РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Красноярск 17 июня 2011 г. Ленинский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Присяжнюк О.В., при секретаре Устюговой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комаровой ТМ об оспаривании решения администрации <адрес> <адрес>, УСТАНОВИЛ: Комарова Т.М. обратилась в суд с указанным заявлением, требуя признать незаконным распоряжение №, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> об отказе Комаровой Т.М. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, и возложить на администрацию обязанность поставить Комарову Т.М. на таковой учет, мотивируя следующим. Заявитель, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, в соответствии с положениями ст. 51,52 ЖК РФ и льготами, предусмотренными ст. 21 ФЗ «О ветеранах» обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая на то, что более пяти лет проживает в не принадлежащем ей жилье. В феврале 2011 г. новые собственники жилого помещения заявили требования о её выселении, иного жилого помещения она не имеет, однако распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей было необоснованно отказано, с указанием, на то, что с момента ухудшения ее жилищных условий не истек пятилетний срок. Комарова Т.М. в судебное заседание не явилась, предоставила полномочия своему представителю по доверенности. В судебном заседании представитель заявителя Соловьева Е.М. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) требования поддержала, обосновывая обстоятельствами, изложенными в заявлении, дополнительно пояснив, что ранее у Комаровой Т.М. была в собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, которую она в 2005 году продала внучке АНА, оставаясь проживать в данном жилом помещении. В декабре 2010 года АНА продала указанную квартиру ГЕН и СРА, по иску которых, на основании решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Комарова Т.М. выселена из занимаемой квартиры и в настоящее время проживает в социальном приюте <данные изъяты>. Таким образом, Комарова Т.М. не имеет собственного жилья более пяти лет, в связи с чем, отказ администрации в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконен. Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлял, возражений против удовлетворения требований заявителя не представил. При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации района на основании ч.2 ст. 257 ГПК РФ. Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает заявление Комаровой Т.М. обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 15 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в частности, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В силу п.4 ст.14 данного Закона за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 06.05.2010 N 79-ФЗ). В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 21 Закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак (п.3 ч.2 ст. 21 Закона). С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен ст. 23.2 (п. 8 ст. 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" – ст. 28.2 (п. 2 ст. 5), которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, в том числе участников и инвалидов ВОВ. Предоставление жилья ветеранам ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, так же предусмотрено в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», реализация которого осуществляется федеральной целевой программой «Жилье» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050. В соответствие с Законом Красноярского края № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны пользуются мерами социальной поддержки по обеспечению жильем при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (п.1 ст. 2) В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В судебном заседании достоверно установлено, что Комарова Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны - КВИ, умершего ДД.ММ.ГГГГ, соответствующее удостоверение ей выдано ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем она имеет право на льготы, установленные вышеуказанными положениями Закона. Кроме того, из материалов дела усматривается, что на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ двух комнатная квартира по адресу: <адрес>, была передана в собственность КВИ и Комаровой Т.М. (л.д.39). После смерти КВИ, Комарова Т.М. приняла открывшееся наследство в виде 1/2 доли в праве собственности на указную квартиру, став её единоличным собственником (л.д.40). ДД.ММ.ГГГГ Комарова Т.М. продала принадлежащую ей квартиру АНА, (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на имя АНА (л.д.34, 41). ДД.ММ.ГГГГ АНА продала указанную квартиру СРА и ГЕН, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на имя последних (л.д.35-36, 38). Комарова Т.М. оставалась проживать в не принадлежащей ей квартире до 2011 г., что подтверждается выпиской из домовой книги, копией паспорта заявителя со штампом о регистрации по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Жилых помещений на праве собственности за Комаровой Т.М. на территории Красноярского края не зарегистрировано, что подтверждено уведомлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, об отсутствии сведений о правах Комаровой Т.М. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.33). Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу указанной нормы ограничения в постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Непременным условием применения последствий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ в связи с ухудшением жилищных условий является намеренный характер действий лица, имеющего целью лишь постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако обстоятельств, свидетельствующих о намерении Комаровой Т.М. ухудшить свои жилищные условия с целью постановки на таковой учет, судом не установлено. Имевшееся в собственности Комаровой Т.М. жилое помещение, по адресу: <адрес> в <адрес>, продано ею на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, а Комарова Т.М. обратилась с заявлением о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении более пяти лет, со дня совершения действий по продаже принадлежащего ей жилья. Другого жилого помещения она не имеет, что подтверждается приведенными выше доказательствами. При таких обстоятельствах, учитывая, что Комарова Т.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны, находится в преклонном возрасте, не имеет жилья на праве собственности и на условиях социального найма, а также, учитывая принцип социальной справедливости, и положения Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 года" которым подтверждена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, суд приходит к выводу, что распоряжение администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Комаровой Т.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях является необоснованным, и считает необходимым обязать администрацию района устранить в полном объеме допущенное нарушение права Комаровой Т.М. быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по категории «члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны». На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать незаконным Распоряжение администрации <адрес> в городе Красноярске за№140 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Комаровой Т.М. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Обязать Администрацию <адрес> принять Комарову ТМ ДД.ММ.ГГГГ рождения на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по категории «члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны». Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня провозглашения, с подачей жалобы в Ленинский суд г. Красноярска. Судья: О.В.Присяжнюк