РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2011 г. г.Красноярск
Судья Ленинского районного суда г. Красноярска Е.Н.Иванова,
при секретаре Т.В.Зыряновой,
с участием заместителя Красноярского природоохранного прокурора Кусаева Е.В.
представителя администрации Ленинского района г. Красноярска Макова В. В. действующего на основании доверенности №01-25-81 от 10.01.2011г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора А.Н.Вигель, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского района г. Красноярска об обязании ликвидировать несанкционированную свалку на специализированный полигон бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор А.Н. Вигель обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского района г. Красноярска с иском (основным и уточненным) в котором просит обязать ответчика в срок до 01.07.2011года ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов размером 50 метров на 30 метров по адресу: <адрес> путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации Ленинского района г. Красноярска и при осмотре земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> была обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Указанный земельный участок не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам, отсутствует ограждение, складирование отходов устроено беспорядочно. Кроме того, указанный земельный участок не является полигоном для захоронения твердых бытовых отходов. Несанкционированная свалка твердых бытовых отходов Администрацией Ленинского района г. Красноярска не ликвидирована, что в свою очередь, представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ « Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании заместитель Красноярского природоохранного прокурора Кусаев Е.В. иск поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Ленинского района г. Красноярска Маков В.В. пояснил, что он признает наличие свалки на территории Ленинского района г. Красноярска, не оспаривает законность заявленных требований, однако, он не уверен, что возможна ликвидация этой свалки в срок до 01.07.2011года, т.к. на проведение этих работ необходимо объявить конкурс, что потребует определенного времени.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю Демченок С.Г. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Выслушав стороны. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст.ст.4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные положения закреплены в ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой территории муниципальных образования подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическим, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 4 постановления Администрации г.Красноярска от 04 апреля 2003 года № 124 «О муниципальном контроле за использованием земель на территории города Красноярска» на администрации районов в городе в пределах их компетенции возлагается обязанность по осуществлению муниципального контроля, в том числе за соблюдением на территории соответствующего района порядка, исключающего захламление земельных участков.
Согласно п.п. 2.2.3 Положения об Администрации района в городе Красноярска, утвержденного распоряжением Администрации г.Красноярска от 26 февраля 2007 года № 46-р, районная администрация организует работу с физическими и юридическими лицами по проведению субботников, месячников по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территории района; организует и контролирует работу по своевременному вывозу мусора от индивидуальных жилых домов.
В соответствии с п.1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05 августа 1988 года, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализационных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Как видно из материалов дела, 09 декабря 2010 года помощником Красноярского природоохранного прокурора проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Ленинского района г. Красноярска по адресу: <адрес> обнаружена свалка твердых бытовых размером 50 метров на 30 метров.
Актом натурной проверки от 28.03.2011г. проведенной заместителем Красноярского природоохранного прокурора Кусаевым Е.В. совместно с заместителем начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Ленинского района г. Красноярска Библий Л.Д. было установлено, что свалка твердых бытовых отходов, размером 50 на 30 метров расположенная по адресу: <адрес> до настоящего времени не ликвидирована.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка для использования под полигон твердых бытовых отходов не отводился, в соответствии с требованиями закона к полигонам твердых бытовых отходов не относится, хранение на нем мусора противоречит санитарно-эпидемиологическому и природоохранному законодательству, в связи с чем Администрация Ленинского района г.Красноярска обязана произвести ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов (строительный мусор) отходов, расположенной на территории Ленинского района г. Красноярска по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представителем ответчика Администрации Ленинского района г. Красноярска при рассмотрении дела не представлено сведений о ликвидации несанкционированной свалки в установленном порядке. Наоборот, из пояснений истца следует, что по настоящее времени свалка не ликвидирована в добровольном порядке.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель.
Поскольку на момент рассмотрения спора несанкционированная свалка не ликвидирована, то защита прав неопределенного круга лиц осуществляется путем возложения на ответчика обязанности исполнить нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, то есть обеспечивается судебным решением.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора А.Н.Вигель, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского района г. Красноярска об обязании ликвидировать несанкционированную свалку на специализированный полигон бытовых отходов удовлетворить.
Обязать администрацию Ленинского района г. Красноярска в срок до 01.07.2011года ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов размером 50 метров на 30 метров по адресу: <адрес> путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов.
Решение может быть обжаловано у Красноярский краевой суд через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Иванова