах, расположенных на территории Подгорновского сельского поселения, установив срок для совершения указанных действий 2 недели с момента составления списка лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными;

3) определить дату проведения общего собрания участников долевой собственности - не ранее 3 месяцев и не позднее 4 месяцев с даты опубликования списков лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными;

4) известить участников долевой собственности о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, и размещения такого сообщения на официальном сайте администрации Подгорновского сельского поселения в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее, чем за 40 дней до дня проведения общего собрания;

5) разместить на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования «Подгорновское сельское поселение» информацию о проведении общего собрания участников долевой собственности - не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания;

6) представить список невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Представитель заинтересованного лица администрации Подгорновского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области Акольников А.Е. в судебном заседании пояснил, что находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Также пояснил, что администрацией Подгорновского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области будут приняты все необходимые меры к устранению допущенных нарушений.

Суд, заслушав прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Царева А.А., представителя заинтересованного лица администрации Подгорновского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области Акольникова А.Е., исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 1 ч.2 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.

На основании ст.14 ч.1 п.3 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ст. 50 ч.2 п.15 данного закона, в собственности поселений могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.

В силу ст. 12.1 п. 1-2 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции от 29.06.2012 года № 96-ФЗ), невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными.

Невостребованной может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Согласно ст. 12.1 п.3 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по указанным выше основаниям.

В соответствии со ст. 7 ч.3, ст. 8 ч.2 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости бесплатно предоставляются органам местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов.

Порядок признания земельных долей невостребованными определен ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Так, в силу ст. 12.1 п.4-8 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования. После этого, список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности, земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно и обраться в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.

Таким образом, список невостребованных земельных долей представляется органами местного самоуправления на утверждение общему собранию участников долевой собственности не ранее, чем через три месяца и не позднее, чем через четыре месяца после опубликования списка земельных долей в средствах массовой информации и размещения в сети «Интернет».

На основании ст. 14.1 п.2 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее, чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

В соответствии со ст. 19.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» все указанные заявителем действия орган местного самоуправления должен был совершить в срок до 01.07.2012 года.

В ходе судебного заседания установлено, что на территории Подгорновского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области выявлены нарушения исполнения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Так, судом установлено, что на территории Подгорновского сельского поселения имеются земельные участки, находящиеся в долевой собственности, поскольку ранее из земель, "***" гражданам предоставлялись в собственность земельные доли.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства, как установлено судом, органом местного самоуправления учет невостребованных земельных долей не ведется, список лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными, не составлялся и не опубликовывался в СМИ, не размещался на информационных щитах и в сети «Интернет», на утверждение общему собранию участников долевой собственности не представлялся. Данное обстоятельство подтверждается сообщением главы Подгорновского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области /л.д.6/, а также не оспаривалось им в судебном заседании.

Указанные нарушения закона влекут неблагоприятные последствия в виде длительного не признания земельных долей невостребованными и не исполнения органами местного самоуправления Подгорновского сельского поселения обязанностей, предусмотренных ст. 19.1 п.3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При таких обстоятельствах, учитывая, что имеют место нарушения требований законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, суд находит заявленные прокурором Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

                                                         РЕШИЛ:

1. Заявленные прокурором Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области требования удовлетворить в полном объеме.

2. Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Подгорновского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области по учёту невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Подгорновского сельского поселения.

3. Обязать орган местного самоуправления - администрацию Подгорновского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области устранить допущенные нарушения, а именно:

1) составить список лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными, установив срок для выполнения указанных действий - 1 месяц со дня вступления в законную силу решения суда;

2) опубликовать список лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными в средствах массовой информации, разместить на официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) и информационных щитах, расположенных на территории Подгорновского сельского поселения, установив срок для совершения указанных действий 2 недели с момента составления списка лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными;

3) определить дату проведения общего собрания участников долевой собственности - не ранее 3 месяцев и не позднее 4 месяцев с даты опубликования списков лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными;

4) известить участников долевой собственности о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, и размещения такого сообщения на официальном сайте администрации Подгорновского сельского поселения в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее, чем за 40 дней до дня проведения общего собрания;

5) разместить на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования «Подгорновское сельское поселение» информацию о проведении общего собрания участников долевой собственности - не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания;

6) представить список невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение одного месяца со дня его вынесения.

Решение вступило в законную силу «18» октября 2012 года.

Судья                                                   Н.В.Долгих