Именем Российской Федерации город Красноярск 11 ноября 2011 года Ленинский районный суд города Красноярска в составе: председательствующего - судьи Галимова О.Х., при секретаре Люкшиной Ю.Л., с участием заявителя Ильина А.С., представителя администрации Ленинского района г.Красноярска Троицкой Г.К., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Ильина А.С. и Ильиной В.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л : Ильин А.С. и Ильина В.В. обратились в суд с заявлением, в котором просят признать незаконными действия администрации Ленинского района г.Красноярска, выразившиеся в отказе в принятии решения о признании молодой семьи в составе: Ильина А.С. (супруг), Ильиной В.В. (супруга) и ФИО6 (сын) имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для участия в жилищных программах; обязать администрацию Ленинского района г. Красноярска признать указанную семью имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для участия в жилищных программах. Требования мотивированы тем, что 18 августа 2011 года Ильины обратились в администрацию Ленинского района г. Красноярска с заявлением о признании их молодой семьи имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для участия в жилищных программах в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и в порядке, предусмотренном постановлением администрации города от 16 июля 2009 года № 258 «О порядке реализации городской целевой программы «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011 годы, для дальнейшего участия в жилищных программах. Заявителями был предоставлен необходимый пакет документов, подтверждающий право их молодой семьи быть признанной имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для участия в жилищных программах. Однако администрация Ленинского района г. Красноярска предоставила необоснованный, неправомерный и незаконный отказ в форме письменного уведомления от 05 сентября 2011 года, в котором отсутствуют ссылки на правовые акты, разъяснение заявителям их прав на обжалование принятого решения. При этом администрация района вышла за рамки своих полномочий, ссылаясь на нецелесообразность реализации заявителями своих прав, отрицая возможность самостоятельного установления факта признания молодой семьи имеющей достаточные доходы или иные денежные средства как основания для участия в жилищных программах, чем создала заявителям препятствие в реализации прав и законных интересов. Заявитель Ильина В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена, доверила защиту своих интересов представителю. Заявитель Ильин А.С., он же представитель заявителя Ильиной В.В. по доверенности, доводы заявления поддержал по изложенным выше основаниям, настаивая на том, что отдельное решение о признании его семьи имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для участия в жилищных программах позволит самостоятельно реализовать предоставленные права в рамках различных жилищных программ. Представитель администрации Ленинского района г.Красноярска Троицкая Г.К. (полномочия подтверждены) возражала против доводов заявления, ссылаясь на то, что признание семьи Ильиных имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для участия в жилищных программах не влечет никаких правовых последствий без признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает рассматриваемое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам. По правилам ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Как видно из материалов дела семья Ильин А.С., действуя в своих интересах и в интересах Ильиной В.В. (по доверенности) 18 августа 2011 года обратился в администрацию Ленинского района г.Красноярска с заявлением, в котором в соответствии с постановлением администрации города Красноярска от 27 января 2010 года №30 и подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы просил признать молодую семью в составе Ильина А.С. (супруг) и Ильиной В.В. (супруга) имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для участия в жилищных программах, с приложением копий следующих документов: свидетельства о браке, свидетельства о рождении, результатов оценки рыночной стоимости доли Ильина А.С. в жилом помещении и сберегательной книжки. Согласно письменному уведомлению руководителя администрации Ленинского района г.Красноярска от 05 сентября 2011 года указанное заявление было рассмотрено на заседании жилищной комиссии администрации района ( протокол №15 от 23 августа 2011 года) и принято решение об отказе в признании семьи Ильиных имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для участия в жилищных программах в связи с тем, что признание данного обстоятельства без определения нуждаемости в улучшении жилищных условий и других критериев не влечет для заявителей каких-либо правовых последствий. Разрешая заявление Ильина А.С. и Ильиной В.В. по существу, суд исходит из следующего. Пункт 2.2.8. Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 26 февраля 2007 года № 46-р, устанавливает перечень следующих полномочий районной администрации в сфере реализации федеральных, краевых, городских целевых жилищных программ: - ведение консультационного приема молодых семей; - принятие и проверка документов для признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2009-2011 годы» и городской целевой программе «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011 годы, а также возвращение молодым семьям представленного ими пакета указанных документов; - принятие решений о признании молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2009-2011 годы» с включением в отдельные списки для целей указанной программы по дате признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. В случае признания нескольких семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в один и тот же день списки формируются по алфавиту; - принятие решений о признании молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в городской целевой программе «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011 годы; - предоставление в управление учета и реализации жилищной политики администрации города списки молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий (состоящих на учете нуждающихся), для участия в жилищных программах по обеспечению жильем молодых семей; - принятие решений о признании молодых семей имеющими достаточные доходы или иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в порядке, установленном действующим законодательством. В соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Согласно п.15 указанных Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по установленной форме (приложение №2); б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В целях реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года в Красноярском крае действует Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2009-2011 годы» (далее – Краевая программа), утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 года №247-п (в ред. постановления Правительства Красноярского края от 19 апреля 2011 года №199-п), предусматривающая аналогичные вышеприведенным условиям требования к участникам программы (п.3.1.1). Заявления для участия в данной программе с приложенными к нему документами, перечень которых определен в п.3.1.9.1 Краевой программы, рассматривает орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявителя (п.3.1.9). При этом порядок и условия признания молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, регулируется постановлением Правительства Красноярского края от 06 октября 2009 № 503-п «Об утверждении Порядка и условий признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома», согласно которому орган местного самоуправления в 10-дневный срок со дня поступления документов принимает соответствующее решение и в 7-дневный срок в письменной форме доводит его до сведения молодой семьи (п.3). Аналогичный порядок признания молодой семьи имеющей достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах и перечень требований к их участникам установлен Положением о порядке реализации городской целевой программы «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011 годы (далее – Городская программа), утвержденном постановлением Главы г.Красноярска от 16 июля 2009 года №258 (в ред. от 03 июня 2011 года). Решением администрации Ленинского района г.Красноярска от 15 декабря 2010 года Ильину А.С. и Ильиной В.В. отказано в признании их молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данное решение органа местного самоуправления не отменено, а заявление Ильина А.С. и Ильиной В.В. о его оспаривании решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 28 июля 2011 года оставлено без удовлетворения. Таким образом, исходя из вышеприведенных положений нормативных правовых актов, на момент подачи Ильиным А.С. и Ильиной В.В. в администрацию Ленинского района г.Красноярска заявления о признании их молодой семьи имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для участия в жилищных программах, они не имели оснований для участия в программах по обеспечению жильем молодых семей, а признание семьи заявителей имеющей достаточные доходы или иные денежные средства не дает им самостоятельного права участвовать в этих программах, поскольку семья Ильиных не признана молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, отказ администрации Ленинского района г.Красноярска признать данную семью имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для участия в жилищных программах не нарушает прав либо свобод заявителей и не препятствует им в дальнейшем в реализации (при наличии к тому оснований) прав на участие в программах по обеспечению жильем молодых семей. Оспариваемый заявителями ответ органа местного самоуправления постановлен с соблюдением установленного порядка и в пределах полномочий данного органа. Вопреки доводам Ильина А.С. и Ильиной В.В. письменное уведомление руководителем администрации Ленинского района г.Красноярска заявителей о принятом на заседании жилищной комиссии решении по их обращению не противоречит закону и не нарушает прав заявителей, в том числе по оспариванию такого решения. Более того, именно такая форма уведомления заявителей предусмотрена п.3 постановления Правительства Красноярского края от 06 октября 2009 № 503-п и п.2.3.2 Городской программы. При таких обстоятельствах заявление Ильина А.С. и Ильиной В.В. удовлетворению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Ильина А.С. и Ильиной В.В. об оспаривании решения администрации Ленинского района г. Красноярска от 05 сентября 2011 года отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска. Председательствующий: