Р е ш е н и е Именем Российской Федерации 18 мая 2012 года Ленинский районный суд г. Красноярска в составе: судьи Шестаковой Н.Н. при секретаре Сизиковой Н.А. с участием: истицы Моховой М.И. представителя ответчика Шишкиной Е.В. (доверенность № 04-09-35/19 от 10.01.2012 г.) рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моховой М.И. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска о признании права на назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд у с т а н о в и л : Истица Мохова М.И. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим. С 04 сентября 1984 года она работает в педагогических должностях в общеобразовательных учреждениях, в связи с чем выработала педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствие с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц № 644 от 24 июня 2011 г. в назначении пенсии было отказано, в стаж работы не включены периоды работы с 20.01.1994 г. по 31.03.1996 г., с 01.09.1997 г. по 14.09.1997 г. и с 01.09.1999 г. по 31.08.2000 г. в должности педагога, педагога-психолога и учителя иностранного языка в МОУ «Санаторная школа-интернат № 103». Истица считает данное решение пенсионного органа необоснованным, поскольку в соответствие с п.4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 г. работы в должности преподавателя в учреждениях, указанных в Списке, засчитывается в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Истица просит включить указанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ей такую пенсию со дня обращения за ее назначением, т.е. с 01.04.2011 г. В судебном заседании истица Мохова М.И. свои исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Так же она пояснила, что фактически в указанные периоды времени она совмещала работу педагога-психолога и учителя иностранного языка. Должность учителя и учреждение, где она работала – МОУ «Санаторная школа-интернат» включены в Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с чем считает, что осуществляла педагогическую деятельность и имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Представитель ответчика Шишкина Е.В. иск не признала, пояснив, что решение пенсионного фонда является законным и обоснованным, поскольку наименование должности педагога, педагога-психолога не предусмотрено постановлениями № 463, 1067 и 781, а так же отсутствует зачисление истицы на штатную должность учителя, что противоречит п. 1 Правил, утвержденных Постановлением правительства № 1067 и п. 3 Правил, утвержденных Постановлением правительства № 781. Просила в иске отказать. Представитель третьего лица Краевого государственного бюджетного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Красноярская санаторная школа интернат» Сташкова Н.В. исковые требования истицы поддержала, пояснив, что Мохова действительно на условиях совмещения работала в их образовательном учреждении в должности педагога-психолога и учителя иностранного языка и как учитель имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости. Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Конституция Российской Федерации в статье 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), и указывает, что государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2). В соответствии с п.п.19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом необходимым условием является осуществление педагогической деятельности в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые утверждены Правительством РФ. 04 мая 2011 года Мохова М.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением от 24 июня 2011 года № 644 Моховой отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности 25-летнего стажа педагогической деятельности. По подсчетам Пенсионного фонда педагогический стаж истицы на момент обращения за назначением пенсии составил 21 год 10 месяцев 08 дней. В специальный стаж для назначения пенсии не включены периоды: с 22 ноября 1993 г. по 19 января 1994 г. в должности психолога в МОУ «Санаторная школа-интернат № 103; с 20 января 1994 г. по 31 марта 1996 г. в качестве педагога, педагога-психолога и по совмещению учителя иностранного языка в МОУ «Санаторная школа-интернат № 103; с 01 сентября 1997 г. по 14 сентября 1997 г. в качестве педагога-психолога и по совмещению учителя иностранного языка в МОУ «Санаторная школа-интернат № 103; с 01 сентября 1999 г. по 31 августа 2000 г. в качестве педагога, педагога-психолога и по совмещению учителя иностранного языка в МОУ «Санаторная школа-интернат № 103. Судом установлено, что 22 ноября 1993 года Мохова М.И. принята психологом в МОУ «Санаторная школа-интернат № 103 на 1 ставку (приказ № 121 от 26.11.1993 г.). С 20 января 1994 г. Мохова назначена психологом на 1 ставку и ведением 8 часов иностранного языка в неделю, что подтверждается соответствующим приказом от 17 января 1994 года № 4. Приказом № 244 от 06.02.2002 г. в связи с приведением в соответствие с ЕТК должность психолога переименована на педагога-психолога, о чем в трудовой книжке истицы сделана запись за № 16. Приказом № 30 от 30.07.2002 г. Мохова переведена на должность учителя иностранного языка. Отказывая во включении в педагогический стаж периода работы в должности педагога - психолога с 20.01.1994 г. по 31.03.1996 г., с 01.09.1997 г. по 14.09.1997 г. и 01.09.1999 г. по 31.08.2000 г. ответчик исходил из того, что должность педагог и педагог-психолог не предусмотрены Постановлением № 463, постановлением 1067 и № 781, а так же отсутствует зачисление истицы на штатную должность учителя и не отработана норма педагогической нагрузки. Однако, суд приходит к выводу об обоснованности требовании Моховой М.И. о включении в педагогический стаж указанных периодов ее работы. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. До 29.10.2002 г. действовали Списки профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденные Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463 (ред. от 22.09.1993г.), которыми была предусмотрена должность учителя и учреждение – школа-интернат всех типов и наименований. В соответствие с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. действие Постановления № 463 было распространено на отношения по подсчету специального педагогического стажа до 01 ноября 1999 года. Судом установлено, что истица в период с 20 января 1994 г. по 31 марта 1996 г. и с 01 сентября 1997 г. по 14 сентября 1997 г. работала в МОУ «Санаторная школа-интернат № 103» педагогом психологом, совмещая должность учителя иностранного языка, чего ответчиком не оспаривалось. Место работы и должность истицы включены в Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденные Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463, а условие о выполнении нагрузки или о зачислении на штатную должность не являлось обязательным. В период с 01 сентября 1999 г. по 31 августа 2000 года истица продолжала работать в МОУ «Санаторная школа-интернат № 103» педагогом-психологом, совмещая должность учителя иностранного языка, чего ответчиком так же не оспаривалось. Согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденному постановлением Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999 года и вступившему в силу с 1 ноября 1999 года, в наименовании должностей имеется должность педагога-психолога; в наименовании учреждений – Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении санаторная школа – интернат. При этом, на основании п.3 названного постановления Правительства РФ, работа в качестве педагога - психолога засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания (пункт 13 раздела «Наименование учреждений» Списка). Пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии устанавливает, предусмотрено, что работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Настоящее Постановление вступило в силу с 1 ноября 1999 года, при этом абзацы первые пунктов 1 и 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей вводятся в действие с 1 сентября 2000 года. Таким образом, условие о выполнении нагрузки до 1 сентября 2000 г. не являлось обязательным. В этой связи вышеназванные периоды работы истицы в должности педагога-психолога и по совмещению учителя иностранного языка с 01.09.1999 г. по 31.08.2000 г. не подлежали исключению из специального стажа истца. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости) (ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ответчиком признано наличие у Моховой М.И. на день подачи заявления 01.04.2011 г. стажа на соответствующих видах работы по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 21 год 10 месяца 08 дней. В настоящее время истица продолжает работать в должности учителя иностранного языка в Краевом государственном бюджетном оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Красноярская санаторная школа-интернат». Судом признается право Моховой М.И. на включение в ее стаж педагогической деятельности работы в должности педагога-психолога и по совмещению учителя иностранного языка 3 года 01 месяц 29 дней. Таким образом, на момент обращения истицы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, т.е. на 01.04.2011 г. ее специальный стаж педагогической деятельности составлял более 25 лет, поэтому пенсия ей должна быть назначена с 01.04.2011 года. руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ Р Е Ш И Л : Исковые требования Моховой М.И. удовлетворить. Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска назначить Моховой Марине Игоревне досрочную трудовую пенсию по старости с 01 апреля 2011 года. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня провозглашения с подачей жалобы в Ленинский районный суд г. Красноярска. Копия верна: Судья: Н.Н.Шестакова
Включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы учителем с 20 января 1994 года по 31 марта 1996 года, с 01 сентября по 14 сентября 1997 года, с 1 сентября 1999 г. по 31 августа 2000 года, всего 3 года 1 месяц 29 дней.