РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 апреля 2012 года г. Красноярск Ленинский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Герасименко Е.В., при секретаре Моховой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Центр экологических технологий Эконом Энерго» о признании незаконным бездействия и обязании выполнения требований санитарного законодательства, Установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю обратилось в суд с иском о признании бездействия ответчика по устранению нарушений требований санитарного законодательства в части не организации периодических медицинских осмотров незаконным, просит обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требование ст.34 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту, п. 7.7 СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей», п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», а именно организовать проведение периодических медицинских осмотров всех работающих занятых на работах с вредными производственными факторами в соответствии с действующим законодательством, с предоставлением акта заключительной комиссии по результатам проведенных периодических осмотров. Требования мотивированы тем, что в декабре 2010г. истцом была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Центр экологических технологий Эконом Энерго», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно, не организовано проведение периодических медицинских осмотров всех работающих (76 человек), работающих в контакте с вредными производственными факторами; не организовано проведение предварительных медицинских осмотров при приеме на работу; отсутствует акт заключительной комиссии по результатам периодического, предварительного медостмотра. За указанные нарушения в отношении юридического лица было возбуждено дело об административных правонарушениях, по которому 09.02.2011г. было вынесено постановление № 354 в соответствии, с которым юридическое лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3. КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа. Ответчику было выдано предписание № 4801/з от 24.12.2010г. об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 08.12.2011 года. 09.12.2011 года в отношении ООО «Центр экологических технологий Эконом Энерго» была проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения № 5688 от 22.11.2011г. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица), предметом которого являлась проверка исполнения ранее выданного предписания. В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок - до 08.12. 2011г. в полном объеме вышеуказанного законного предписания. По факту неисполнения выданного предписания в отношении юридического лица, 09.12 2011г. был составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях, возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». Данное дело было передано на рассмотрение мировому судье. На момент предъявления искового заявления в суд, указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено, ответчик не выполняет требования санитарного законодательства Российской Федерации. В судебном заседании истец - представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Коваленко Н.А. (полномочия подтверждены) исковые требования поддержала в полном объеме, обосновывая их обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что несмотря на то, что ответчик приступил к устранению нарушений указанных в предписании, однако в полном объеме их не устранил, в настоящее время медицинский осмотр всех работников предприятия не проведен, акт заключительной комиссии по результатам периодического медостмотра работников не представлен. Ответчик - представитель ООО «Центр экологических технологий Эконом Энерго» Серебрянская К.С. (полномочия подтверждены) в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, считает, что в настоящее время незаконного бездействия со стороны ответчика нет. Пояснила, что действительно предприятием были допущены нарушения санитарного законодательства, в настоящее время ответчик приступил к их устранению, заключен договор с МБУЗ «Березовская ЦРБ» о проведении медицинских осмотров работников предприятия, составлен график осмотров, часть работников предприятия уже прошла медицинский осмотр, однако акт заключительной комиссии по результатам периодического медостмотра работников, будет получен не ранее 30.05.2012 года, после чего представлен истцу. Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. На основании ч.1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии п. 2 ст. 4 Конституции РФ, Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Данные положения Конституции развиваются в ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г. где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав являются пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению в натуре. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Согласно требованиям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии с Положением о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников (Приложение 3), утвержденным Приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" ( в ред. от 06.02.2001г.): Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение соответствия состояния здоровья работников поручаемой им рабо те. Целью периодических медицинских осмотров является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний; выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также предупреждение несчастных случаев. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся лечебно - профилактическими учреждениями (организациями) с любой формой собственности, имеющими соответствующую лицензию и сертификат. Осмотр психиатром проводится в психоневрологическом диспансере (отделении, кабинете) по месту постоянной прописки обследуемого. Работники, занятые непосредственным управлением различными видами транспортных средств (автомобильными, городскими, электрическими, воздушными, речными, морскими, железнодорожными) проходят предварительные и периодические медицинские осмотры по спискам профессий, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации и согласованных с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. Контингенты, подлежащие предварительным и периодическим медицинским осмотрам, определяет центр Госсанэпиднадзора совместно с работодателем и профсоюзной организацией предприятия, учреждения, организации (по цехам, профессиям, опасным, вредным веществам и производственным факторам). Сроки проведения осмотров должны соответствовать установленной периодичности. Приказ № 90 от 14.03.1996 г. действует в части, не противоречащей приказу № 83 Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. В силу п.п.3.3, 7 Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых производится предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)», частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года. При этом, согласно пункту 6 указанного порядка работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, периодические медицинские осмотры проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет. Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований). Из утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 (в ред. от 16.05.2005г.) «Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) следует, что при выполнении работ по непосредственному управлению транспортными средствами производится предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). Судом установлены следующие обстоятельства. Согласно Уставу ООО ««Центр экологических технологий Эконом Энерго» является юридическим лицом, созданным для осуществления деятельности не запрещенной законом, общество является коммерческой организацией, целью деятельности которого является получение прибыли. Актом проверки по результатам мероприятий по надзору от 23.12.2010 года, проведенных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в отношении ООО ««Центр экологических технологий Эконом Энерго» (л.д.24-36) установлено, в том числе, что Общество осуществляет свою деятельность по перевозке пассажиров и багажа в городском сообщении по маршруту № 92, на предприятии работает 76 человек, однако на предприятии не проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские (обследования) работников; отсутствует порядок проведения этих осмотров с составлением контингента профессий, поименного списка лиц, подлежащих осмотрам, согласованного с истцом; отсутствует акт заключительной комиссии по результатам периодического, предварительного медостмотра работников согласованного с истцом. С данным актом директор ООО ««Центр экологических технологий Эконом Энерго» ФИО5 был ознакомлен. По результатам вышеуказанных мероприятий Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю ответчику было выдано предписание № 4801/з от 24.12.2010г., которое обязывало ответчика в срок до 08.12.2011г. устранить указанные в нем нарушения. Предписание получено ответчиком 28.12.2010г. (л.д.37-39). Постановление № 354 от 09.02.2011 г. ООО ««Центр экологических технологий Эконом Энерго» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3. КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа (л.д.40-44). 09.12.2011 года в отношении ООО «Центр экологических технологий Эконом Энерго» была проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения № 5688 от 22.11.2011 г. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица), предметом которого являлась проверка исполнения ранее выданного предписания (л.д.49-51). В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок до 08.12.2011 г. в полном объеме вышеуказанного законного предписания. Предприятием не проводился периодический профилактический медицинский осмотр работников, отсутствует заключительной акт комиссии по результатам проведенных периодических осмотров. По факту неисполнения выданного предписания в отношении законного представителя юридического лица, 09.12 2011 г. был составлен протокол об административном правонарушении (л.д.52), возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, дело было передано на рассмотрение мировому судье. Таким образом, судом установлено нарушение ответчиком санитарного законодательства (данное обстоятельство не оспаривается ответчиком), что свидетельствует о нарушении конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Доводы представителя ответчика о том, что ООО «Центр экологических технологий Эконом Энерго» приняло ряд мер к соблюдению санитарного законодательства нашли свое подтверждение. Суду представлен договор на оказание услуг № 46/1 от 15.02.2012 года, заключенный с МБУЗ «Березовская ЦРБ» по проведению периодического медицинского осмотра работников ООО «Центр экологических технологий Эконом Энерго» (л.д.94-96), договор № 17 от 01.12.2011 года заключенный МБУЗ «Березовская ЦРБ» по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников ООО «Центр экологических технологий Эконом Энерго» (л.д.98-99), платежное поручение № 1135 от 20.02.2012г. в сумме 67470руб (оплата за проф.осмотр), журнал учета выдачи направлений на периодический и предварительный медицинский осмотр (л.д.108-112), контингент профессий, подлежащих профилактическим медицинским осмотрам (л.д.113-115), план проведения периодического медицинского осмотра, где время проведения указано – с 15.03.2012г. до 30.04.2012г., список работников подлежащих периодическому медицинскому осмотру (л.д.125-131). Следовательно, нельзя согласится с мнением представителя истца о бездействии ответчика, которым принято ряд мер по устранению нарушений, указанных в предписании. Однако, поскольку на момент вынесения решения нарушения указанные в предписании в полном объеме не устранены, суд считает необходимым обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требование ст.34 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту, п. 7.7 СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей», п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», а именно организовать проведение периодических медицинских осмотров всех работающих занятых на работах с вредными производственными факторами в соответствии с действующим законодательством, с предоставлением акта заключительной комиссии по результатам проведенных периодических осмотров. В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 4000 рублей, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного и руководствуясь статьями 197–198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю - удовлетворить частично. Обязать ООО «Центр экологических технологий Эконом Энерго» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требование ст.34 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту, п. 7.7 СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей», п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», а именно организовать проведение периодических медицинских осмотров всех работающих занятых на работах с вредными производственными факторами в соответствии с действующим законодательством, с предоставлением акта заключительной комиссии по результатам проведенных периодических осмотров. Взыскать с ООО «Центр экологических технологий Эконом Энерго» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд г.Красноярска. Судья: Е.В.Герасименко