Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> 19 декабря 2011 года Ленинский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи - Александрова А.О., при секретаре Вохминой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к индивидуальному предпринимателю Суслову Ю.А. об устранении нарушений санитарного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, в лице главного государственного санитарного врача С.В., обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Суслову Ю.А., в котором просит признать бездействие индивидуального предпринимателя Суслова Ю.А. по устранению нарушений требований санитарного законодательства (п. 5 ст. 15 Закона РФ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ, п.п. 7.8, 4.8, 10.8, 1.4, 2.2, 2.4, 2.5 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», ст. 20 Закона РФ от 12.06.2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию») противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц; обязать индивидуального предпринимателя Суслова Ю.А. в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований в организации торговли индивидуального предпринимателя Суслова Ю.А. – магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, а именно: светильники в помещении для хранения и реализации пищевых продуктов оборудовать защитной арматурой для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукт; провести текущий ремонт в складском и загрузочном помещении (в складском помещении покрасить стены, пол, устранить нарушения штукатурки и отверстия в стене); обеспечить осуществление хранения продуктов питания на стеллажах, изготовленных из материалов, поддающихся мойке и дезинфекции; разработать и утвердить программу производственного контроля за хранением, транспортировкой и реализацией молока и молочной продукции в соответствии со ст.ст. 20, 21 Закона РФ от 12.06.2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; не осуществлять загрузку пищевых продуктов в организацию торговли под окнами жилых квартир во дворе дома. В обоснование заявленных требований указано на то, что при проведении в марте 2011 года Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю плановой проверки исполнения санитарного законодательства индивидуальным предпринимателем Сусловым Ю.А. установлено, что в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> светильники в помещении для хранения и реализации пищевых продуктов не оборудованы защитной арматурой для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукты; не проведен текущий ремонт в складском и загрузочном помещении (в складском помещении покрасочное покрытие стен имеет повреждение – краска на стенах растрескалась, отслоилась, опала, на полу ДВП протерто, краска частично отсутствует, над дверным проемом в загрузочном помещении штукатурка нарушена, имеются отверстия в стене); хранение продуктов питания осуществляется на стеллажах, изготовленных из материалов, неподдающихся мойке и дезинфекции (стеллажи не окрашены, имеют шероховатую поверхность). Кроме того, в магазине «<данные изъяты>» не обеспечено проведение производственного контроля за приемом, хранением и реализацией молока и молочной продукции, не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм Закона РФ от 12.06.2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; допускается загрузка пищевых продуктов под окнами жилых квартир во дворе дома, а также с торца дома, что является нарушением п.п. 2.2, 2.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в связи с чем индивидуальный предприниматель Суслов Ю.А. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении. Представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Красикова Е.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала частично, в связи с частичным устранением ответчиком Сусловым Ю.А. в добровольном порядке нарушений санитарного законодательства, просила удовлетворить заявленные требования в части признания бездействия индивидуального предпринимателя Суслова Ю.А. по устранению сохраняющихся нарушений санитарного законодательства, а именно п.п. 1.4, 2.2, 2.4, 10.8 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» противоправным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц; обязать индивидуального предпринимателя Суслова Ю.А. устранить сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, а именно: в складском помещении произвести текущий ремонт – покраску стен; разработать и утвердить программу производственного контроля за хранением, транспортировкой и реализацией молока и молочной продукции в соответствии со ст.ст. 20, 21 Закона РФ от 12.06.2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; не осуществлять загрузку пищевых продуктов под окнами жилых квартир во дворе дома. Ответчик – Суслов Ю.А. в судебном заседании заявленные исковые требования признал частично, признал иск в части признания его бездействия по устранению сохраняющихся нарушений санитарного законодательства противоправным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также об обязании его устранить сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, а именно: в складском помещении произвести текущий ремонт – покраску стен; разработать и утвердить программу производственного контроля за хранением, транспортировкой и реализацией молока и молочной продукции в соответствии со ст.ст. 20, 21 Закона РФ от 12.06.2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Возражал против удовлетворения исковых требований в части обязания не осуществлять загрузку пищевых продуктов в организацию торговли под окнами жилых квартир во дворе дома. Выслушав объяснения представителя истца Красиковой Е.И., ответчика Суслова Ю.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 названного Федерального закона). Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 г. N 23 "О введении в действие санитарных правил" с 1 января 2002 г. введены в действие санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» СП 2.3.6.1066-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 сентября 2001 г. (далее - Санитарные правила). Санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей (п. 1.2 Санитарных правил). В соответствии с п.п. 1.4, 2.2, 2.4, 4.8, 7.8, 10.8 СП (санитарных правил) 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» в организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль. Организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиПами "Общественные здания и сооружения", "Жилые здания". Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли. Загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений. Светильники в помещениях для хранения и реализации пищевых продуктов должны иметь защитные плафоны для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукт. Все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола. Текущий ремонт организаций торговли (побелка, покраска помещений, оборудования и др.) производится по мере необходимости. Согласно ст. 15 Закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. В соответствии со ст. 20 Закона РФ от 12.06.2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» изготовитель или продавец, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность по производству и (или) реализации продуктов переработки молока, обязан разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Разработанная программа производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным в установленном порядке лицом. В силу ст. 8 указанного выше Закона № 52-ФЗ, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Как установлено в судебном заседании Суслов Ю.А. имеет статус действующего индивидуального предпринимателя, осуществляет деятельность в организации торговли – магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>. В марте 2011 года Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведена плановая проверка исполнения санитарного законодательства индивидуальным предпринимателем Сусловым Ю.А., в ходе которой было установлено, что в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> светильники в помещении для хранения и реализации пищевых продуктов не оборудованы защитной арматурой для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукты; не проведен текущий ремонт в складском и загрузочном помещении (в складском помещении покрасочное покрытие стен имеет повреждение – краска на стенах растрескалась, отслоилась, опала, на полу ДВП протерто, краска частично отсутствует, над дверным проемом в загрузочном помещении штукатурка нарушена, имеются отверстия в стене); хранение продуктов питания осуществляется на стеллажах, изготовленных из материалов, неподдающихся мойке и дезинфекции (стеллажи не окрашены, имеют шероховатую поверхность). Кроме того, в магазине «<данные изъяты>» не обеспечено проведение производственного контроля за приемом, хранением и реализацией молока и молочной продукции, не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм Закона РФ от 12.06.2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; допускается загрузка пищевых продуктов под окнами жилых квартир во дворе дома, а также с торца дома, что является нарушением, в том числе п.п. 2.2, 2.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в связи с чем индивидуальный предприниматель Суслов Ю.А. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 11 – 28). Постановлением мирового судьи судебного участка № 59 в Ленинском районе г. Красноярска от 24 ноября 2011 года в связи с неисполнением предписания № от 04 апреля 2011 года Суслов Ю.А. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ к штрафу в размере 1000 рублей (л.д. 63 – 64). Как следует из акта от 08 декабря 2011 года, специалистом-экспертом отдела надзора за питанием населения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Красноярскому краю проведена проверка по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что нарушения санитарного законодательства ИП Сусловым Ю.А. частично устранены, а именно светильники в помещении для хранения и реализации продуктов оборудованы защитной арматурой для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукты; стеллажи для хранения пищевых продуктов выполнены из материалов, поддающихся мойке и дезинфекции (оклеены влагоустойчивой пленкой), складирование пищевых продуктов на полу не осуществляется; в загрузочном помещении проведен текущий ремонт (отверстие над дверью оштукатурено и окрашено), в складском помещении текущий ремонт проведен частично (перестелены полы), сохраняются повреждения окрасочного покрытия стен; представлена программа производственного контроля за соблюдением требований Закона РФ от 12.06.2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», несоответствующая положениям ст. 21 названного Закона. В остальной части нарушения санитарного законодательства ИП Сусловым Ю.А. не устранены (л.д. 61 – 62). Таким образом, судом установлено, что индивидуальным предпринимателем Сусловым Ю.А. нарушения требований санитарного законодательства устранены не в полном объеме, сохраняются следующие нарушения: в складском помещении не проведена окраска стен; не разработана и не утверждена программа производственного контроля за хранением, транспортировкой и реализацией молока и молочной продукции в соответствии со ст.ст. 20, 21 Закона РФ от 12.06.2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; осуществляется загрузка пищевых продуктов в организацию торговли под окнами жилых квартир во дворе дома, в связи с чем бездействие индивидуального предпринимателя Суслова Ю.А. по устранению указанных сохраняющихся нарушений санитарного законодательства является противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, и подлежащими обязательному устранению Сусловым Ю.А. Доводы ответчика ИП Суслова Ю.А. о том, что пункт 2.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», устанавливающий, что загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений, в данном случае применению не подлежит, поскольку жилой дом, в котором находится магазин «Стопка», был введен в эксплуатацию до введения в действие СП 2.3.6.1066-01, являются несостоятельными. Пункт 1.2 Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" предусматривает, что санитарные правила распространяются на индивидуальных предпринимателей, в том числе на действующие организации торговли. Соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 14.2 санитарных правил и ст. 39 Закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ). Таким образом, в силу закона ответчик ИП Суслов Ю.А. обязан соблюдать, в том числе и положения п. 2.4 СП 2.3.6.1066-01, а именно не осуществлять загрузку пищевых продуктов в организацию торговли под окнами жилых квартир во дворе дома. Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика индивидуального предпринимателя Суслова Ю.А. подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден, в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить частично. Признать бездействие индивидуального предпринимателя Суслову Ю.А. по устранению сохраняющихся нарушений санитарного законодательства, а именно п.п. 1.4, 2.2, 2.4, 10.8 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» противоправным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц. Обязать индивидуального предпринимателя Суслову Ю.А. в срок два месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, а именно: в складском помещении произвести текущий ремонт – покраску стен; разработать и утвердить программу производственного контроля за хранением, транспортировкой и реализацией молока и молочной продукции в соответствии со ст.ст. 20, 21 Закона РФ от 12.06.2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; не осуществлять загрузку пищевых продуктов в организацию торговли под окнами жилых квартир во дворе дома. Взыскать с индивидуального предпринимателя Суслову Ю.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме. Председательствующий А.О. Александров