2-2870/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Красноярск 27 декабря 2011 года

Судья Ленинского районного суда г.Красноярска Герасименко Е.В.,

при секретаре Полищук И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ленинского района г.Красноярска о признании незаконным решения администрации Ленинского района г. Красноярска от 29 сентября 2011года об отказе в постановке на учет Вересовой <данные изъяты>, нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Ленинского района г.Красноярска обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации Ленинского района г. Красноярска в признании Вересовой Т.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным. Требования мотивированы тем, что Вересовая Т.М. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, в связи чем на основании ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем независимо от имущественного положения. В связи с престарелым возрастом и ухудшающимся состоянием здоровья, 21.08.2009 года она вынужденно подарила свою долю в квартире, расположенной в <адрес> совей дочери ФИО8 и по приглашению дочери ФИО10 переехала для постоянного проживания в <адрес>, где дочь осуществляет за ней постоянный уход. Администрацией Ленинского района неправомерно было отказано в удовлетворении заявления Вересовой о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны (вдов ветеранов ВОВ) под предлогом намеренного ухудшения ею жилищных условий, в связи с чем, заявление прокурора в ее интересах подлежит удовлетворению.

В судебном заседании помощник прокурора Корж Д.С. заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении. Просила удовлетворить заявление в полном объеме.

В судебное заседание Вересовая Т.М. не явилась, о слушании дела уведомлена надлежащим образом, обеспечила в судебное заседание явку представителя Зубаковой Н.М. (полномочия подтверждены), которая в судебном заседании заявление прокурора поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Просила отменить распоряжение администрации Ленинского района.

Представитель Вересовой Т.М.- Зубакова Н.М. (полномочия подтверждены), в судебном заседании заявление прокурора поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить. Дополнительно пояснила, что Вересовая Т.М. является ее матерью, проживает одна, является вдовой участника ВОВ, инвалидом 2 группы, проживала до 2009 года в <адрес> и являлась сособственником 1/2 доли в квартире, находящейся в <адрес>. 21.08.2009 года Вересовая подарила свою долю в квартире ей(Зубаковой), после чего 17.09.2009 года Зубакова вместе с сособственником второй доли ФИО12 продали данную квартиру за 700000, по 350 00 рублей каждому. Данной суммы в размере 350 00 рублей недостаточно для улучшения жилищных условий для ее матери Вересовой. В настоящее время Вересовая проживает по адресу <адрес>, где и зарегистрирована. Просит признать распоряжение администрации Ленинского района от 29.09.2011года недействительным.

Представитель Администрации Ленинского района г.Красноярска Троицкая Г.К. (полномочия подтверждены), в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно и надлежащим образом. Ранее в судебном заседании с заявлением не согласилась, суду пояснила, что действия администрации соответствуют требованиям жилищного законодательства, поскольку уважительных причин отчуждения Вересовой квартиры в г.Назарово и переезда в г.Красноярск Вересовая не представила.

Заинтересованное лицо Министерство социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, в удовлетворении заявления прокурора просили отказать, в связи с необоснованностью.

Суд, выслушав представителя заявителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии с часть 2 ст.46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"

Согласно п. 3 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение их жильем, независимо от их имущественного положения.

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено право инвалидов на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, однако, при этом необходимым условием для предоставления такой меры социальной поддержки также является признание лица данной категории нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 3.8.3.6. постановления Правительства Красноярского края от 19.07.2011 N 433-п "Об утверждении Программы стимулирования развития жилищного строительства Красноярского края на 2011 - 2015 годы", в соответствии с Законом Красноярского края от 29.04.2010 N 10-4544 "О наделении органа местного самоуправления городского округа город Красноярск отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем в городе Красноярске ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" орган местного самоуправления город Красноярск на 2010 год наделен государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов посредством строительства жилых помещений (квартир) в городе Красноярске с последующим предоставлением их по договорам социального найма ветеранам, проживающим в г. Красноярске.

В соответствии с Законом Красноярского края от 18.02.2010 года № 18-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов», меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствии с Законом, к категории граждан, имеющих место жительства на территории Красноярского края, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ветераны): относятся: члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (из числа лиц, указанных в статье 21 Федерального закона "О ветеранах").

В соответствии со ст.2 указанного Закона, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона. Предоставление ветерану меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется один раз. Обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд полагает, что отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в отношении Вересовой вынесен администрацией Ленинского района г.Красноярска необоснованно, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Вересовая <данные изъяты> является вдовой ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 2 января 2009 года (л.д. 16)

Согласно удостоверения серии ВВ Вересовая Т.М.является ветераном ВОВ, на основании ст.20 Закона «О ветеранах» (л.д.17)

Справкой ВТЭК подтверждено, что заявитель Вересовая Т.М. является инвалидом второй группы, нетрудоспособна (л.д. 20)

Согласно сведениям Назаровского отделения Росрегистрации от 20.11.2010года, за Вересовой Т.М. зарегистрирована 1/2 доля в жилом помещении- квартире, расположенной по адресу <адрес>. (л.д.19)

На основании договора дарения от 21.08.2009 года, заявитель Вересовая Т.М. подарила 1/2 долю в квартире, расположенной по адресу: <адрес> своей дочери Зубаковой Н.М. (л.д.27)

В соответствии с договором купли-продажи от 14.09.2009 года, ФИО10 и ФИО12 продали каждый по 1/2 доли в квартире, расположенной по адресу г<данные изъяты> ФИО13 за 700000 рублей.(л.д.28)

Согласно выписки из финансово-лицевого счета, заявитель Вересовая Т.М. зарегистрирована с 25.09.2009 года по адресу <адрес> у своего правнука ФИО14, который является собственником указанной квартиры (л.д.25 -26).

В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии администрации Ленинского района г.Красноярска от 14.12.2010 года № 30, в принятии на учет нуждающихся жилых помещениях Вересовой Т.М. решено отказать, в связи с ухудшением жилищных условий Вересовой, которая в 2009 году подарила 1/2 долю в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, расположенную в <адрес> своей дочери ФИО10, и с момента сделки не прошло 5 лет (л.д. 32)

Распоряжением администрации Ленинского района г.Красноярска от 29.09.2011года № 1667 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях Вересовой Т.М., на основании ст.53 Жилищного кодекса РФ, так как, с момента ухудшения жилищных условий заявительницы не истекло пяти лет (л.д.7-8)

Администрация Ленинского района г.Красноярска, при принятии решения в отношении Вересовой об отказе в постановке на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, мотивировала отказ статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, и указала, что Вересовая подарила свое жилое помещение в г.Назарово в 2009 году совей дочери, что повлекло ухудшение жилищных условий заявительницы.

Суд считает, что распоряжение администрации Ленинского района г.Красноярска в отношении Вересовой об отказе в постановке ее на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий необоснованно, поскольку основано на неправильном толковании законодательства.

Как следует из материалов дела, право на меру социальной поддержки - обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета у Вересовой как ветерана Великой Отечественной войны возникло в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Федеральным законом N 327-ФЗ от 21 декабря 2009 года. Согласно этим изменениям в указанный Федеральный закон обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено вне зависимости от даты постановки на учет.

По результатам рассмотрения заявления Вересовой о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с предоставлением пакета документов, в том числе справок с предыдущего места жительства Вересовой, она не была признана нуждающейся в жилом помещении, по мотиву намеренного ухудшения своих жилищных условий, с момента которого не истекло пяти лет.

Однако, передача по договору дарения 1/2 доли в квартире в г.Назарово Вересовой своей дочери Зубаковой от 21.08.2009 года, то есть за четыре месяца до внесения указанных изменений в Федеральный закон "О ветеранах", и было обусловлено необходимостью осуществления за Вересовой постоянного постороннего ухода, в силу ее возраста -83 года, состояния здоровья – инвалид 2 группы, отсутствия близких и иных родственников в <адрес>. Данное обстоятельство в судебном заседании сторонами не оспаривалось.

Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со ст.2 Закона Красноярского края от 18.02.2010 года № 18-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов», меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона. Предоставление ветерану меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется один раз. Обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.

По смыслу указанной правовой нормы, на которой основан отказ Вересовой в постановке на учет, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Между тем, администрацией Ленинского района не выяснено и не отражено в распоряжении, в чем выразился умысел и недобросовестность Вересовой при дарении 1/2 доли своего жилого помещения своей дочери в 2009 году, учитывая, что ее право как вдовы ветерана Великой Отечественной войны на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета возникло в связи с изменениями, внесенными 21 декабря 2009 года в Федеральный закон "О ветеранах", т.е. спустя 4 месяца после совершения сделки.

Таким образом, администрацией Ленинского района при принятии решения об отказе в постановке на учет Вересовой Т.М., как нуждающейся в улучшении жилищных условий, необоснованно был сделан вывод о том, что Вересовая, подарив свою долю в квартире в <адрес>, совершила умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем.

Кроме того, при принятии решения в отношении Вересовой, администрацией Ленинского района не было учтено, что действия Вересовой по дарению доли в квартире в 2009 году в <адрес>, последующий ее переезд из <адрес> в г.Красноярск и совместное проживание с дочерью не являются умышленными и недобросовестными, а значит не могут являться препятствием для ее признания нуждающейся в жилом помещении, учитывая фактическую невозможность раздельного проживания, необходимости постороннего ухода за ней и бытовых удобств в силу возраста (83 года) и состояния здоровья Вересовой, инвалида 2 группы, а также отсутствия родственников в <адрес>.

При таких обстоятельствах, судом достоверно установлено, что Вересовая Т.М. является вдовой ветерана Великой отечественной войны, инвалидом 2 группы. Согласно ФЗ «О ветеранах» вдовы участников Великой отечественной войны обеспечиваются жилым помещением за счет средств федерального бюджета один раз. Доказательств того, что Вересовая Т.М. использовала свое право на получение жилого помещения, не предоставлено. Доказательств того, что Вересовая ухудшила свои жилищные условия намеренно, суду также не предоставлено.

Учитывая изложенное, суд принимает решение об удовлетворении требований прокурора в интересах Вересовой Т.М., и признании незаконным решении администрации Ленинского района г. Красноярска от 29 сентября 2011 года, об отказе в признании Вересовой Т.М., нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г.Красноярска, удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Ленинского района г. Красноярска от 29 сентября 2011года об отказе в постановке на учет Вересовой <данные изъяты>, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Судья: Е.В. Герасименко.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200