решение по иску прокурора района к ООО `РАТ Красноярск-5` возложении обязанности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2010 года г. Красноярск

Ленинский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Макаровой Ю.М.,

при секретаре Таракановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска к обществу с ограниченной ответственностью «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» о возложении обязанности по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» о возложении обязанности на работодателя по проведению предварительных медицинских осмотров (обследований) работников в срок до 01.12.2010 года, мотивируя свои требования тем, что в ходе совместно проведенной прокуратурой Ленинского района г. Красноярска и государственной инспекцией труда в Красноярском крае проверки 10 августа 2010 года о соблюдении трудового законодательства в ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5», установлено, что в нарушение требований действующего трудового законодательства в ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» не организовано проведение обязательных предварительных медицинских осмотров, не определен (отсутствует) контингент и не составлен поименный список лиц, подлежащих первичным и периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и не согласован с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Впоследствии истец неоднократно уточнял заявленные исковые требования, окончательно, 24.12.2010 г., просив суд обязать ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» в срок до 01.05.2011 г. направить в орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека контингент лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам лиц на период 2011-2013 г., обязать ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» в срок до 01.07.2011 г. заключить договор с медицинским учреждением, которое будет проводить предварительные и периодические медицинские осмотры работников. Мотивируя уточненные требования тем, что в ходе проведенной проверки о соблюдении трудового законодательства в ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5», установлено, что в нарушение требований действующего трудового законодательства в ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» не организовано проведение обязательных предварительных (при приеме на работу) медицинских осмотров, не определен и не согласован (отсутствует) контингент и не составлен поименный список лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, не заключен договор с медицинским учреждением на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, работники не прошли обязательный предварительный медицинский осмотр (при приеме на работу).

В ходе судебного заседания помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Моргун О.В. поддержал уточненные заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дав суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Просил суд обязать ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» в срок до 01.05.2011г. направить в орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека контингент лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам лиц на период 2011-2013г., обязать ответчика в срок до 01.07.2011г. заключить договор с медицинским учреждением, которое будет проводить предварительные и периодические медицинские осмотры работников.

Представитель ответчика ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» - Югов С.И. (действующий на основании доверенности № 12 от 17.05.2010 г., выданной сроком на один год), в ходе судебного заседания уточненные исковые требования признал частично, пояснив суду, что согласен с требованиями истца об обязании ответчика в срок до 01 мая 2011 года направить в орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека контингент лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам на период 2011-2013 г., не согласившись частично с требованиями истца об обязании ответчика в срок до 01 июля 2011 года заключить договор с медицинским учреждением, которое будет проводить предварительные и периодические медицинские осмотры работников, поскольку согласно Приказу № 90 и п.п. 6, 7 приказа № 83 от 16.08.2004 г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ, обязанность по прохождению периодического медицинского осмотра работников наступает через пять лет после образования организации, а ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» образовалось в январе 2010 года. Акт проверки соблюдения трудового законодательства Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 10 августа 2010 года не содержит указаний на нарушение ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» требований трудового законодательства в части проведения периодических медицинских осмотров, в нем идет речь только о выявленных нарушениях в части непроведения предварительных медицинских осмотров работников.

Третье лицо – представитель Государственной инспекции труда в Красноярском крае, о дне и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ранее в судебном заседании Л. пояснял, что в результате проверки соблюдения трудового законодательства на предприятии ответчика, было выявлено, что при приеме на работу на предприятии не проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта; нарушений в части непроведения периодических медицинских осмотров выявлено не было, поскольку это вновь созданное предприятие и установленные законом сроки проведения периодических медицинских осмотров еще не наступили.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося участника процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с положениями ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно ст. 212 ТК РФ в обязанности работодателя вменено, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

В соответствии с Положением о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников (Приложение 3), утвержденным Приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" ( в ред. от 06.02.2001г.):

Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение соответствия состояния здоровья работников поручаемой им работе.

Целью периодических медицинских осмотров является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний; выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также предупреждение несчастных случаев. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся лечебно - профилактическими учреждениями (организациями) с любой формой собственности, имеющими соответствующую лицензию и сертификат. Осмотр психиатром проводится в психоневрологическом диспансере (отделении, кабинете) по месту постоянной прописки обследуемого.

Работники, занятые непосредственным управлением различными видами транспортных средств (автомобильными, городскими, электрическими, воздушными, речными, морскими, железнодорожными) проходят предварительные и периодические медицинские осмотры по спискам профессий, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации и согласованных с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Контингенты, подлежащие предварительным и периодическим медицинским осмотрам, определяет центр Госсанэпиднадзора совместно с работодателем и профсоюзной организацией предприятия, учреждения, организации (по цехам, профессиям, опасным, вредным веществам и производственным факторам). Сроки проведения осмотров должны соответствовать установленной периодичности. Приказ № 90 от 14.03.1996 г. действует в части, не противоречащей приказу № 83 Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г.

В силу п.п.3.3, 7 Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых производится предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)», частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года. При этом, согласно пункту 6 указанного порядка работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, периодические медицинские осмотры проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).

Из утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 (в ред. от 16.05.2005г.) «Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) следует, что при выполнении работ по непосредственному управлению транспортными средствами производится предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Судом установлены следующие обстоятельства: согласно выписке из ЕГРЮЛ от 08.02.2010г. и Устава ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5», основным видом деятельности данной организации является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (код по ОКВЭД 60.21.11), дополнительными видами деятельности данного предприятия являются внутригородские, пригородные, междугородние, международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, деятельность такси и др. (л.д. 11-12, 13-14). Согласно штатному расписанию, утвержденному директором ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» 25 мая 2010 года в предприятии утвержден штат работников в количестве 737,25 единиц, из которых 350 штатных единиц «водитель автомобиля», штатное расписание действует с 01 июня 2010 года (л.д.10).

10 августа 2010 года прокуратурой Ленинского района г.Красноярска совместно со специалистами государственной инспекции труда в Красноярском крае проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5», в ходе которой установлено, что на предприятии не проведены обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские (обследования) работников, занятых на работах связанных с движением транспорта, для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, что подтверждается актом проверки от 10 августа 2010 года № 31-77-50, с которым директор ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» - С. был ознакомлен (л.д.5-8), по данному факту у него отобрано объяснение, в котором С. признал нарушения, выявленные в ходе проверки, объяснив их причину тем, что предприятие работает только с 01.06.2010 года (л.д.9).

Представитель Роспотребнадзора Н. допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста, пояснила, что в течение 10 дней специалисты территориального управления Роспотребнадзора производят согласование представленного работодателем контингента лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, при этом для предварительных и периодических медосмотров контингент лиц один и тот же. Предварительные медосмотры работники должны проходить по направлению работодателя в медицинском учреждении до приема на работу, а периодические - не реже одного раза в два года, при этом за два месяца до прохождения периодического медицинского осмотра согласованный контингент лиц, подлежащих осмотру должен быть направлен в медицинское учреждение.

При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что администрация ООО ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» своим бездействием нарушила действующее трудовое законодательство в части непроведения предварительных медицинских осмотров (обследований) и мероприятий связанных с ними, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, в связи с чем, исковые требования прокурора Ленинского района г.Красноярска о возложении обязанности на работодателя по проведению предварительных медицинских осмотров (обследований) работников подлежат удовлетворению, а именно, требования об обязании ответчика в срок до 01.05.2011 г. направить в орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека контингент лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам на период 2011-2013 г.г., а также подлежат удовлетворению требования об обязании ответчика в срок до 01.07.2011 г. заключить с медицинским учреждением договор на проведение предварительных медицинских осмотров.

Вместе с тем, суд считает, необходимым отказать в удовлетворении требования прокурора об обязании ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» в срок до 01.07.2011г. заключить договор с медицинским учреждением, которое будет проводить периодические медицинские осмотры работников, поскольку, согласно вышеприведенным нормативно-правовым актам периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года, и не заключение договора с медицинским учреждением, которое будет проводить в будущем ответчику периодические медицинские осмотры работников не является в настоящее время нарушением требований действующего трудового законодательства, поскольку не исключает того, что в дальнейшем работодатель добровольно в соответствии с действующим законодательством выполнит возложенные на него трудовым законодательством обязанности организовать проведение за счет собственных средств обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Красноярска к обществу с ограниченной ответственностью «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» о возложении обязанности по проведению предварительных медицинских осмотров, удовлетворить частично.

Обязать ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-5» в срок до 01.05.2011г. направить в орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека контингент лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам лиц на период 2011-2013 г.г., а также обязать ответчика в срок до 01.07.2011г. заключить договор с медицинским учреждением, на проведение предварительных медицинских осмотров.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска.

Судья Ю.М. Макарова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200