решение по гр.делу по иску Бишовой А.Б. к Правительству РФ о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 14 ноября 2011 года

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Чуриновой Е.А.,

при секретаре Смоляковой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бишовой А.Б. к Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий,

УСТАНОВИЛ:

Истица Бишова А.Б. обратилась в суд с иском к Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, в размере 160000 рублей, эквивалент 4000 Евро.

Свои требования мотивирует тем, что ее родители были репрессированы по национальному признаку в 1941 году. В последствии родители были реабилитированы, однако справки о их реабилитации не сохранилась. Сама истица на основании Указа ПВС СССР от 28.08.1941 года находилась с родителями на спецпоселении с момента рождения (ДД.ММ.ГГГГ). На основании ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» Бишова А.Б. 04.03.1997 года была реабилитирована, что подтверждено справкой о ее реабилитации от 24.12.2003 года. Истица полагает, что в силу положений Закона РФ от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», а также норм международного права имеет право на компенсацию причиненного ей в результате политических репрессий морального вреда, который она оценивает в 160000 рублей.

В судебном заседании истица Бишова А.Б. заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что она родилась в 1942 году после того как ее родители были репрессированы, проживала с родителями на спецпоселении. Лично она на спецучете не состояла, получала образование как все другие дети, однако она с детства испытывала нравственные страдания, поскольку вместе с родителями проживала на спецпоселении, с детства она понимала, что ее семью воспринимают как людей второго сорта. В настоящее время на основании справки о реабилитации она пользуется льготами как мерой социальной поддержки

Представитель ответчика Правительства Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения и социального развития РФ, уполномоченный представлять интересы Правительства РФ на основании поручения Правительства РФ от 25.10.2011 года № П12-44347, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, ранее представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие. При этом исковые требования истица не признал, в письменном отзыве указал, что в соответствии с преамбулой Закона № 1761-1 его целью является реабилитация жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба. При этом закон не содержит положений, предусматривающих возмещение морального вреда жертвам политических репрессий. Вместе с тем, согласно позиции Конституционного суда РФ, Закон № 1761-1 принят в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, и истолкование его норм, как исключающих моральный вред из объема подлежащего возмещению ущерба, не соответствовало бы положением Конституции РФ. Установленные для жертв политических репрессий льготы в их материальном выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда. Однако следует учитывать, что законодатель использовал специальные публично-правовые механизмы компенсации, которые, в отличие от гражданского законодательства, не предусматривают разграничение форм возмещения материального и морального вреда.

Пищальников С.В., представляющий на основании доверенности интересы Министерства финансов РФ, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, а также действующий как Представитель ответчика Правительства Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, (полномочия проверены) исковые требования не признал, суду пояснил, что закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам. Конституционный суд РФ пришел к выводу, что установление для названной категории граждан льгот было направлено на защиту их прав и свобод, создание благоприятных условий для из реализации и обеспечения социальной защищенности, эти льготы в их материальном (финансовом) выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда. Вместе с тем, следует учитывать, что по своей правовой природе указанные виды компенсаций и социальной поддержки являются льготами, носящими компенсационный характер. Поскольку истцом в предмет исковых требований указанные виды льгот и компенсаций не включены, ответчик вправе предположить, что Управлением социальной защиты населения ему оказаны в полном объеме все компенсации и необходимые меры социальной поддержки, а тем самым возмещен и моральный вред. Кроме того, федеральным законодательством установлено, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан (в том числе, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Уполномоченными органами на муниципальном уровне являются Управления социальной защиты населения. Таким образом, надлежащим ответчиком по данному иску является Управление социальной защиты населения.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Согласно преамбуле Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политический репрессий" целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

В соответствии со ст.12 Закона реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.

Таким образом, данный закон не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями Закона N1761-1, однако регулирует вопросы социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а именно ст.16 Закона, которая в настоящее время действует в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и предусматривает, что вышеуказанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004 г. №12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» реабилитированные лица имеют право на меры социальной поддержки.

Исходя из того, что Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что истолкование его норм как исключающих моральный вред из объема, подлежащего возмещению ущерба, не соответствовало бы статьям 52 и 53 Конституции Российской Федерации; установление для названной категории граждан льгот было направлено на защиту их прав и свобод, создание благоприятных условий для их реализации и обеспечение социальной защищенности, эти льготы в их материальном (финансовом) выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда; кроме того, следует учитывать, что законодатель использовал в данном Законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, которые, в отличие от гражданского законодательства, не предусматривают разграничение форм возмещения материального и морального вреда. Приведенная правовая позиция изложена в ряде Определений Конституционного Суда Российской Федерации (от 27 декабря 2005 года N 527-О, 17 октября 2006 года N 397-О, от 15 мая 2007 года N 383-О-П и др.,), сохраняющих свою силу, и, следовательно, является общеобязательной и распространяется как на реабилитированных лиц, так и на их наследников, признанных подвергавшимися политическим репрессиям и подлежащих реабилитации.

Как установлено судом, родители истицы – Бишов Б.Б. и Бишова Е.А., на основании Указа ПВС СССР от 28.08.1941 года были подвергнуты политическим репрессиям и выселены в Алтайский край. Как следует из пояснений истицы, родители были реабилитирован, однако справки о их реабилитации не сохранились.

Согласно Свидетельству о рождении истица Бишова А.Б. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Как следует из Справки о реабилитации, выданной УВД Администрации Красноярского края 24.12.2003 года, Бишова А.Б. на основании Указа ПВС СССР от 28.08.1941 года находилась с родителями на спецпоселении с момента рождения. На основании ст. 1.1. Закона РФ от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» Бишова А.Б. 04.03.1997 года реабилитирована.

Как следует из пояснений истицы Бишовой А.Б. Управлением социальной защиты населения ей выдано Свидетельство о праве на льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", ежемесячно она получает денежную компенсацию в размере 300 рублей.

Дав правовой анализ установленным выше фактическим обстоятельствам дела, с учетом системного анализа правовых норм, регулирующих спорные правовые отношения (Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 года N 373-О-П, Закон РФ от 18.10.1991 года N 1761-1), суд приходит к выводу о том, что Российской Федерацией в рамках взятых на себя публично-правовых обязательств истцу возмещается вред, причиненный в результате политических репрессий, в том числе и моральный, поскольку при рассмотрении дела установлено, что в связи с примененными к семье истца репрессиями, он пользуется всеми предусмотренными государством льготами.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бишовой А.Б. к Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы в Ленинский районный суд г. Красноярска.

Полное мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2011 года.

Копия верна

Судья Е.А.Чуринова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200