текст документа



ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 17 февраля 2011 года.

Ленинский районный суд г. Красноярска под председательством судьи Малякина А.В.,

с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Ленинского района г. Красноярска Анищенко В.В.,

подсудимой Степашиной О.И., её защитника адвоката Тумки В.П.,

при секретаре Поповой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Степашиной, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, проживающей по адресу: <адрес>, гражданки Российской Федерации, с <данные изъяты> образованием, <данные изъяты>, не судимой,

обвиняемой в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Степашина незаконно хранила в целях сбыта, а также незаконно сбыла сильнодействующие вещества, не являющиеся наркотическими средствами или психотропными веществами, в крупном размере.

Преступление совершено ею в <адрес> при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ Степашина получила на станции <данные изъяты> прибывшие в её адрес в почтово-багажном поезде принадлежащие ей препараты для похудения «Чудо 26 Худое кофе» общим весом 7355,4 грамма, содержащие в своём составе сильнодействующее вещество сибутрамин, свободный оборот которого на территории Российской Федерации запрещён. Зная о существующих ограничениях на оборот данных препаратов, Степашина намеривалась незаконно сбыть их. С этой целью она отвезла часть полученных препаратов массой 6718,4 грамма в свой гараж, расположенный вблизи <адрес>, другую часть массой 215,8 грамма – привезла к себе на работу в арендуемое помещение, размещённое в торговом комплексе по <адрес>, а оставшуюся часть массой 421,2 грамма – вечером ДД.ММ.ГГГГ продала за 750 рублей своей знакомой З. у <адрес>. В этот же вечер Степашина была задержана сотрудниками наркоконтроля, которые изъяли хранившиеся у неё препараты с сибутрамином.

В судебном заседании подсудимая Степашина виновной себя по предъявленному обвинению признала частично. Показала, что приобрела препараты для похудения «Чудо 26 Худое кофе» в одной из аптек <данные изъяты> для собственного употребления, узнав о наличии в них сильнодействующих веществ только тогда, когда они уже находились на складе в <данные изъяты>; отправляя данные препараты в <адрес> и оставляя их у себя на хранении, она не намеривалась сбывать их, однако, когда к ней обратилась З., продала ей два пакета с препаратами.

Допросив подсудимую и свидетелей, исследовав материалы уголовного дела, суд считает Степашину виновной в совершении указанного преступления, поскольку её вина подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, в том числе показаниями самой подсудимой, признавшей факты хранения и сбыта ею препаратов, содержащих сильнодействующие вещества.

Показания Степашиной в целом суд признаёт достоверными, учитывая, что они согласуются с показаниями свидетелей, протоколами следственных действий и иными документами.

Так, показания Степашиной об обстоятельствах хранения ею препаратов для похудения соответствуют оглашённым в судебном заседании по ходатайству сторон показаниям свидетелей Г. и В., из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении оперативно-розыскного мероприятия «контроль почтовых отправлений» в багажном вагоне поезда № в сумках на имя Степашиной (полученных подсудимой на ст. <данные изъяты>) были обнаружены препараты «Чудо 26 Худое кофе», а впоследствии данные препараты были изъяты из гаража Степашиной и у Н., работавшей у подсудимой продавцом (т.1, л.д. 219-222, л.д. 223-226).

Показания указанных свидетелей объективно подтверждаются протоколом осмотра гаража, в ходе которого было изъято 884 пакетика препарата «Чудо 26 Худое кофе» (т.1, л.д. 49 – 50); протоколом выемки пакета с таким же препаратом у Н. (т.1, л.д. 211 – 212).

Факт сбыта Степашиной части хранившихся у неё препаратов подтверждается показаниями допрошенной в судебном заседании свидетеля З., пояснившей, что ДД.ММ.ГГГГ она купила у подсудимой два пакета с препаратами «Чудо 26 Худое кофе».

Согласно заключениям химических экспертиз препараты «Чудо 26 Худое кофе», изъятые из гаража Степашиной (6718,4 грамма), у З. (421,2 грамма) и Н. (215,8 грамма), то есть общим весом 7355,4 грамма, содержат в своём составе сильнодействующее вещество – сибутрамин (т.1, л.д. 88-89, 93-94, 128-129).

Показания Степашиной о том, что, получая ДД.ММ.ГГГГ на станции <данные изъяты> прибывшие в её адрес препараты, она знала о наличии в них сильнодействующих веществ, согласуются с оглашёнными в суде показаниями свидетеля Б., пояснившей, что в начале июня ДД.ММ.ГГГГ года, когда они со Степашиной следовали в поезде, их предупреждали о запрете ввоза на территорию России препаратов для похудения из <адрес> в связи с наличием в них сильнодействующих веществ (т.1, л.д. 236-238); а также с протоколом осмотра и прослушивания видеозаписи, полученной в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, из содержания которого усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в пассажирском поезде Степашина была уведомлена о наличии в китайских препаратах для похудения сибутрамина, запрещённого к ввозу на территорию Российской Федерации (т.1, л.д. 173 – 178).

Доводы Степашиной о приобретении хранившихся у неё препаратов для собственного употребления явно надуманы. Они опровергаются исследованными доказательствами, а именно: показаниями свидетеля З. о неоднократной покупке данных препаратов у подсудимой; показаниями свидетеля Н., подтвердившей, что З. ранее приобретала китайские препараты для похудения у Степашиной; содержанием телефонных переговоров Степашиной, в ходе которых она договаривается с покупателями препаратов о цене, количестве товара, сроках его поставки (т.1, л.д. 173-188).

Количество хранившихся у подсудимой препаратов, место их хранения, факты реализации, не оставляют у суда сомнений в том, что все эти препараты с сибутрамином предназначались для продажи.

При таких обстоятельствах действия Степашиной надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 234 УК РФ, как незаконное хранение в целях сбыта, а также незаконный сбыт сильнодействующих веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, в крупном размере.

Органами следствия Степашиной вменены также незаконные приобретение и перевозка в целях сбыта сильнодействующих веществ.

Вместе с тем, незаконное приобретение в целях сбыта сильнодействующих веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, образует состав преступления лишь при умышленном совершении этого действия.

По показаниям же подсудимой препараты для похудения «Чудо 26 Худое кофе» были куплены ею легально в мае ДД.ММ.ГГГГ года в одной из аптек Китая, и о наличии в них сильнодействующих веществ она узнала лишь в начале июня ДД.ММ.ГГГГ года, когда эти препараты уже находились на складе в п.г.т. Забайкальск.

Данные показания, свидетельствующие о законности приобретения препаратов, ничем не опровергнуты. Стороной обвинения не представлено доказательств незаконности получения Степашиной препаратов, а также доказательств того, что, приобретая данные препараты, подсудимая знала о содержании в них запрещённых к обороту на территории России веществ, то есть действовала умышленно.

Что же касается незаконной перевозки сильнодействующих веществ, то под таковой по смыслу закона понимаются умышленные действия лица, которое само перемещает данные вещества из одного места в другое; в то время как действия лица, направленные на перемещение таких веществ адресату (например, в почтовых отправлениях, посылках, багаже с использованием любого вида транспорта, а также с нарочным при отсутствии осведомленности последнего о реально перемещаемом объекте или его сговора с отправителем), когда эти действия по перемещению осуществляются без непосредственного участия отправителя, признаются пересылкой.

Степашина показала, что сама она приобретённые в Китае препараты не перевозила, а поручила переслать их из п<адрес> в <адрес> багажным отправлением. Данные показания подтверждаются приведёнными выше показаниями свидетелей Г. и В., проводивших оперативно-розыскное мероприятие «контроль почтовых отправлений» в багажном вагоне поезда №.

Причём в обвинительном заключении также указано, что Степашиной лишь обеспечила транспортировку сибутрамина посредством организаций, осуществляющих транспортные услуги из п.г.т. Забайкальск в <адрес>, а непосредственное отправление препаратов из п.г.т. Забайкальска поездом 339 сообщением Чита – Москва осуществила Кочетова. Подобная формулировка обвинения не позволяет квалифицировать действия подсудимой по перемещению сибутрамина в <адрес>, как незаконную перевозку сильнодействующих веществ, а незаконная пересылка таких веществ Степашиной не вменялась

С учётом изложенного, указание на совершение Степашиной незаконных приобретения и перевозки в целях сбыта сильнодействующих веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, подлежит исключению из её обвинения.

Неверной является и предложенная органами следствия отдельная квалификация действий Степашиной, связанных с продажей сильнодействующего вещества З., и хранение ею сибутрамина в гараже и по месту работы, как двух самостоятельных преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 234 УК РФ. Судом установлено, и это прямо отражено в самом обвинительном заключении, что Степашина намеривалась сбыть весь хранившийся у неё сибутрамин (7355,4 грамма) и, продавая часть этого вещества З., она осуществляла данный умысел.

Таким образом, хранение Степаштиной сильнодействующего вещества и последующий его сбыт, были охвачены единым умыслом на извлечение выгоды от его реализации, в связи с чем эти действия подсудимой охватываются диспозицией ч. 3 ст. 234 УК РФ (как незаконное хранение в целях сбыта сильнодействующих веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, в крупном размере) не требуют.

Кроме этого Степашиной предъявлено обвинение в контрабанде – перемещении через таможенную границу Российской Федерации сильнодействующих веществ, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено с сокрытием от таможенного контроля, либо сопряжено с недекларированием, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Согласно обвинительному заключению Степашина осуществила перемещение приобретённых в Китае препаратов для похудения «Чудо 26 Худое кофе» через таможенную границу Российской Федерации без соответствующих разрешительных документов, вступив при этом в преступный сговор с неустановленным лицом, которое подыскало лиц, способных переместить с сокрытием от таможенного контроля приобретённые Степашиной препараты и передало этим лицам данные препараты, а те ДД.ММ.ГГГГ незаконно переместили полученные препараты, утаив их в ручной клади, с сокрытием от таможенного контроля, сопряжённого с недекларированием, с территории КНР через автомобильный пункт пропуска Забайкальской таможни, передав указанные препараты на склад в <адрес>.

Между тем, в соответствии с показаниями Степашиной препараты для похудения она приобрела в мае ДД.ММ.ГГГГ года в одной из аптек Китая, не зная о наличии в них сильнодействующего вещества; перемещение этих препаратов через границу она не осуществляла, так как оплатила доставку товара при его покупке, не интересуясь, каким путём препараты будут доставлены в Российскую Федерацию; о запрете свободного ввоза в Россию китайских препаратов для похудения она узнала только в июне ДД.ММ.ГГГГ года, то есть тогда, когда приобретённые ею в КНР товары уже хранились на складе в <адрес>.

Доказательств, опровергающих эти показания, стороной обвинения не представлено. Более того, в обвинительном заключении указано, что Степашина въехала на территорию Российской Федерации из КНР ДД.ММ.ГГГГ и сама приобретённые ею в Китае препараты через границу не перевозила. В чём непосредственно выразились действия подсудимой по перемещению данных препаратов через таможенную границу РФ в обвинительном заключении не указано. Органами предварительного расследования вообще не установлены место, время, способ и обстоятельства перемещения сибутрамина через таможенную границу России, а также лица, осуществившие такое перемещение. Описание события преступления в обвинительном заключении носит предположительный характер, основанный на показаниях свидетелей (в том числе сотрудников таможни) о наиболее распространённых способах контрабанды. Ни одно из представленных стороной обвинения и исследованных в судебном заседании доказательств не указывает на то, что приобретённые Степашиной препараты с сибутрамином были привезены из Китая именно ДД.ММ.ГГГГ (а не раньше), а их перемещение через границу было осуществлено через автомобильный пункт пропуска Забайкальской таможни и именно в ручной клади с сокрытием от таможенного контроля или путём недекларирования (подсудимой вменено совершение контрабанды обоими этими способами), а не любым другим способом.

Таким образом, вина Степашиной по данному эпизоду обвинения не нашла своего подтверждения, в связи с чем подсудимая подлежит по нему оправданию за отсутствием в её действиях состава преступления.

С учётом поведения подсудимой в судебном заседании и отсутствия данных о наличии у неё психических заболеваний, суд признаёт Степашину вменяемой, поэтому виновная подлежит наказанию за совершенное ею преступление.

Определяя ей вид и меру наказания, суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимой, в том числе её семейное положение, положительные характеристики с места жительства, отсутствие судимостей.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимой, суд учитывает признание ею вины, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие малолетних детей.

Исходя из совокупности данных обстоятельств, суд считает необходимым назначить Степашиной наказание в виде штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Оправдать Степашиной по предъявленному ей обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в её действиях состава преступления.

Признать Степашиной виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации, назначив ей наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Меру пресечения Степашиной О.И. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора суда в законную силу оставить прежней.

Вещественные доказательства: вещества, содержащие сибутрамин, – уничтожить, а компакт-диски – хранить при деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Красноярского краевого суда в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осуждённый вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чём должно быть указано в его кассационной жалобе.

Судья: