ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2011 года город Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Голубева С.Н.
при секретаре Михеевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ООО «Фарком» о признании бездействия недействительным, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, в лице главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Куркатова С.В., обратился с иском к ООО «Фарком» о признании бездействия недействительным, обязании устранить нарушения, мотивируя свои требования следующим.
В мае 2010г. специалистами Управления была проведена плановая проверка в отношении ООО «Фарком», были установлены факты следующих нарушений санитарного законодательства – п. 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ, Федерального закона от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс РФ»:
ч.1 ст.15 - разработанная и утвержденная директором ООО «Фарком» схема размещения торговых мест на рынке «Зеленый базар» ООО «Фарком» не согласована с органами, уполномоченными на осуществление контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю);
ч.2 ст.13 и п.3.9. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» - на территории рынка отсутствуют раздельные туалеты для посетителей и персонала, имеется один туалет);
ч.2 ст.13 и п.13.2. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» - отсутствует, не представлена личная медицинская книжка директора рынка Маркуса В.Л. с отметкой об аттестации руководителя;
ст.32 и п.3.3. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» - в программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий отсутствует перечень химических, биологических, физических и иных факторов, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (или обоснование их отсутствия), не указаны контрольно-критические точки объектов контроля (не указаны контрольно-критические точки контроля производственных факторов на рабочих местах в администрации рынка, в отношении которых необходима организация производственного контроля посредством проведения лабораторных испытаний).
ООО «Фарком» и должностное лицо (директор) ООО «Фарком» за указанные нарушения привлечены к административной ответственности по ст.6.3 и ч.1 ст.14.34 КоАП РФ (постановление по делу об административном правонарушении № 2794 от 07.06.2010г., постановление по делу № 5-297/2010 от 13.07.2010г.). По результатам проведенной проверки должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный надзор, ООО «Фарком» выдано предписание об устранении выявленных нарушений №2078/с от 28.05.2010 г., срок исполнения 08.12.2010 г.
При проведении внеплановой проверки с целью контроля выполнения указанного предписания 17.12.2010 г. установлено, что нарушения не устранены, требование об их устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, в отношении ООО «Фарком» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении № 5491 от 17.12.2010 г.), материалы административного производства направлены для рассмотрения по подведомственности мировому судье.
ООО «Фарком» продолжает осуществление своей деятельности с нарушением санитарного законодательства, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей.
Вышеуказанное является серьезным нарушением санитарного законодательства, влекущим нарушение права граждан на безопасную среду обитания, а именно:
- отсутствие согласования у разработанной и утвержденной директором ООО «Фарком» схемы размещения торговых мест на рынке не исключает нарушения поточности и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, пищевых и непищевых товаров на территории рынка, не гарантирует надлежащее расположение хозяйственной площадки (в том числе, мусоросборников) по отношению к торговым местам, что может привести к загрязнению готовых пищевых продуктов патогенными и условно-патогенными микроорганизмами, к попаданию химических веществ при контактировании с непродовольственными товарами, к появлению расселению грызунов, что может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний, кроме того, нарушается положение (ч. 1 ст. 15) Федерального закона от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс РФ»;
отсутствие на территории рынка раздельного туалета для посетителей и персонала ведет к перекресту встречных потоков посетителей и персонала при использовании посетителями и персоналом одного туалета, что не исключает заражения персонала (являющегося декретированным контингентом) различными инфекционными заболеваниями от посетителей, которые не проходят медицинский осмотр, с последующим их распространением на пищевые продукты, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний среди населения;
отсутствие гигиенической подготовки и аттестации у руководителя организации торговли привело к ненадлежащему контролю за соблюдением в организации торговли требований санитарного законодательства, к нарушению требований санитарного законодательства, и может привести к обороту небезопасных, некачественных пищевых продуктов, к возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний людей;
отсутствие в программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий полного перечня методов и методик контроля факторов среды обитания, отсутствие перечня химических, биологических, физических и иных факторов, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания ведет к отсутствию надлежащего контроля за соблюдением на территории рынка требований санитарного законодательства, к нарушению требований санитарного законодательства, что не исключает оборот небезопасных, некачественных пищевых продуктов и может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
На основании изложенного истец просит:
1.Признать бездействие ООО «Фарком» по устранению нарушений санитарного законодательства (ст. 32, ч. 1 ст. 15, ч. 2 ч. ст. 13 Федерального закона от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс РФ», п.п.3.9., 13.2. СанПин 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п.п.3.1., 3.3. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий») противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
2.Обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил на рынке «Зеленый базар» ООО «Фарком», расположенном по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 10, в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу следующим образом:
2.1. согласовать разработанную и утвержденную директором ООО «Фарком» схему размещения торговых мест на рынке «Зеленый базар» ООО «Фарком» с органами, уполномоченными на осуществление контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю);
2.2. обеспечить наличие на территории рынка раздельных туалетов для посетителей и персонала;
2.3. директору рынка Маркус В.Л. пройти гигиеническую подготовку и
аттестацию, представить личную медицинскую книжку с отметкой о
прохождении гигиенической подготовки и аттестации;
2.4. в программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий включить перечень химических, биологических, физических и иных факторов, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (или обоснование их отсутствия), указать контрольно-критические точки объектов контроля: указать контрольно-критические точки контроля производственных факторов на рабочих местах в администрации рынка, в отношении которых необходима организация производственного контроля посредством проведения лабораторных испытаний.
В судебном заседании представитель истца, Красикова Е.И. (доверенность №ДВ-46 от 11.01.2011г.) заявленные требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что несмотря на наличие в материалах дела копии санитарной книжки на имя Маркус В.Л. с отметкой о проведенной аттестации – поддерживает заявленное требование в связи с отсутствием полномочий на отказ от исковых требований. Представленные Маркус В.Л. фотографии не подтверждают исполнение ответчиком обязанности по обеспечению наличия на территории рынка раздельных туалетов для посетителей и персонала. Согласна на рассмотрение искового заявления в заочном порядке.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Судом, с согласия истца, принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона в от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.12.2006) рынок, в том числе помещения административно-хозяйственного назначения и места общего пользования, должен содержаться в надлежащем санитарном и техническом состоянии. Частью 1 ст.155 данного закона установлено, что торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на универсальном рынке управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится рынок, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3.9 СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. «Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила», установлено, что все стационарные организации торговли оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук персонала. Организации торговли, торговой площадью более 1000 м2, оборудуются туалетами для посетителей. Туалеты для персонала и посетителей должны быть раздельными. Во всех строящихся и реконструируемых организациях торговли унитазы и раковины для мытья рук персонала следует оборудовать устройствами, исключающими дополнительное загрязнение рук (локтевые, педальные приводы и т.п.).
Пунктом 13.2. вышеуказанного нормативного акта регламентировано, что на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.
П.п. 3.1 и 3.3 СП 1.1.1058-01. 1.1. «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила» указано, что программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные: Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний). При этом основанием для определения перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, и определения периодичности отбора проб и проведения исследований, в том числе в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятия, являются санитарные правила, гигиенические нормативы и данные санитарно-эпидемиологической оценки.
Как видно из материалов дела в мае 2010г. специалистами Управления была проведена плановая проверка в отношении ООО «Фарком», были установлены факты нарушений санитарного законодательства. 28.05.2010г. было выдано предписание в срок до 08.12.2010г. устранить нарушения (л.д.10-13). Постановлением от 07.06.2010г.ООО «Фарком» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3. КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д.14-17). Постановлением от 13.07.2010г. Маркус В.Л.признан виновным в совернении правонарушения, предусмотренного ст.14.34 ч.1 КоАП РФ, назначено наказание в вид административного штрафа в размере 25000 рублей (л.д.18-20).
При проведении внеплановой проверки с целью контроля выполнения указанного предписания 17.12.2010 г. (л.д.21-24) установлено, что нарушения не устранены, требование об их устранении не выполнено, установлены следующие нарушения:
отсутствие согласования у разработанной и утвержденной директором ООО «Фарком» схемы размещения торговых мест на рынке не исключает нарушения поточности и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, пищевых и непищевых товаров на территории рынка, не гарантирует надлежащее расположение хозяйственной площадки (в том числе, мусоросборников) по отношению к торговым местам, что может привести к загрязнению готовых пищевых продуктов патогенными и условно-патогенными микроорганизмами, к попаданию химических веществ при контактировании с непродовольственными товарами, к появлению расселению грызунов, что может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний, кроме того, нарушается положение (ч. 1 ст. 15) Федерального закона от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс РФ»;
отсутствие на территории рынка раздельного туалета для посетителей и персонала ведет к перекресту встречных потоков посетителей и персонала при использовании посетителями и персоналом одного туалета, что не исключает заражения персонала (являющегося декретированным контингентом) различными инфекционными заболеваниями от посетителей, которые не проходят медицинский осмотр, с последующим их распространением на пищевые продукты, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний среди населения;
отсутствие гигиенической подготовки и аттестации у руководителя организации торговли привело к ненадлежащему контролю за соблюдением в организации торговли требований санитарного законодательства, к нарушению требований санитарного законодательства, и может привести к обороту небезопасных, некачественных пищевых продуктов, к возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний людей;
отсутствие в программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий полного перечня методов и методик контроля факторов среды обитания, отсутствие перечня химических, биологических, физических и иных факторов, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания ведет к отсутствию надлежащего контроля за соблюдением на территории рынка требований санитарного законодательства, к нарушению требований санитарного законодательства, что не исключает оборот небезопасных, некачественных пищевых продуктов и может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, в отношении ООО «Фарком» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении № 5491 от 17.12.2010 г., л.д.25-28), материалы административного производства направлены для рассмотрения по подведомственности мировому судье (л.дз.29-30).
ООО «Фарком» продолжает осуществление своей деятельности с нарушением санитарного законодательства, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей. Вышеуказанное является серьезным нарушением санитарного законодательства, влекущим нарушение права граждан на безопасную среду обитания.
Суд не может признать в качестве надлежащего доказательства представленные Маркус В.Л. фотографии, поскольку они не подтверждают исполнение ответчиком обязанности по обеспечению наличия на территории рынка раздельных туалетов для посетителей и персонала ввиду того, что по данным фотографиям не возможно определить местонахождение туалетов на территории рынка «Зеленый базар».
Таким образом, в суде достоверно подтвержден факт противоправности бездействие ООО «Фарком» по устранению нарушений санитарного законодательства (ч. 1 ст. 15, ч. 2 ч. ст. 13 Федерального закона от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс РФ», п.п.3.9., 13.2. СанПин 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п.п.3.1., 3.3. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»), нарушения этим бездействием прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Маркус В.Л. представил суду копию санитарной книжки на своё имя с отметкой о проведенной аттестации, на основании чего суд считает необходимым отказать в удовлетворении требования о признании бездействия ООО «Фарком» по устранению нарушений санитарного законодательства (13.2. СанПин 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, отказать в удовлетворении требования пройти гигиеническую подготовку и аттестацию, представить личную медицинскую книжку с отметкой о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.
Также суд считает необходимым отказать в удовлетворении требования о признании бездействия ООО «Фарком» по устранению нарушений санитарного законодательства (ст.32 Федерального закона от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ») противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку в указанном нормативном акте отсутствует данная статья.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст.73 СК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ООО «Фарком» о признании бездействия недействительным, обязании устранить нарушения частично удовлетворить.
Признать бездействие ООО «Фарком» по устранению нарушений санитарного законодательства (ч. 1 ст. 15, ч. 2 ч. ст. 13 Федерального закона от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ», п.п.3.9., 13.2. СанПин 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п.п.3.1., 3.3. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий») противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил на рынке «Зеленый базар» ООО «Фарком», расположенном по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 10, в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу следующим образом:
согласовать разработанную и утвержденную директором ООО «Фарком» схему размещения торговых мест на рынке «Зеленый базар» ООО «Фарком» с органами, уполномоченными на осуществление контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю);
обеспечить наличие на территории рынка раздельных туалетов для посетителей и персонала;
в программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий включить перечень химических, биологических, физических и иных факторов, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (или обоснование их отсутствия), указать контрольно-критические точки объектов контроля: указать контрольно-критические точки контроля производственных факторов на рабочих местах в администрации рынка, в отношении которых необходима организация производственного контроля посредством проведения лабораторных испытаний.
Отказать в удовлетворении требования о признании бездействия ООО «Фарком» по устранению нарушений санитарного законодательства (ст.32 Федерального закона от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ», 13.2. СанПин 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов») противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Отказать в удовлетворении требования к Маркус В.Л. пройти гигиеническую подготовку и аттестацию, представить личную медицинскую книжку с отметкой о
прохождении гигиенической подготовки и аттестации.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий С.Н.Голубев