Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Красноярск 10 октября 2011 года Ленинский районный суд города Красноярска в составе: председательствующего - судьи Южанниковой Л.Г., при секретаре Филипповой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Кировского района г. Красноярска к Индивидуальному предпринимателю Андрейцевой В.В. о признании незаконными бездействий в области соблюдения природоохранного законодательства, установил: Заместитель прокурора Кировского района г. Красноярска Боль С.Я. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ИП Андрейцевой В.В., просит признать незаконными бездействия ИП Андрейцевой В.В. по не осуществлению деятельности по паспортизации отходов 1-4 классов опасности, по неразработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; по не назначению ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; по не назначению в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами, по неформированию и непредставлению в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю ежегодного отчета по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2 -ТП ( отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Кроме того, прокурор просит обязать ИП Андрейцеву В.В. разработать паспорта отходов 1-4 классов опасности и согласовать с Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю, разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям, назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами, сформировать и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю ежегодный отчёт по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП ( отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Иск предъявлен в Ленинский районный суд г. Красноярска по месту жительства индивидуального предпринимателя гражданина Андрейцевой В.В., что не нарушает требования закона и правила подсудности. Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Кировского района г. Красноярска 15.03.2011 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя Андрейцевой В.В.. В ходе проверки установлено, что нежилое помещение № по <адрес> принадлежит на праве собственности Андрейцевой В.В. и используется под парикмахерскую. В процессе эксплуатации нежилого помещения № по <адрес> образуются различного рода отходы, в том числе ртутьсодержащие люминесцентные лампы отработанные и брак (образуются в процессе освещения помещений, от работы солярия), мусор от бытовых помещений организаций несортированный, волосы, различного рода упаковки от красок. На момент осмотра помещения ИП Андрейцевой В.В. по адресу: <адрес> специального места, предназначенного для хранения отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп, не установлено. Также отсутствуют паспорта отходов 1-4 классов опасности, согласованные Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю, не проведена деятельность по паспортизации, отсутствуют материалы подтверждения компонентного состава отходов. Кроме того, ИП Андрейцева В.В. не формирует и не согласовывает в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю ежегодный отчет форме федерального государственного статистического наблюдения №-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», данный отчет за 2010 год не представлен; не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; не назначены в установленном порядке ответственные лица за обращение с указанными отходами. Таким образом, ИП Андрейцевой В.В. при эксплуатации объекта капитального строительства - парикмахерской, расположенной по адресу: <адрес> экологические требования не соблюдаются, что нарушает права неопределенного круга лиц. На основании изложенного, Прокурор Кировского района г. Красноярска просит суд признать бездействия ИП Андрейцевой В.В. по не осуществлению деятельности по паспортизации отходов 1-4 классов опасности; по не разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; по не назначению в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами; по не формированию и непредставлению в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю ежегодного отчета по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» незаконными. Обязать ИП Андрейцеву В.В. разработать паспорта отходов 1-4 классов опасности и согласовать с Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю. Обязать ИП Андрейцеву В.В. разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использовании обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами. Обязать ИП Андрейцеву В.В. сформировать и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю ежегодный отчет по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Определением суда от 10.10.2011 года производство по гражданскому делу прекращено по ходатайству прокурора в связи с выполнением ответчиком в добровольном порядке требований : в части признания незаконными бездействий ИП Андрейцевой В.В. по не осуществлению деятельности по паспортизации отходов 1-4 классов опасности; по не разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; по не назначению в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами; понуждения ИП Андрейцеву В.В. разработать паспорта отходов 1-4 классов опасности и согласовать с Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использовании обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами. В судебное заседание представитель прокуратуры Кировского района г. Красноярска не явился, направив заявление от имени заместителя прокурора Кировского района г. Красноярска Хандошко О.И. о рассмотрении дела в отсутствие прокурора, просит производство прекратить в части требований в связи с добровольным исполнением требований прокурора в части обязанности ИП Андрейцевой В.В. разработать паспорта отходов 1-4 классов опасности и согласовать с Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю. В оставшейся части исковые требования поддерживает в полном объеме. Ответчик ИП Андрейцева В.В. в ходе судебного заседания исковые требования в части возложить на нее обязанность по формированию и предоставлению отчета по форме 2-ТП не признала, пояснив суду, что не осуществляет деятельность по сбору и накоплению отходов, то есть не занимается деятельностью по обращению с отходами. Представитель третьего лица- Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю – Курбатов В.В. (полномочия подтверждены)поддержал требования прокурора в полном объеме, пояснив суду, что Андрейцева В.В. является субъектом, на который распространяются требования ч.3 ст. 18 ФЗ РФ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в связи с чем, обязана предоставлять соответствующую отчетность по отходам. Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Ст. 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Ст. 45 Конституции Российской Федерации гласит: каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В соответствии с положениями ч. 1. и ч. 2 ФЗ РФ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ) Судом установлено, что 15.03.2011 года Прокуратурой Кировского района г.Красноярска проверка соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя Андрейцевой В.В.. В ходе проверки установлено, что нежилое помещение № по <адрес> принадлежит на праве собственности Андрейцевой В.В. и используется под парикмахерскую. В процессе эксплуатации нежилого помещения № по <адрес> образуются различного рода отходы, в том числе ртутьсодержащие люминесцентные лампы отработанные и брак (образуются в процессе освещения помещений, от работы солярия), мусор от бытовых помещений организаций несортированный, волосы, различного рода упаковки от красок. На момент осмотра помещения ИП Андрейцевой В.В. по адресу: <адрес> специального места, предназначенного для хранения отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп, не установлено (л.д. 7-9). По данному факту от Андрейцевой В.В. было отобрано объяснение (л.д.49) и 31.03.2011 года ИП Андрейцева В.В. была привлечена к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей (л.д.10-14). Указанное постановление Андрейцева В.В. не обжаловала. В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 18 № 89-ФЗ РФ в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, предусматривает, что порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 19 № 89-ФЗ РФ в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ): 1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004)) 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004) Приказом № 17 от 28 января 2011 года Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена представленная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования прилагаемая годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе Росприроднадзора, и введена в действие с отчета за 2010 год. Как следует из Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Андрейцевой В.В. занимается следующими видами экономической деятельности : предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами, туалетным и хозяйственным мылом, обувью и изделиями из кожи, сдачи в наем собственного недвижимого имущества ( л.д. 41). В процессе деятельности ИП Андрейцевой В.В. образуются различного вида отходы, но деятельностью по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов ИП Андрейцева В.В. не занималась и не занимается. Положения статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закона "Об охране окружающей среды" предусматривают : «Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2001, N 1, ст. 21; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3616; N 45, ст. 5142) следующие изменения: 1) в преамбуле слово "природную" исключить; 2) в статье 1: а) абзац третий признать утратившим силу; б) абзац четвертый изложить в следующей редакции: "обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;"; До вступления в силу ст. 33 Федерального закона от 30.12.2008 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть до 01.07.2009 года под обращением с отходами, наряду с деятельностью по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, входила также деятельность, в процессе которой образуются отходы. В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", понятие "обращение с отходами" определено в ст. 1 указанного Закона и включает в себя "деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов". Определение каждого термина содержится в указанной статье. При этом образование отходов согласно действующему законодательству (с 01.07.2009 года) деятельностью по обращению с отходами не является. Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в процессе осуществления ответчиком деятельности ( предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами, туалетным и хозяйственным мылом, обувью и изделиями из кожи, сдачи в наем собственного недвижимого имущества ) действительно образуются отходы, в частности, отработанные люминесцентные лампы - 1 класса опасности, мусор - 4 класса опасности, другие отходы.) При этом услуги по обращению с отходами, образующимися в деятельности ответчика, оказываются ответчику специализированным организациями, имеющими соответствующие лицензии. При таких обстоятельствах, судом приходит к выводу, что исковые требования прокурора о признании незаконными бездействий ИП Андрейцевой В.В. при эксплуатации объекта капитального строительства - парикмахерской, расположенной по адресу: <адрес>, так как экологические требования по формированию и предоставлению в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю ежегодного отчета по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП ( отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» не соблюдаются, не представлен данный вид отчета за 2010 год, не обоснованы и не соответствуют требованиям закона РФ "Об охране окружающей среды" в действующей редакции ( после с 01.07.2009 года), в связи с чем не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–199ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Кировского района г. Красноярска о признании незаконными бездействий Индивидуального предпринимателя Андрейцевой В.В., выразившихся в неформировании и непредставлении в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю ежегодного отчета по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП ( отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» и понуждении индивидуального предпринимателя Андрейцевой В.В. сформировать и предоставить в Управление Роприроднадзора по Красноярскому краю ежегодный отчет по форме федерального государственного статистического наблюдения « 2-ТП ( отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий Л.Г.Южанникова