РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 03 марта 2011 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
судьи Снежинской Е.С.,
при секретаре судебного заседания Спорыхиной А.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по иску Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю к Федоренко Л.В. о взыскании задолженности в бюджет,
установил:
Межрайонная Инспекция федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю обратилась в суд к Федоренко Л.В. с указанным иском, ссылаясь на то, что Федоренко Л.В. зарегистрирована в качестве частного нотариуса и поставлена на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ. На 01 января 2001 года за Федоренко Л.В. образовалась задолженность перед бюджетом в ТФОМС взнос -353343 рубля, пени – 59602 рубля 10 копеек, штраф – 4854 рубля; в ФФОМС взнос – 1189 рублей 04 копейки, пени 2380 рублей 43 копейки, штраф – 285 рублей 80 копеек, в ПФ РФ взнос – 196096 рублей, пени – 357392 рубля 22 копейки, штраф – 32618 рублей 20 копеек, всего в общей сумме 621357 рублей 17 копеек, которые истец просит взыскать с ответчика. Кроме того, истец просит восстановить срок для обращения в суд с иском о взыскании с Федоренко Л.В. задолженности перед бюджетом, в связи с загруженностью и большим объеме работы.
В ходе предварительного судебного заседания представитель МИФНС № 24 по Красноярскому краю Хворова Л.С., действующая на основании доверенности от 15 февраля 2011 года, поддержала указанное ходатайство, ссылаясь на загруженность и большой объем работы в налоговом органе.
Представитель ответчика Попловская Валентина Викторовна, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, возражала против восстановления истцу срока для обращения в суд, ссылаясь на то, загруженность истца и большой объем работы не могут являться уважительными причинами пропуска срока для обращения в суд, поскольку налоговая инспекция является государственным органом, на которого возложены функции по контролю за соблюдением налогового законодательства. Просила в иске отказать без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 05 августа 2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п.1 ст. 70 НК РФ).
Аналогичные положения закреплены в п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», вступившим в действие с 01 января 2010 года.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Исковое заявление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как достоверно установлено судом, Федоренко Л.В. зарегистрирована в качестве частного нотариуса и поставлена на учет в налоговый орган 10 ноября 1998 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и налоговым уведомлением.
Межрайонная Инспекция федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю обратилась в суд с иском о взыскании с Федоренко Л.В. образовавшейся задолженности до 01 января 2001 года перед Территориальным фондом обязательного медицинского страхования РФ в размере 35343 рубля, пени- 18838 рублей 91 копейка, штраф – 4854 рубля» перед Федеральным фондом обязательного медицинского страхования РФ в размере 1189 рублей 04 копейки, пени 1008 рублей 62 копейки, штраф 285 рублей 80 копеек; перед Пенсионным фондом РФ в размере 196096 рублей, пени- 131227 рублей 43 копейки, штраф- 32618 рублей 20 копеек, что не оспаривается сторонами.
Между тем, в период с 2001 по 2010 год Федоренко Л.В. требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов не направлялось, меры к уплате страховых взносов в принудительном порядке не принимались, в связи с большой загруженностью и большим объемом работы налогового органа, что, по - мнению истца, является уважительной причиной пропуска срока, и необходимостью его восстановления.
Указанные причины суд не может признать уважительными, поскольку налоговые органы, являясь единой централизованной системой, осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, однако в течение 10 лет не принимали меры ко взысканию с Федоренко Л.В. задолженности по страховым взносам, образовавшихся до 01 января 2001 года, в принудительном порядке.
Таким образом, налоговым органом в отсутствие уважительных причин пропущен срок для обращения в суд с иском о взыскании с Федоренко Л.В. задолженности в бюджет, связи с чем, возражения ответчика подлежат удовлетворению и на основании п. 6 ст. 152 ГПК РФ суд принимает решение об отказе в иске в связи с пропуском срока на обращение в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 152 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю к Федоренко Л.В. о взыскании задолженности в бюджет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья: Е.С. Снежинская
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2011 года.