№ 2-1134/2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Красноярск 16 мая 2012 года

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Чуриновой Е.А.

при секретаре Смоляковой О.Н.,

рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » об устранении нарушений санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к МБОУ «СОШ » о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не устранении нарушений требований санитарного законодательства. Кроме того, просит обязать ответчика устранить нарушения санитарных правил в помещениях учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, в срок 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, следующим образом: обеспечить наполняемость классов (2 класс, 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8а класс, 8б класс, 9 класс) не более 25 человек; оборудовать учебный кабинет (кабинет физики) умывальной раковиной; обеспечить кабинет информатики компьютерными столами с двумя раздельными поверхностями (одна горизонтальная для размещения ПЭВМ, вторая для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона, с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении).

Свои требования мотивирует тем, что в ноябре 2010 года специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении МБОУ СОШ в помещениях учреждения, находящегося по адресу: <адрес>. В ходе проведенной проверки установлен факт нарушения санитарного законодательства, а именно: ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., п. 2.3.1., п. 2.3.24. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (действовали до 31.08.2011 г.), п. 11.2. СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

За выявленные в ходе проверки нарушения МБОУ СОШ было привлечено к административной ответственности по ст. 6.7 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении от 01.12.2010 г. вступило в законную силу 12.12.2010 г. При этом, ответчику было выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения 01.11.2011 года.

21.11.2011 года в отношении МБОУ «СОШ » была проведена внеплановая проверка, в ходе которой было установлено, что ранее выявленные нарушения в срок, установленный предписанием, ответчиком не устранены, а именно: не выполнены требования в части обеспечения наполняемости классов не более 25 человек; в части оборудования умывальной раковиной кабинета № 318; а также обеспечения кабинета информатики № 206 компьютерными столами с 2-мя раздельными поверхностями (одна горизонтальная для размещения ПЭВМ, вторая для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона, с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении).

По факту не выполнения в установленный срок предписания должностного лица, 22.11.2011 года в отношении МБОУ «СОШ » был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, который передан на рассмотрение мировому судье.

С 01.09.2011 г. вступили в силу СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10), с момента их введения в действие признаны утратившими силу СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Согласно п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

В соответствии с п. 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10 в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1-4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м. от пола до борта раковины для обучающихся 5-11 классов. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

Согласно п. 11.2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. «Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

- две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 - 760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 – 15 градусов);

- ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

- опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

- отсутствие ящиков;

- увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

На момент обращения истца с данным иском в суд, установленные нарушения санитарного законодательства ответчиком не устранены. Таким образом, бездействие ответчика, по мнению истца, создает реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний в общеобразовательном учреждении.

В судебном заседании представитель истца Халюзова И.В. (полномочия проверены) исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика – директор МБОУ «СОШ » Шамко С.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что с ее стороны отсутствует бездействие в части устранения предписаний управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю. 15.12.2011 года МБОУ «СОШ » были приобретены компьютерные столы с выдвижной панелью в количестве 8 штук и в настоящее время кабинет информатики полностью укомлектован компьютерными столами с двумя раздельными поверхностями. Потребность на устранение замечания, в части оборудования учебного кабинета физики умывальной раковиной включена в заявку на участие в конкурсном отборе по распределению средств краевого бюджета на финансирование мероприятий краевой долгосрочной целевой программы «Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений края». По мере выделения финансирования по итогам конкурса, указанное замечание в отношении МБОУ СОШ будет устранено. Пункт предписания в части обеспечения наполняемости классов не более 25 человек исполнить в настоящее время невозможно, поскольку в силу ФЗ «Об образовании» общеобразовательные учреждения должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Главное управление образования Администрации г. Красноярска не наделено полномочиями о внесении изменений в законодательные акты, в связи с чем был направлен запрос Министерство образования и науки Красноярского края с предложением о внесении изменений в «Типовое положение об общеобразовательном учреждении».

Представитель третьего лица – Главного управления образования администрации г. Красноярска Романова И.Р. ( полномочия проверены) Ро иск не признала, суду пояснила, что со стороны МБОУ СОШ и его руководства отсутствует бездействие в части создания безопасных условий для пребывания участников образовательного процесса. Руководителем учреждения организована работа по устранению предписаний управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю. В настоящее время устранено нарушение санитарного законодательства, в части обеспечения кабинета информатики компьютерными столами с двумя раздельными поверхностями.

Потребность на устранение замечания, в части оборудования учебного кабинета физики умывальной раковиной включена в заявку на участие в конкурсном отборе по распределению средств краевого бюджета на финансирование мероприятий краевой долгосрочной целевой программы «Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений края». Согласно перспективного плана устранения выявленных нарушений санитарного законодательства ( по школе ), согласованного с Руководителем Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, срок исполнения мероприятия по устранению замечания, в части оборудования учебного кабинета физики умывальной раковиной, согласован школе на 2 квартал 2012 года.

Дополнительно представлен письменный отзыв.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального Закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ст. 28 Федерального Закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Как установлено в судебном заседании, в ноябре 2010 года специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю была проведена плановая проверка в отношении МБОУ «СОШ » по адресу: <адрес>. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений санитарного законодательства, а также условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, в том числе:

- нарушение п. 2.3.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в части обеспечения наполняемости классов не более 25 человек;

- нарушение п. 2.3.24 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в части оборудования умывальными раковинами учебных кабинетов №№ 212, 312, 318;

- нарушение п. 11.2 СанПиН» 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» в части обеспечения кабинета информатики № 206 компьютерными столами с двумя раздельными поверхностями (одна горизонтальная для размещения ПЭВМ, вторая для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона, с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении).

По результатам проведенной проверки МБОУ «СОШ выдано предписание № 4246/з от 19.11.2010 года об устранении выявленных нарушений в срок до 01.11.2011 года (л.д. 25-26).

Однако в установленный предписанием срок МБОУ «СОШ » указанные нарушения санитарного законодательства не устранило, в связи с чем в отношении МБОУ «СОШ », 22.11.2011 года специалистом-экспертом отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю было возбуждено производство по делу об административном правонарушении (л.д. 30-31).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 59 в Ленинском районе г. Красноярска от 26.12.2011 года производство по делу об административном правонарушении в отношении МБОУ «СОШ », по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (за не выполнение в установленный срок предписания органов санитарно-эпидемиологического надзора от 01.11.2010 года), прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 66-67).

Как следует из пояснений представителя ответчика Шанько С.А., 01.11.2011 года между МБОУ «СОШ » и ООО «Капитал Люкс» был заключен договор на поставку компьютерных столов с выдвижной панелью для клавиатуры, 15.12.2011 года произведена оплата и доставка столов в МБОУ. Данное обстоятельство подтверждается товарной накладной № 174 от 15.12.2011 года (л.д. 58-59). В настоящее время компьютерные столы установлены в кабинете информатики.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ доводы истца о бездействии со стороны ответчика в устранении нарушения п. 11.2 СанПиН» 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» в части обеспечения кабинета информатики № 206 компьютерными столами с двумя раздельными поверхностями (одна горизонтальная для размещения ПЭВМ, вторая для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона, с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении), надлежащими доказательствами не подтверждены.

На момент обращения Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю с иском в суд 29.02.2012 года, выявленное нарушение п. 11.2 СанПиН» 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» в части обеспечения кабинета информатики № 206 компьютерными столами с двумя раздельными поверхностями, МБОУ «СОШ » было устранено. Более того, в срок установленный предписанием для устранения выявленных нарушений до 01.11.2011 года МБОУ «СОШ » предприняла все меры для устранения конкретного нарушения, следовательно в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.

В части устранения нарушения п. 2.3.24 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» о оборудовании умывальными раковинами учебных кабинетов №№ 212, 312, 318; суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы по организации предоставления образования отнесены к вопросам местного значения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31, ст. 51 Закона РФ "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Требованиями п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189, установлено, что в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

Судом установлено, что учредителем Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ » является муниципальное образование город Красноярск в лице Администрации города Красноярска. К исключительной компетенции администрации как учредителя относится обеспечение содержания зданий и сооружений учреждения, а также формирование местного бюджета в части расходов на содержание учреждения. Финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы из бюджета г. Красноярска в соответствии законодательством РФ.

Как следует из пояснений директора МБОУ «СОШ », нарушение санитарных правил в части оборудования умывальными раковинами учебных кабинетов № 212, 312, 315, 318, было выявлено после формирования бюджета на 2011 год, в связи с чем денежные средства на устранение данных замечаний, заложены не были. В настоящее время потребность на устранение замечания по оборудованию учебного кабинета физики умывальной раковиной включена в заявку Главного управления образования на участие в конкурсном отборе по распределению средств краевого бюджета на финансирование мероприятий краевой долгосрочной целевой программы «Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений края» в 2012 году по мероприятию «Обеспечение системы водоснабжения, в том числе точечное с разводкой по кабинетам». По мере выделения финансирования на данные мероприятия замечания в отношении МБОУ «СОШ » будут устранены.

Принимая во внимание указанные нормы закона в совокупности с вышеприведенными обстоятельствами, суд первой инстанции приходит к выводу о невозможности исполнить предписания об устранении нарушений санитарных правил в части оборудования умывальными раковинами, без участия учредителя МБОУ в форме надлежащего финансирования данного бюджетного учреждения.

Данное обстоятельство подтверждается справкой заместителя руководителя Главного управления образования Администрации г. Красноярска, а также обращением директора МБОУ «СОШ » Шанько С.А. на имя заместителя руководителя Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю о согласовании изменения к перспективному плану по устранению нарушений действующих санитарных правил и гигиенических нормативов (л.д. 61).

Как следует из перспективного плана по устранению нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованного 06.12.2011 года с Руководителем Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, срок исполнения мероприятия по устранению замечания, в части оборудования учебного кабинета физики умывальной раковиной, согласован школе на 2 квартал 2012 года.( л.д. 54-57). На день рассмотрения спора указанный срок не истек, следовательно в срок установленный предписанием для устранения выявленных нарушений МБОУ «СОШ » предприняла все меры для устранения конкретного нарушения, бездействие школы отсутствует, следовательно в этой части исковые требования удовлетворению также не подлежат.

В ходе проверки, были установлены, в том числе, факты нарушения МБОУ «СОШ » санитарно-эпидемиологических требований в части наполняемости учебных классов. Фактически наполняемость учебных классов составляет: во 2 классе – 26 человек, в 5 классе – 26 человек, в 6 классе – 30 человек, в 7 классе – 27 человек, в 8 «А» классе – 27 человек, в 8 «Б» классе – 27 человек, в 9 классе – 30 человек, что не соответствует требованиям п. 2.3.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 (с 01.09.2011 года - п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189), согласно которым наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Данное положение также закреплено в Типовом положении об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, Законе Красноярского края от 09.12.2010 г. № 11-5419 «О краевом бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов».

Вместе с тем, в силу п. 1.1 ст. 16 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уставами образовательных учреждений, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно

Правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право на получение общего образования.

Таким образом, образовательное учреждение не вправе отказать гражданам в приеме в учреждение, и вынуждено комплектовать классы детьми, проживающими на территории, закрепленной за образовательным учреждением свыше 25 человек.

Как следует из сообщения руководителя Главного управления образования Администрации г. Красноярска, в полномочия управления не входит внесение изменений в законодательные акты, устанавливающих предельную наполняемость учебных классов. В настоящее время Министерством образования и науки Красноярского края направлено в Министерство образования и науки РФ предложение о внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » об устранении нарушений санитарного законодательства отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полное мотивированное решение изготовлено 25 мая 2012 года

Председательствующий: Е.А. Чуринова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200